Система работы по духовно нравственному воспитанию старших дошкольников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система работы по духовно нравственному воспитанию старших дошкольников
Автор: Малюгина Елена Юрьевна
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Целью моего выступления на МО является убедить коллег в целесообразности комплексного подхода в работе по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и показать, как я осуществляла его на примере своей группы.
Форма проведения: круглый стол.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. Ныне мы наблюдаем такую картину: люди стали жестокими, нетерпимыми друг к другу, материальные ценности превалируют над духовными, не стало доверия друг к другу. Теряется доверительная нить между родителями и детьми, разговор происходит на ходу, впопыхах. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Они уже в дошкольном возрасте проявляют агрессию по отношению друг к другу. А должно быть наоборот: они должны научиться не только брать, но и отдавать; заботиться о близких с детства, быть внимательным друг к другу, помогать словом и делом.
Перед педагогами здесь стоит непростая задача – воспитать добропорядочного человека, гражданина. Но нельзя забывать при этом, что именно семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформирован как личность.
Только система работы может дать ожидаемые результаты. Таким образом, я решила, что правильнее всего будет для меня строить работу сразу в 3 направлениях: воспитательная работа в группе с детьми, просветительская работа с родителями и совместно (дети + родители) проводимые мероприятия.
Для целенаправленной работы с детьми в качестве приоритетного направления работы группы я выбрала Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками, так как это соответствует требованиям ФГОС, ожидаемые результаты работы очень важны (у общества есть гос. заказ на данные характеристики) и согласуются с таковыми по ООП. Я составила программу работы с детьми в этом направлении. В ней постаралась отразить цель, задачи, принципы духовно-нравственного воспитания, методы работы с детьми. Имеются отдельные методики для диагностики детей с критериями оценок, а также представлено перспективное планирование для этой области. (Приложение №1.) Работа ведется с сентября 2017 года.
Формы работы с детьми: беседы, дискуссии с детьми духовно-нравственной направленности, посещение музея, храма с целью знакомства с духовно-нравственными ценностями, чтение художественной литературы по данной тематике.
Планируя работу с родителями, я поставила перед собой цель: создать условия для формирования духовно-нравственного воспитания в семье.
Цель может быть достигнута путем реализации следующихзадач:
Расширение представлений о возможностях семьи в воспитании ребенка.
Выявление противоречий и проблем в использовании методов воспитания.
Выявление дополнительных возможностей влияния семейных традиций, устоев на формирование понимания ребенком роли семьи в перспективе жизни человека.
Формирование опыта педагогически обоснованных подходов к выбору методов семейного воспитания.
Далее я разработала план мероприятий для работы с родителями, который мы реализовываем. (Приложение №2.)
Формы работы с родителями, а также совместных мероприятий (родители + дети) по духовно-нравственному воспитанию:
родительские собрания на духовно-нравственные темы;
проведение совместных учебных мероприятий (выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей иродителей, конкурсы);
совместно нравственно-значимая деятельность родителей с детьми (изготовление кормушек);
анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
индивидуальные консультации специалистов;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей;
мастер-классы для родителей.
Так, на родительском собрании Как научить ребенка жить среди людей? мы поставили проблемный вопрос: Важно ли воспитывать детей нравственно? Как это сделать? (диспут). Затем провели мастер-класс по проведению психологических игр духовно-нравственной направленности (Приложение №3). Также дали рекомендации родителям по чтению и обсуждению художественной литературы подуховно–нравственной тематике. А после посещения детьми городского музея и храма, как и проведения детского досуга в детском саду, например, народные праздники: Масленица, Коляда и других, мы попросили родителей побуждать детей делиться впечатлениям от увиденного и услышанного, рассказывании о том, что запомнили. На каждом собрании ненавязчиво, с примерами, мы разбираем различные ситуации. По мере необходимости проводим анкетирование и сразу выводим результаты, по которым папы и мамы делают соответствующие выводы. Все это помогает взрослому человеку задуматься, что он не просто родитель, который создал свое дитя, а творец души его.
Помня, что дошкольный возраст – самый подходящий для формирования личности, данную работу по духовно-нравственному воспитанию я считаю намеченной своевременно, правильно. В течение года проводим как намеченные, так и незапланированные мероприятия (когда нас приглашают посетить музей, храм). Эту работу следует проводить и в следующем году. Ребята наши уже пойдут в подготовительную группу, поэтому впору будет взять более взрослую тему приоритетного направления группы: Формирование патриотических чувств у дошкольников.
Литература
Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации.
Алешина Н. В., Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2004.
Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду.
Киркос Р. Ю., Патриотическое воспитание дошкольников.
Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Петракова Т. И., Духовные основы нравственного воспитания.
Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4 – 7 лет.
Феоктистова Т. К., Шестякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников.
Шишова Т. П., Как воспитать в ребенке послушание?
Шишова Т. П., Как воспитать в ребенке ответственность?
Приложение 1
Приоритетное направление группы: Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совесть, добросердечность, любовь, вера); нравственного убеждения (способность к различению добра и зла, долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность, дисциплинированность); нравственных привычек, умений и навыков поведения (толерантность, осознаваемость психических процессов и состояний, эмпатийности).
