Имена собственные и нарицательные, 3 класс, Перспектива


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Имена собственные и нарицательные, 3 класс, Перспектива
Автор: Сёмина Альбина Анатольевна

Тема урока:«Собственные и нарицательные имена существительные» Выполнила: Учитель начальных классовСёмина Альбина АнатольевнаУльяновск 2024г.Предмет: русский языкКласс: 3УМК: ПерспективаТема: Собственные и нарицательные имена существительные.Тип урока: получение новых знанийДанному уроку предшествовали темы: 1. Что обозначает имя существительное? 2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.Формы организации учебной деятельности:• групповая; в парах; индивидуальная;• фронтальнаяОбразовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки с заданиями, кластер, смайлики, интерактивная доска.Цель: формировать понятие об именах собственных и нарицательных имён существительных. Углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.Планируемые результаты:Личностные – формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.Метапредметные: Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь.Предметные – уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке. ХОД УРОКАI. Организационный момент. ( Этот этап урока должен организовать ребят и настроить их позитивно).Слайд №2Учитель:Начинается урок,Он пойдет ребятам впрок.Постарайтесь все понять,Учитесь тайны открывать,Ответы полные давать,Чтоб за работу получать.Только лишь отметку «пять»! II. Минутка чистописанияУчитель: Открываем тетради, подписываем число и классная работа. Посмотрите на доску, там записаны слова:месяц, Миша, медведь, морковь, Москва, мороз, молоко.Учитель: Ребята, что вы видите общего в этих словах? Ответы детей: Они все начинаются с букв М, м;Учитель: Чем отличаются данные слова? Ответы детей: Одни написаны с маленькой буквы, другие с большой;- Как вы думаете, какую букву и буквосочетание будем сегодня писать? Ответы детей: М,м.Учитель: Верно, пропишем заглавную и строчную буквы М,м и слоги с этими буквами: М, м, Мо, мо, Ми, ми – пропишите до конца строки в данной закономерности.III. Актуализация знаний Словарная работа: Учитель: Посмотрите ещё раз на наши слова. Как вы думаете, какое слово является лишним?Ответы детей: Миша. Учитель: Почему? Ответы детей: Оно не словарное слово.Учитель: Запишите себе в тетрадь словарные слова, подчеркните буквы, которые нужно запомнить, поставьте ударение.( Дети списывают все слова, кроме слова Миша, подчеркивают буквы, ставят ударение).IV. Подготовительный этапУчитель: Какой частью речи являются данные слова? Ответы детей : Именами существительными. А, что вы знаете об именах существительных? Для этого воспользуемся нашим кластером, который мы начали составлять, при изучении имени существительного. (У каждого ученика лежат заготовленные кластеры). Слайд №3Ответы детей: 1. Имя существительное – это предмет;2. Отвечает на вопрос – Кто? Что?3. Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные. Учитель: Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к одушевленным, а какие к неодушевленным. Ответы детей: Одушевленные имена существительные обозначают живые предметы, людей, животных, птиц. Неодушевленные - это остальные имена существительные.Учитель: Поработаем в парахРаспределите данные слова на одушевленные и неодушевленные и запишите в таблицу, которая у вас на парте.Сравните свою работу с доской и оцените свою работу. У кого все слова распределены правильно поставьте смайлик с улыбкой, кто допустил ошибки, нарисуйте грустного смайлика. Слайд №4Проблемный вопрос.Учитель: Как мы уже сказали выше, данные слова некоторые написаны с заглавной буквы, а некоторые со строчной. Как вы думаете почему? Ответы детей: Одни слова, которые написаны с маленькой буквы, называют общие предметы, а слова, которые написаны с большой буквы, называют какой-то определенный предмет, город, имя, улицу, страну, фамилию.Учитель: Подумайте и скажите, над какой темой мы сегодня будем работать? Ответы детей: Заглавная и строчная буквы в словах.Учитель: Что мы должны узнать на уроке? Ответы детей: Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы.V. Изучение нового материалаУчитель: Чтобы нам узнать, как же называются слова, которые пишутся с заглавной буквы, а какие со строчной, давайте обратимся к нашему учебнику. Рассмотрим упражнение 22 (устно) на странице 15.Работа с учебником. Беседа. Фронтальная работа.Упражнение 22Поэт Василий Андреевич Жуковский, мальчик Алёша, девочка Алиса, город Вологда, площадь Победы, страна Болгария, озеро Байкал, улица Мира, богатырь Илья Муромец, корова Зорька, кот Базилио, гора Эльбрус. Задание: 1) Прочитайте. Какие из этих слов собственные, а какие нарицательные? Ответы детей: поэт, мальчик, девочка, город, площадь, страна, озеро, улица, богатырь, корова, кот, гора – это нарицательные; Василий Андреевич Жуковский, Алёша, Алиса, Вологда, Победы, Болгария, Байкал, Мира, Илья Муромец, Зорька, Базилио, Эльбрус – это собственные).2)Почему имена существительные, которые написаны с большой буквы называются – собственные? Ответы детей: Имена существительные, которые написаны с большой буквы называются – собственными, потому что они называют конкретное лицо, город, озеро, улицу, кличку животного, страну).