Развитие речи


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи
Автор: Юлия Михайловна Юлина

Конспект занятия по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУПА) Пересказ сказки «Лиса и козел»Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей;Словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания;звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.Материал. Картинки с изображением лисы.Ход занятияВоспитатель загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех золотистый — это про кого загадка?» (Про лису.) Показывает детям несколько картинок с изображением лисы: «Когда вы были в старшей группе, мы с вами рассматривали разные картинки. Сейчас вы можете взять любую картинку и сказать, какая у вас лиса. Если у одного лиса рыжая, то у другого еще... у кого-то лиса красивая, а у кого-то еще...»Воспитатель выразительно рассказывает сказку «Лиса и козел». Задает вопросы:— О чем рассказывается в этой сказке?— Как она начинается? заканчивается?— Какою показана лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какою еще изображена лиса?— А какой в сказке козел? Почему вы думаете, что он такой?— Какие слова и выражения вам больше всего понравились?— Послушайте сказку еще раз,— предлагает воспитатель,— потом вы будете ее рассказывать. Слушайте внимательно и запоминайте.Заслушиваются 3—4 пересказа.Можно предложить детям пересказать сказку по ролям (или группой — «командой»).Дети дают оценку пересказам товарищей. Если они затрудняются, воспитатель делает это сам, обращая их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций в диалоге, использование образных слов и выражений из текста.Воспитатель обращается к детям:— Вы интересно и выразительно рассказали сказку. Давайте еще раз подумаем, какой был козел. Какими словами можно о нем сказать? (Недогадливый, глупый, неумный, невнимательный и т. п.)— Какою была лиса? (Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая.)— Какие слова, которые вы сказали о козле и лисе, можно использовать, говоря о человеке?— Какой был колодец? (Глубокий, холодный, темный, мутный, грязный, узкий.)— Что еще можно назвать «холодным»? (Снег, лед, воздух, ветер...)— А что можно назвать «холодная»? (Зима, снежинка, сосулька, льдинка...)— Послушайте внимательно и ответьте. Холодный, глубокий, прозрачный — это река или ручей?.. Голубая, стеклянная, хрупкая — это блюдце или чашка?Проводя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы дети четко произносили окончания, правильно согласовывали прилагательные с существительными.Воспитатель предлагает выучить скороговорку о лисе: «Бежит лиса по шесточку. Лизни, лиса, песочку». Воспитатель, а затем дети произносят скороговорку громко, умеренно, тихо, шепотом.Можно дать детям задание придумать рифму к словам «Ты, лисичка, где гуляла?» (На лужайке танцевала; под кусточком отдыхала и т. п.) Наиболее удачное двустишие все повторяют громко, тихо, шепотом.