Целью нашей работы является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи:
Формирование нравственных качеств дошкольников, повышение нравственной культуры, осмысление духовных и нравственных ценностей.
Развитие толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки старших дошкольников.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека: ценностное отношение к России, к своей малой родине, государственной символике, народным традициям, к старшему поколению.
В своей работе мы руководствовались следующими принципами духовно-нравственного воспитания:
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - Уклонись от зла и сотвори благо).
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
Методы работы с детьми: проблемно-поисковый, наглядный, словесный, практический, игровой.
Диагностика
Методика Что такое хорошо и что такое плохо?
Воспитанника просят привести примеры: доброго дела, справедливого поступка; поступка, который они оценивают отрицательно, поступка проявления безответственности; привести примеры из художественных произведений и личной жизни, когда он испытывает (ал) сострадание, сочувствие к героям книги или окружающим его людям.
Литературные произведения, применяемые при диагностике Что такое хорошо и что такое плохо?
Сказки, былины: Илья Муромец и Соловей – разбойник., Снегурочка, пересказ Е. Поленовой Не плюй в колодец – пригодится воды напиться, Белая уточка из сборника сказок А. Афанасьева, Волк и лиса, Гуси – лебеди, Хаврошечка, И. Соколов-Микитов Соль земли, К. Ушинский Слепая лошадь и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление
Методика Закончи историю
Детям читают рассказ-ситуацию из жизни. Задаются вопросы: Как называется такой поступок?, О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?. Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития
Методика Сюжетные картинки (по Р. Р. Калининой)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика Что мы ценим в людях (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика Как поступать (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например: во время игры один из твоих друзей сломал игрушку. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Таблица 1 - Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (5 – 6 лет)
Месяц
№
занятия
Тема
Цель
Сентябрь
1
Мое окружение. (Все люди разные по полу, по
возрасту, по происхождению.)
Систематизировать знания детей о мире людей.
2
Тайна моего Я (Кто я такой? Что я чувствую? Я могу! Я хочу. Я должен.)
Сформировать понятие о себе, своих чувствах, возможностях, потребностях, обязанностях.
3
Тайна моего Я (Кто я такой? Что я чувствую? Я могу! Я хочу. Я должен.)
Сформировать понятие о себе, своих чувствах, возможностях, потребностях, обязанностях.
4
Что означает мое имя? (Значение имени;
именины.)
Убедить детей дорожить
своим именем, гордиться им, равняться на людей, прославивших его.
Октябрь
1
Моя семья (Семья – остров любви, терпения,
спасения.)
Воспитывать потребность заботиться о близких людях, уважать их.
2
Послушание и упрямство. (Делай не то, что хочешь,
а то, что нужно. Как перестать упрямиться и начать
слушаться.)
Сформировать понимание, зачем нужно слушаться. Побудить работать над собой.
3
Слово. (Слово спасает и слово убивает.)
Сформировать понимание, как слово может воздействовать на окружающих.
4
Правила этикета при общении. (Умение слушать
собеседника, вежливо вести разговор).
Систематизировать знания детьми правил этикета. Побуждать следовать этим правилам.
Ноябрь
1
Правила этикета при общении. (Умение слушать
собеседника, вежливо вести разговор).
Систематизировать знания детьми правил этикета. Побуждать следовать этим правилам.
2
Правда и ложь. (От лжи человек страдает, мучается,
болеет. Правда освобождает от зла.)
Показать, как правда и ложь воздействуют на говорящего и окружающих. Побуждать избавиться от лживости.
3
Правда и ложь. (От лжи человек страдает, мучается,
болеет. Правда освобождает от зла.)
Показать, как правда и ложь воздействуют на говорящего и окружающих. Побуждать избавиться от лживости.
4
Зависть и доброжелательность. (Нужно
довольствоваться тем, что имеешь. Проявления
зависти. Зависть разъедает душу человека).
Побуждать быть доброжелательными и избегать проявлений зависти.
Декабрь
1
Благодарность и недовольство. (За все, что с нами
происходит, нужно благодарить).
Воспитание чувства благодарности.
2
Благодарность и недовольство. (За все, что с нами
происходит, нужно благодарить).
Воспитание чувства благодарности.
3
Щедрость и жадность. (Проявление щедрости.
Дающему (дарящему) это хорошо или плохо? Как побороть в себе жадность?)
Убедить становиться щедрыми и искоренять
жадность.
4
Щедрость и жадность. (Проявление щедрости.
Дающему (дарящему) это хорошо или плохо? Как побороть в себе жадность?)
Убедить становиться
щедрыми и искоренять
жадность.
Январь
1
Милосердие и жестокость. (Дела милосердия.
Сердце может быть милым, умеющим любить.
Жестокий человек не знает жалости, сочувствия, любви.)
Побуждать воспитывать в себе милосердие и подавлять жестокость.
2
Милосердие и жестокость. (Дела милосердия.
Сердце может быть милым, умеющим любить.
Жестокий человек не знает жалости, сочувствия, любви.)