Учитель: Молодцы! Всё правильно. А подтвердить ваши ответы нам поможет правило на странице 15. Слайд № 5: Учитель: Давайте сделаем вывод. Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? Ответы детей: Эти слова называются имена собственные Учитель: Как пишутся имена собственные? Ответы детей: Имена собственные пишутся с большой буквы.Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.Буква обычная выросла вдруг,Выросла выше всех букв-подруг.Смотрят с почтеньем на букву подруги.Но почему? За какие заслуги?Буква расти не сама захотела,Букве поручено важное дело.Ставится буква у строчки в начале,Чтобы начало все замечали.Имя, фамилия пишутся с нею,Чтобы заметней им быть и виднее,Чтобы звучали громко и гордоИмя твое, имя улицы, города!Буква большая – совсем не пустяк:В букве большой – уважения знак!Учитель: Какие же важные дела у большой буквы? Ответы детей: Она пишется в словах, которые называют имена, фамилии, города, улицы, моря озёра, страны. Также заглавная буква стоит вначале предложения. Учитель: Все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с заглавной буквы, другие – строчной. Давайте поработаем в тетрадях. Рассмотрим упражнение 23 на странице 16. Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить?Ответы детей: Распределить слова на две группы. В одну группу записать имена собственные, во вторую - нарицательные.Упражнение 23(Р,р)ека, (Н,н)ева, (Ц,ц)веток, (Р,р)омашка, (С,с)трана, (Р,р)оссия, (С,с)обака, (Ж,ж)учка, (К,к)омпьютер, (С,с)ерёжа, (Б.б)асня, (М,м)осквич, (Я,я)рославль, (Н,н)ебо, (М,м)арс, (К,к)осмонавт.Учитель: После выполнения работы, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сделайте взаимопроверку. У кого всё выполнено верно поставьте на полях тетради отметку «5», у кого допущена 1 или 2 ошибки поставьте отметку «4», у кого более 3-х ошибок ставим отметку «3».VI. Физкультминутка Слайд №6Руки вверх - пришли учиться,Руки вниз, – а не лениться.Сели, встали дружно вместе,Покружились все на месте.На любой вопрос коварныйСами мы ответ найдем!К цели мы своей придем!Активным на уроке будь!И легче станет школьный путь!VII. Первичное закрепление.Работа со словарёмУчитель: Каждый человек с самого рождения первое, что получает – это имя собственное. Оно даётся не просто так. Каждое имя имеет свое значение. У нас в классе много девочек и мальчиков с разными именами. Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить?Ответы детей: Найти значение своего имени.Учитель: Действительно, вы будете искать значение имени в словаре, но только не своего, а значение тех имен, которых у нас в классе нет. Я вам предлагаю найти значение имён: Ольга, Владимир, Игорь, Виктория.Групповая работа (Дети объединяются в группы и находят значение имён – Ольга, Владимир, Игорь, Виктория. Каждая группа зачитывает сведения из словаря об имени).Учитель: Вы узнали значение нескольких имён, но человеку даётся не только имя, фамилия и отчество, также у каждого человека есть свой дом, своя родина. У каждого учащегося лежит лист с заданием, которое вы сейчас выполните. Затем ученик с каждого ряда зачитает свой ответ, остальные сверяют свои работы. Если согласны с ответами, то дети того ряда встают, если на согласны, то поднимают руки.VIII. Закрепление.Самостоятельная работаУчитель: На слайде записи. Попробуйте их прочитать без ошибок. Что заметили необычного? Слайд №7УКОНДРАТАКУРТКАКОРОТКОВАТАПОШЛАПОЛЯПОЛОТЬВПОЛЕОтветы детей: Слова написаны слитно.Учитель: Разделите эту запись на отдельные слова, чтобы получился смысл. Подчеркните заглавную букву в именах собственных. Сравните свою запись с доской. Слайд №8Ответы детей: У Кондрата куртка коротковата. Пошла Поля полоть в поле.Учитель: На что похожи эти предложения?Ответы детей: На скороговоркиУчитель: Давайте все вместе их проговорим.(Дети проговаривают скороговорки).IX. Подведение итоговУчитель: Давайте вернёмся к нашему кластеру. Какими понятиями с сегодняшнего урока мы его дополним? Слайд №9 Ответы детей: Собственные, нарицательные.Кластер «Имя существительное»X. Домашнее заданиеУчитель: Домашнее задание вам будет необычное. Каждому ряду будет определённое задание.1ряд: Запишите в тетрадь: Фамилию, имя, отчество – своё, мамы, папы. 2 ряд: Данную группу слов, расположите в алфавитном порядке ( Москва, Владимир, Ярославль, Волга, Франция, Десногорск, Красное (море), Ока, Байкал, Днепр, Смоленск, Курск).3 ряд: Найдите в дополнительных источниках (словари, Интернет) и запишите в тетрадь значение и происхождение своего имени.XI. Рефлексия.Блиц-опрос с опорой на кластерУчитель:- Что такое имя существительное?- Как называются имена существительные, которые обозначают людей, животных, птиц?- Что такое имена собственные? Как они пишутся?- Как пишутся имена нарицательные?Учитель: Оцените свою работу на уроке: Возьмите тот знак, который подходит к вашему настроению на сегодняшнем уроке, и прикрепите его на «Дерево успеха»(У «Дерева успеха» три уровня): 1 уровень - кому было легко и понятно, тот крепит жёлтый смайлик на вершину дерева;2 уровень - кто испытывал небольшие затруднения, тот крепит зелёный смайлик в середине кроны;3 уровень- кому было многое не понятно, тот крепит фиолетовый смайлик внизу дерева.