Использование сюжетно-ролевых игр в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование сюжетно-ролевых игр в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста
Автор: Крайненко Виктория Александровна

СтатьяИспользование сюжетно-ролевых игр в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возрастаАвтор: Крайненко Виктория АлександровнаОрганизация: МБДОУ № 33Населенный пункт: г. Ростов-на- ДонуВ Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) указано на необходимость проведения работы по социокультурному развитию детей. Так в этом документе поставлены задачи по приобщению воспитанников к социокультурным нормам, семейным, социальным и государственным традициям, по развитию системы представлений о культурных ценностях общества [2]. Характеризуя социокультурное развитие, Т.Г. Ханова, Н.Н. Филатова и М.А. Гамова указывают на то, что оно представляет собой процесс введения детей в культурное пространство окружающей действительности, формирования у них системы социальных ценностей, правил и норм, представление о семейных и государственных традициях [3].Процесс социокультурного развития старших дошкольников, по мнению Л.М. Захаровой и Ю.В. Пурскаловой, заключается в формировании доступных знаний о различных видах социальной культуры (нравственной, народной, гендерной, правовой и пр.), интереса к социальному общению, навыка использования знаний в ходе взаимодействия со сверстниками и взрослыми, в творческой и игровой деятельности [1].В социокультурном развитии старших дошкольников особое место занимает игровая деятельность. В процессе сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных, дидактических игр дети приобретают умения практического использования социальных и культурных норм в различных ситуациях.Организуя работу со старшими дошкольниками по социокультурному развитию, в нашем детском саду широко применяются сюжетно-ролевые игры. Выбор этих игр в качестве ведущих обусловлен тем, что они позволяют моделировать различные ситуации, которые реально могут возникать в повседневной жизни, и требуют воспроизведения социокультурных образцов поведения на основе усвоенных знаний.Опишем более подробно применение сюжетно-ролевой игры в социокультурном развитии старших дошкольников.Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» ориентирована на решение следующих задач:- закрепить социокультурные представления о семье, об обязанностях каждого лена семьи (родители, дети);- развить способности руководствоваться социокультурными нормами в семейном общении;- формировать творческие способности к отображению семейного общения и быта;- развить навыки продуктивного игрового взаимодействия;- воспитывать понимание ценности семьи, уважительного отношения к членам семьи и их труду.Перед проведение данной игры проводится беседа с детьми, направленная на уточнение и углубление представлений о семье, о семейных традициях. Потом старшим дошкольникам предлагается обыграть различные ситуации: подготовка к празднику, встреча гостей, семейная поездка и т.д. При этом важно в совместном обсуждении с детьми определить, сколько семей будет в игре, сколько в них будет членов семьи, а затем распределили роли. В одном из вариантов мы вместе с дошкольниками определили, что в игре будет две семьи, в которых будут родители (мама и папа), по двое детей, бабушка и дедушка. Для развития сюжета договорились о том, что сюжет игры будет отражать ужин в семье.В процессе игры дети воплощали характерные особенности поведения членов семьи: мама – ласковая, добрая; папа – строгий, ответственный и пр. При разворачивании игрового сюжета детей стимулировали к проявлению заботы и бережного отношения всем членам семьи.В конце игры были подведены ее итоги. Выясняли, что понравилось больше всего, что хотелось бы изменить или добавить, оценивали игровую деятельность каждого участника игры, отмечая умение отразить образы членов семьи и проявить личностные качества (доброту, открытость, целеустремленность, аккуратность и пр.).Необходимо отметить, что для организации социокультурного развития старших дошкольников с сюжетно-ролевых игр следует организовывать развивающее пространство. Так для проведения игр по семейной тематике организуется уголок «Наша дружная семья». В нем представлены аппликации с генеалогическими древами семей, выставка фотографий, отражающих быт семей воспитанников. Игровые зоны в групповом помещении обогащаются игрушками и оборудованием, которое дети используют непосредственно в игровом процессе.Наблюдения за старшими дошкольниками в процессе сюжетно-ролевых игр социокультурной тематики показывают, что у детей углубляются представления о социокультурных нормах и ценностях, развиваются умения руководствоваться ими в различных ситуациях.  Список использованной литературы
  • Захарова Л.М., Пурскалова Ю.В. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста в современном мире: аналитико-моделирующий аспект: монография. Ульяновск, 2015. 74 с.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // URL: 
  • Ханова, Т.Г., Филатова, Н.Н., Гамова, М.А. Условия успешного социокультурного развития детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2021