"Изучаю, развиваю, играю" (развитие психических функций)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Изучаю, развиваю, играю" (развитие психических функций)
Автор: Буланова Светлана Вячнславовна
Методическая разработкаобразовательной программы дополнительного образования детей«Изучаю, развиваю, играю»» (развитие психических функций)для учащихся 6-7 летсрок реализации – 1 год1 час в неделю, 36 часов в годПедагог-психологБуланова Светлана ВячеславовнаПояснительная запискаНачало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап. Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.Предлагаемая программа направлена на помощь первоклассникам в адаптации к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций.Актуальность программы:Первый класс школы - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность - продуктивность и устойчивость.Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой.Неадаптированность обучающихся к школе связана с поведенческими проблемами - низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.От того, как пройдет адаптация па первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость обучающихся в последующие годы.Цель программы: помочь адаптироваться первоклассникам к школьному обучению.В ходе реализации программы будут решаться следующие задачи: Образовательные1.Ознакомить и сформировать умения выполнять по инструкции.2.Обучить умению слушать других.Развивающие 1.Развить эмоционально - волевую сферу, умение осуществлять самоконтроль.2.Развить моторику.3.Развить познавательные процессы: мышление, внимание, память.4.Сохраненть полноценное психическое и личностное развитие учащихся. Воспитательные1.Сформировать уважительное отношение при общении с другими людьми.2.Воспитать потребность в следовании этически ценным формам и способам поведения в отношениях с окружающими.Программа предназначена для детей 6-7 лет. Занятия проходят 30-40 минутФорма занятий - подгрупповые практические занятия. На занятиях в основном используется игровая форма обучения. Учащимся предлагаются игровые ситуации или упражнения, в условиях которых у них формируются или развиваются те или иные психологические механизмы. Интерактивные игры помогаю создавать дружескую атмосферу на занятии. В ходе таких игр дети имеют возможность получить социальный опыт, общаться друг с другом.Материально-техническая база:Учебный классНаличие аудио-аппаратурыНаличие специализированных методических материалов, пособийДиагностический инструментарийОжидаемые результаты и способы их достижения.Среди обучающихся по программе первоклассников, к концу курса должны сформироваться следующие умения и навыки:эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;чувство единства, умение действовать согласованно;готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность; устойчивость и распределение внимания, контроль за выполнением одновременно двух и более действий;умение выделять и анализировать отдельные признаки и свойства воспринимаемых предметов, осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность;формирование опосредованного запоминания, использования для запоминания вспомогательных средств, умение выделять в запоминаемых объектах различные свойства;основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности).Учащиеся должны уметь:•анализировать процесс и результаты познавательной деятельности; контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;работать самостоятельно в парах, в группах.Все первоклассники, принимающие участие в программе, к концу обучения должны благоприятно адаптироваться к школьному обучению.2. Учебно - тематическое планированиеСодержание программыРаздел 1 Ощущения, внимание и память. Развитие умения точно называть предметы, развитие слуховых и зрительных ощущений.1.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.). Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний). Задание 1. «Назови предметы» «Слова по теме». Задание 2. «Узнай по звуку» Дети узнают различные предметы (карандаш, линейка, книга, ложка, монета) по звуку, который те издают при постукивании или при падении. Более сложный вариант: дети, закрыв глаза, должны узнать человека по голосу, звуку шагов.Заключительная часть. Подведение итогов занятия. 2.Вводная часть. Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов». Задание 1. «Учись слушать и выполнять». Задание 2. «Учитель — ученик, ученик — учитель». Задание 3. «Послушай звуки». Заключительная часть Подведение итогов занятия.Развитие пространственных представлений . Формирование элементов самоконтроля.1.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов». Задание 1. «Произнеси чисто». Задание 2. «Раскрась правильно». Заключительная часть Подведение итогов занятия.2.Вводная часть. Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов»: Задание 1. «Найди ошибку». Задание 2. «Определи фигуру». Задание 3. «Назови одним словом».Задание 4. «Конкретизация понятий». Заключительная часть Подведение итогов занятия.3.