"Воспитание у детей силы воли"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Воспитание у детей силы воли"
Автор: Оксана Павловна Алексина

Семейное собрание «Формирование у детей силы воли».Цели: - дать определение понятия “сила воли “ , которое помогает развивать трудолюбие,любознательность,воспитывать желание учиться; - помочь родителям советамипо формированию волевых качеств учащихся.Оборудование: презентация, фотографии известных людей, выставка книг о великих людях.Ход собрания:
  • Высказывания известных людей.
  • -Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без труда. Воля людская, воля одного твердого человека страшно велика. А.И.Герцен.-Нет на свете такого холма, вершины которого настойчивость в конце концов не достигнет.Ч.Диккенс.-Каждый из нас сам вычеркивает цену своей личности; человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли.С.Смайлс.-Величайшая победа-есть победа над самим собой.П.Кальдерон.-Наша личность-это сад наша воля-садовник.В.Шекспир.2.Творческое коллективное задание. На доске написано Достижение целиодители подходят к доске и записывают что необходимо для достижения цели(по одному понятию).3.Вступительное слово учителя.-Не только специалистам, но и любому человеку понятно, что воля, волевые качества являются одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать это качество у своих детей. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка. Так, согласно Л.С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования.Не смотря на все исследования в этой области, большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия и т.д. Но эти советы не дают конкретных приёмов формирования воли ребёнка. В результате воспитательная работа, направленная на развитие воли, сводится к таким же призывам или даже требованиям, адресованным уже детям: не бояться трудностей, доводить дело до конца, сдерживать свои желания и т.д. Очевидно, что даже при самых благих намерениях воспитателей, но без понимания психологических основ формирования воли, последовательная реализация этих требований не только не воспитывает, но и подавляет волю ребёнка. В силу этого разработка научно обоснованных методов и методик формирования воли, начиная с раннего детства, является чрезвычайно важной.К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по разному истолковывающих понятие "воля": Воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция. Правда, как правило отнесение того или иного автора к тому или иному направлению становится чисто условным, так как в излагаемой им позиции можно встретить моменты, относящиеся к разным направлениям. Развитие волевых качеств закладывается ещё в дошкольном возрасте, и именно в этом возрасте особенно важно их развитие, как своеобразного фундамента, который будет очень важен в развитии волевых качеств в более поздних возрастах. В истории изучения воли можно выделить несколько этапов, когда ее понимали по-разному.Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям. То есть считалось, что человек обдумывает свои поступки, а потом, как задумал, так и поступил, даже если в душе и не хотел так поступать.Второй этап изучения воли связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии. То есть как захотел, так и поступил.На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.На четвёртом - волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.В данное время имеется два противоборствующих течения о вопросе и природе воли. Одно из них подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать "против воли" - значит сказать "против желания". Желание бывает разной силы. Соответственно, в этом случае, сила желания становится заменителем "силы воли". Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении, усилии представлениями о силе переживания потребности, желания. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека. Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т.е., по существу, делает понятие "воля" синонимичным понятию "сила воли". Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Незаметно "сила воли" превратилась просто в "волю", и теперь воля понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается прежде всего как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и неволевых, т.е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера. Но если волевая регуляция и волевое поведение связаны только с преодолением трудностей, то как назвать сознательную регуляцию и сознательное поведение, которые не связаны с обязательными трудностями? Почему тогда эту регуляцию тоже называют волевой, произвольной? Иными словами, сегодня еще существует путаница в понимании понятий «воля», «сила воли», «волевые качества» и тому подобных.И.М. Сеченов отмечал, что воля (как механизм преодоления препятствий) просто так, без идеи, без какого-то смысла проявляться не будет. Волевой регуляции и связанным с ней волевым качествам требуется руководство, для чего и служит основание действия, поступка, т.е. мотив. Наличие же мотива отражает сознательный и преднамеренный характер регуляции, называемой произвольной. Отсюда следует, что отрывать волевую регуляцию от произвольной нельзя. Понять что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то, и другое. Понять, насколько волевые качества развиты у ребенка, не слишком несложно. Довольно полную характеристику его волевой активности можно получить, наблюдая за настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти волевые качества наиболее ярко проявляются в действиях и поступках, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа). Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных выше качеств (методика разработана А. И. Высоцким). Итак, понаблюдайте за своим ребенком, отмечая приведенные ниже признаки волевых качеств. Чем чаще эти признаки проявляются в жизни ребенка, тем более высоким уровнем развития волевых качеств он обладает.4. Чтение учителем стихотворения Р. Киплинга “Владей собой “. Владей собой среди толпы смятенной,Тебя клянущей за смятенье всех,Верь сам в себя наперекор вселенной,И маловерным отпусти их грех;Пусть час не пробил, жди, не уставая,Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;Умей прощать и не кажись, прощая,Великодушней и мудрей других.Умей мечтать, не став рабом мечтанья,И мыслить, мысли не обожествив;Равно встречай успех и поруганье,He забывая, что их голос лжив;Останься тих, когда твое же словоКалечит плут, чтоб уловлять глупцов,Когда вся жизнь разрушена и сноваТы должен все воссоздавать c основ.Умей поставить в радостной надежде,Ha карту все, что накопил c трудом,Bce проиграть и нищим стать как преждеИ никогда не пожалеть o том,Умей принудить сердце, нервы, телоТебе служить, когда в твоей грудиУже давно все пусто, все сгорелоИ только Воля говорит: "Иди!"Останься прост, беседуя c царями,Будь честен, говоря c толпой;Будь прям и тверд c врагами и друзьями,Пусть все в свой час считаются c тобой;Наполни смыслом каждое мгновеньеЧасов и дней неуловимый бег, -Тогда весь мир ты примешь как владеньеТогда, мой сын, ты будешь Человек!5. Признаки волевых качеств школьниковПризнаки дисциплинированности:
  • сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);
  • добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);
  • недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.);
  • соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.
  • Признаки самостоятельности:
  • выполнение ребенком посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);
  • умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);
  • умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;
  • умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.
  • Признаки настойчивости:
  • стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
  • умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
  • умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.)
  • Признаки выдержки:
  • проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);
  • умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);
  • умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.
  • Признаки организованности:
  • соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);
  • планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки;
  • умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
  • Признаки решительности:
  • быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;
  • выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;
  • отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;
  • проявление решительных действий в непривычной обстановке.
  • Признаки инициативности:
  • проявление ребенком творчества, выдумки, рационализации;
  • участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
  • активная поддержка коллектива детей в реализации намеченных планов;
  • стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.6.Притча Умение подниматься.Была у одного народа примета! Тот, кто сорвет белый цветок на горе в канун Нового года, будет счастлив. Гора, на которой расцветал цветок счастья, была заколдована. Она постоянно тряслась, и никто не мог удержаться на ней.Но каждый Новый год находились смельчаки, которые пытались залезть на гору.Однажды три друга тоже решили попытать счастья.Перед тем как идти на гору, зашли друзья к мудрецу – совета спросить:- Упадешь семь раз – поднимись восьмой раз, – посоветовал им мудрец.Пошли трое друзей на гору, все с разных сторон.Через час вернулся первый юноша, весь в синяках.- Неправ был мудрец,- сказал он.- Я упал семь раз, а когда восьмой раз поднялся, то увидел, что прошел только четверть горы. Тогда я решил вернуться.Второй юноша пришел через два часа, весь побитый, и сказал:- Мудрец нас обманул. Я упал семь раз, а когда на восьмой раз поднялся, то увидел, что прошел только треть горы. Тогда я решил вернуться.Третий юноша пришел через день с белым цветком в руках, и на нем не было ни царапинки.- Разве ты не падал? – спросили его друзья.- Падал, может, сто раз падал, а может, и больше. Я не считал, – ответил юноша.- Почему на тебе нет синяков и ссадин? – удивились друзья.- Перед тем как идти на гору, я научился падать, – засмеялся юноша.- Этот человек научился не падать, а подниматься, значит, он достигнет любой цели в жизни! – сказал мудрец, узнав о юноше.7. Рекомендации по выработке силы воли.
  • Надо уметь заставить себя работать.
  • Поставить цель и добиваться успеха.
  • Удерживать себя от всяких соблазнов.
  • Держи свое слово, пообещал-выполни.
  • Добивайся уважения людей своей ответственностью.
  • Представляй себе последствия поступков.
  • Учись находить стимул, не хватайся за все сразу, постепенно увеличивай нагрузку, иди от простого к сложному.
  • Будь оптимистом.
  • Умей вовремя себя остановить, взять в руки.