Побуждать воспитывать в себе милосердие и подавлять жестокость.
3
Милосердие и жестокость. (Дела милосердия.
Сердце может быть милым, умеющим любить.
Жестокий человек не знает жалости, сочувствия, любви.)
Побуждать воспитывать в себе милосердие и подавлять жестокость.
Февраль
1
Дружба. (Что мы ждем от нее и что значит быть настоящим другом).
Систематизировать знания о дружбе. Побуждать становиться настоящими друзьями.
2
Дружба. (Что мы ждем от нее и что значит быть настоящим другом).
Систематизировать знания о дружбе. Побуждать становиться настоящими друзьями.
3
Добро и зло. (Добрые слова и поступки. Добро
созидает, а зло разрушает. Бумеранг добра и зла. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.)
Расширить понимание детьми смысла слов добро и зло. Побуждать творить только добрые дела.
4
Добро и зло. (Добрые слова и поступки. Добро
созидает, а зло разрушает. Бумеранг добра и зла. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.)
Расширить понимание детьми смысла слов добро и зло. Побуждать творить только добрые дела.
Март
1
Совесть. (Совесть – советчик в жизни. Что значит жить по совести? Для чего нужно хранить
совесть.)
Сформировать понятие
совести и ее важности.
Побуждать жить по совести.
2
Совесть. (Совесть – советчик в жизни. Что значит жить по совести? Для чего нужно хранить
совесть.)
Сформировать понятие
совести и ее важности.
Побуждать жить по совести.
3
Трудолюбие и лень. (Для чего человек трудится? Радость от результатов труда. Как стать
трудолюбивым?)
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду.
4
Трудолюбие и лень. (Для чего человек трудится? Радость от результатов труда. Как стать
трудолюбивым?)
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду.
Апрель
1
Смелость и трусость.
Показать, в чем проявляется смелость и трусость. Побуждать расти смелыми.
2
Смелость и трусость.
Показать, в чем проявляется смелость и трусость. Побуждать расти смелыми.
3
Единство с природой.
Воспитывать бережное
отношение к природе.
4
Героизм.
Показать, в чем проявляется героизм и чем он отличается от просто смелости.
Май
1
Ценность мира.
Воспитывать гражданско-патриотические чувства, желание служить Отечеству.
2
Ценность человеческой жизни.
Воспитывать гражданско-патриотические чувства, желание служить Отечеству.
3
Ценность любви к Родине, к народу.
Воспитывать гражданско-патриотические чувства, желание служить Отечеству.
Приложение 2
Работа с родителями с целью формирования у детей духовно-нравственных качеств.
Сентябрь:
Фоторепортаж Лучшие на свете впечатления о лете.
Октябрь:
Выпуск стенгазеты Наши любимые бабушки и дедушки.
Памятка Как привить ребенку дисциплину?
Ноябрь:
День добрых дел. Изготовление кормушек для птиц.
Консультация Учим детей общаться.
Утренник, посвященный Дню Матери.
Декабрь:
Родительское собрание Как научить ребенка жить среди людей?
Родительский уголок Ребенок и общество. Ребенок мой родной (возраст 5-6 лет).
Индивидуальная беседа о том, как с пользой провести выходные и праздники.
Февраль:
Консультация Роль отца в воспитании ребенка.
Совместное развлечение Быстрее, выше, сильнее.
Индивидуальная беседа с папами о том, кого они считают главными в воспитании ребенка.
Март:
Утренник, посвященный празднованию 8 марта.
Консультация Уделяйте время своему ребенку.
Папка-передвижка Вместе с детьми в свободный час.
Апрель:
Консультация Основы нравственных отношений в семье. Несколько советов родителям по воспитанию нравственности.
Анкета для родителей Семейные традиции в семье.
Индивидуальная беседа Какие родители, такие и дети.
Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы.
Май:
Стенгазета Победа в наших сердцах.
Консультация Строгость или вседозволенность – как найти верную пропорцию?
Приложение 3
Игры:
Копилка добрых дел.
Игра заключается в вырезании из цветной бумаги (это может сделать взрослый) квадратиков, кружочков или других форм, интересных ребенку. Это могут быть и фигурки животных. Когда ребенок совершит хороший поступок, он должен будет положить в копилку одну форму. Эта игра послужит мотивом для совершения хороших поступков.
Комплименты.
Дети и члены семьи должны сесть в круг и взять друг друга за руки. Каждый по очереди говорит приятное слово своему соседу, на что тот должен поблагодарить. Если ребенок затрудняется в подборе слов, взрослому стоит помочь ему в этом.
Избавимся от злости.
Для ее необходимо заранее нарисовать кляксы или тучки, которые затем отдать ребенку. Также понадобится мешочек, который можно сшить вручную. Ребенку следует предложить складывать тучки в мешок, рассказывая о своих неудачах и плохих поступках, которые он совершил сегодня. Нужно договориться с ребенком, что в этот мешочек он складывает все свои негативные эмоции, которые затем нужно выбросить.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-дону детский сад №33
Методическое пособие
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитатель:
Малюгина Е.Ю.
2024 год
2