Вводная часть. Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов». Задание 1. «Где этот домик?».Задание 2. «Чей узор лучше?» (графический диктант) Задание 3. «Найди предметы одного цвета». Задание 4. «Цветовая угадайка». Заключительная часть Подведение итогов занятия1.3 Развитие произвольного внимания, вербальной памяти.1.Вводная часть «Азбуку хороших слов» Задание 1. «Выполни команду». Задание 2. «Какого цвета?» Задание 3. «Цветные полоски». Заключительная часть Подведение итогов занятия.2.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов»Задание 1. «Кто точнее нарисует?». Заключительная часть Подведение итогов занятия.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов».Задание 1. «Магнитофон». Задание 2. «Переверни рисунок». Задание 3. «Что? Где?» Заключительная часть Подведение итогов занятия.3.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов». Задание 1.«Поиграем в индейцев». Задание 2. «Угадай, кто говорит». Задание 3. «У кого ряд длиннее?» Заключительная часть Подведение итогов занятия.4.Вводная часть. Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов». Задание 1. «Телеграфисты». Задание 2. «Куда указывают стрелки?» Задание 3. «Подбери картинки» Заключительная часть Подведение итогов занятия.5.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов». Задание 1. «Нарисуй по памяти». Задание 2. «Выполни правильно». Задание 3. «Вордбол»..Заключительная часть Подведение итогов занятия.1.4 Развитие зрительных ощущений, зрительно-двигательных координаций. Зрительная память.1.Вводная часть Создаем хорошее настроение: « Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов». Задание 1. «Расставь слова». Задание 2. «Зашифруй слова». Задание 3. «Зашифруй цифры». Задание 4. «Точные движения». Заключительная часть Подведение итогов занятия.1.5 Развитие умения воспроизводить образец.1.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов». Задание 1. «Найди одинаковые». Задание 2. «Где ошибся Буратино?». Задание 3. «Одинаковы ли бусы?» Задание 4. «Найди образец». Задание 5. «Найди картинку». Задание 6. «Перепутанные линии». Заключительная часть Подведение итогов занятия.2.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов». Задание 1. «Раскрась правильно». Задание 2. «Срисуй фигуры точно». Задание 3. «Путаница». Задание 4. «Найди одинаковые». Задание 5. «Назови фигуры». Заключительная часть Подведение итогов занятия.2. Мышление.2.1 Развитие понятийного мышления, зрительного анализа и словестного синтеза.1.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов». Задание 1. «Цветная сказка».Задание 2. «Штриховка». Задание 3. «Запомни точно». Заключительная часть Подведение итогов занятия.2.Вводная часть. Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов». Задание 1. «Найди одинаковые». Задание 2. «Запомни и нарисуй». Заключительная часть Подведение итогов занятия.3.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов». Задание 1. «Кто наблюдательнее?». Задание 2. «Назвать одним словом» Задание 3. «Конкретизация понятий». Задание 4. «ВордболЗаключительная часть. Подведение итогов занятия.4.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов». Задание 1. «Сгруппируй буквы». Задание 2. «Синхронный счет». Задание 3. «Живые цепочкиЗаключительная часть Подведение итогов занятия.2.2 Развитие умения устанавливать закономерности, умения сравнивать, анализировать форму предметов.1.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов». Задание 1. «Найди отличия». Задание 2. «Дорисуй недостающие детали» . Задание 3. «Нарисуй точно такие же». Задание 4. «Бусинки». Задание 5. «Проведи, не касаясь!». Задание 6. «Спящий дракон». Заключительная часть Подведение итогов занятия.2.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов» вспомните добрые, хорошие слова на букву «Ц» (целебный, целеустремленный, цепкий, ценный, целесообразный и др. Задание 1. «Способы применения предмета». Задание 2. «Соблюдай правило» . Задание 3. «Сравнение слов». Учитель спрашивает: «Какое слово длиннее: карандаш или карандашик; червячок или змея; усики или усы; хвост или хвостик?. Задание формирует умение отделять значение слова от обозначаемого им предмета.Задание 4. «Учимся сравнивать». Заключительная часть Подведение итогов занятия.3.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу Задание 1. «Поставь значки». Задание 2. «Отгадай слова». Задание 3. «Называй и считай». Задание 4. «Алфавит». Заключительная часть. Подведение итогов занятия.4.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов».Задание 1. «Подбери слова».Задание 2. «Найди слоги»Задание 3. «Говори правильно»Заключительная часть Подведение итогов занятия.5.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов». Задание 1. «Составление предложений» . Задание 2. «Все ли ты увидел?» Заключительная часть. Подведение итогов занятия.6.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «Ю» (юркий, юный и др.). Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова» . Задание 1. «Запомни картинки» Задание 2. «Запомни порядок»а) Учитель раскладывает в ряд несколько (6-7) цветных карандашей, просит ученика посмотреть на них 20 сек. и запомнить их порядок. Затем он убирает карандаши, а ученик должен воспроизвести их последовательность.б) 5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Один из учеников на 30-40 сек. поворачивается в их сторону и запоминает порядок. Затем отворачивается и перечисляет, кто рядом с кем стоит. После этого водящим становится другой ученик.Заключительная часть Подведение итогов занятия.3.Коммуникативные способности.Формирование процессов саморегуляции. 1.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «Я» (яркий, ясный, ясно-видящий и др.). Задание 1. «Найди одинаковые».Задание 2. «Назови предмет» Учитель называет ряд признаков предмета. Учащиеся должны мысленно объединить их и назвать этот предмет. Например: упругий, круглый, красный (мяч).Задание 3. «Молния» и «Речка». Заключительная часть Подведение итогов занятия.2.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Задание 1. «Сравни предметы» Учитель называет пары слов, обозначающих различные предметы. Ученики должны ответить, чем они похожи и чем не похожи. Слова для предъявления. Чем похожи: Чем отличаются:слива - персик, апельсин - помидор, ворона - самолет, дерево - бревно,бабочка - птица, кошка - мышка, кукла - человек, карандаш - ручка,автобус - троллейбус, стул - кресло. книга - тетрадь, чашка - кастрюля.Задание 2. «Образец и правило». Задание 3. «Загадочные контуры». Заключительная часть. Подведение итогов занятия.3.2 Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.1.Вводная часть Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание икр». Задание 1. «Делаем вместе». Задание 2. «Найди картинку» Задание 3. «Нарисуй так же» Задание 4. «Покажи одинаковые»Заключительная часть Подведение итогов занятия.Методическое обеспечение программы:Образовательная программа.Учебно-тематическое планирование.Методическая и учебная литература.Наглядные пособия и иллюстрированные материалы.Диагностический инструментарий.Программа базируется на основных методических материалах Н.П. Локаловой (120 уроков психологического развития младших школьников). Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.Для создания благоприятной атмосферы и концентрации внимания на занятии в начале детям предлагается провести двигательно-речевую разминку. Для создания непринужденной атмосферы, для того, чтобы ребенок открылся, для пробуждения интереса к занятиям, педагогу необходимо использование своего жизненного опыта, педагог должен быть сам положительно настроен и открыт к общению с детьми. Для стимулирования учебной деятельности и мотивации обучения используются методы формирования познавательного интереса, такие как стимулирующее влияние содержания обучения, связь с жизнью, системность, последовательность, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха и др.Выбор средств обучения в процессе проведения занятий определяется задачами, содержанием занятия.Литература для педагога:Дубровина И.В. Психокоррекциониая и развивающая работа с детьми - М. 1999.Дубровина ИВ. Руководство практического психолога. - М., 1999.Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ под ред. С.В.Кривцовой. М.. 2002.Завьялова Т.П., Стародубцева ИВ. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. - М., - 2008.Истратова ОН. Практикум но детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. -Ростов н/Д, 2008.6.Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников 4-е изд., стер. - М., 2008.7.Петраков А.В., Девина И.А. "Повышаем самооценку" (учебное пособие для письменных творческих заданий) Москва "Ось-89", .8. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. С.- Петербург, изд. "Дельта", .Литература для родителей1.Бондарева С.К., Колесов Д.В. "Толерантность (введение в проблему)". - М.: издательство Московского психолого-социального института, 2003.2.Девина И.А., Маштакова И.В. "Управляем эмоциями" (учебное пособие для письменных творческих заданий) Москва "Ось-89", .3. Девина И.А., Маштакова И.В. "Учимся понимать людей" (учебное пособие для письменных творческих заданий) Москва "Ось-89", .4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению" (популярное пособие для родителей и педагогов). Ярославль, "Академия развития", .5. Кряжева Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей" (популярное пособие для родителей и педагогов). Ярославль, "Академия развития", . 6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. "Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека", Москва: .7. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. "Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе". Москва, "ВАЛДОС", .8. Петраков А.В., Девина И.А. "Повышаем самооценку" (учебное пособие для письменных творческих заданий) Москва "Ось-89", .9. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. С.- Петербург, изд. "Дельта", .10. Тесты для дошкольников. (Серия "Мамина школа") Минск, .