Формирование химической грамотности учащихся средствами проектной деятельности (из опыта работы)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование химической грамотности учащихся средствами проектной деятельности (из опыта работы)
Автор: Галина Владимировна Пащенко
Формирование химической грамотности учащихся средствами проектной деятельности (из опыта работы) В фундаментальном ядре содержания общего образования одной из основных целей изучения химии в школе является «применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде». Однако в самом содержании для реализации данной цели предложено для изучения всего несколько тем («Химия и здоровье», «Рациональное питание», «Бытовые поверхностно-активные соединения», «Моющие и чистящие вещества», «Органические растворители», «Бытовые аэрозоли», «Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии»). Круг бытовых «интересов» химии этим не исчерпывается. При этом на изучение предмета на базовом уровне отводится по два часа в средней школе и по одному часу – в старшей. И львиная доля времени уходит именно на освоение основных химических понятий, подготовку к итоговой аттестации. Выходит, идея воспитания химически грамотного во всех отношениях выпускника хорошая, но времени на её реализацию в течение учебного процесса нет. Предлагаю систему работы по формированию у школьников бытовой химической грамотности средствами проектной и исследовательской деятельности. Работа ведётся в трёх направлениях: урочные занятия, внеурочная деятельность по предмету, самостоятельные домашние занятия учащихся. Вначале мною была проведена экспертиза учебного материала, а именно определена система уроков по формированию бытовой химической грамотности в рамках учебного предмета. Предлагаю фрагмент экспертизы для реализации данного компонента на уроках химии в 8 классе. Интересной совместной деятельностью учителя и учеников стало создание «музея» бытовой химии, который пока располагается в лаборантской кабинета. Собираются в основном упаковки от косметических и моющих средств, лекарственных препаратов, продуктов питания. Но «музей» – это не просто «склад» достижений химической промышленности. Все экспонаты используются на уроках в качестве наглядных материалов, источников дополнительной информации, учебных пособий. Для удобства пользования объектами музея была проведена их каталогизация. Предлагаю фрагмент каталога: При использовании экспонатов на занятии можно предложить ребятам следующие задания:провести анализ информации, представленной на этикетке, найти вещества разных классов неорганических и органических веществ,составить формулу вещества с этикетки, узнать о необходимости этого вещества в производстве данного продукта, о воздействии его на организм человека.Кроме того, новые экспонаты «музея» - это творческие домашние задания учащихся. Например, после изучения темы «Спирты» можно предложить следующее дополнительное домашнее задание исследовательского характера: «Проведите исследование косметических и лекарственных средств и препаратов бытовой химии, имеющихся у вас дома. Выявите, в каких из них содержится этиловый спирт. Попытайтесь определить, какие свойства этанола использованы для изготовления этих средств». Подобная работа может стать частью таких проектов как «Неорганика в быту» и «Органика в быту». Предлагаю аннотацию проекта "Экскурсия в ванную комнату. Неорганика в быту"Тема проекта: Неорганика в бытуТворческое название: Экскурсия в ванную комнатуАннотация: настоящий проект является результатом поисково-исследовательской и творческой деятельности учащихся. Он позволяет расширить кругозор восьмиклассников, заинтересовать новым для них предметом-химией, научить видеть в обычных предметах источник знаний.Основополагающий вопрос: Почему синтетическое вытесняет натуральное?Учебные предметы: химия, биология, экология, информатика.Участники: учащиеся 8 классовИнформационные ресурсы: учебная, учебно-методическая литература, Интернет-ресурсы.Дидактические цели: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, приобретение навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации, умений увидеть проблему и наметить пути её решения.Методические задачи: научить использовать на практике знания об основных классах неорганических веществ (их составе, названии, применении), научить пользоваться Power Point для оформления результатов, научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.Проблемные вопросы:Какие оксиды, кислоты, основания, соли используются в производстве моющих средств?Может ли зола быть альтернативой шампуней?Чем лучше отбеливать зубы?Нужен ли мылу яд?Что такое кислотно-щелочной баланс?Результаты исследований: презентации «Что у нас на столе?», «Зубной порошок и «Бленд-а-мед»: что победит в соревновании по отбеливанию моих зубов?», реферат «Станут ли от мытья золой мои волосы лучше?», публикации «Нужен ли мылу яд?», «Какое мыло самое нейтральное?»Этапы и сроки проведения проекта:Выбор творческого названия проекта - 1 урок, 10 минут.«Мозговой штурм» (формулирование тем исследований учеников) - 1 урок, 15 минут.Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем - 2 урок, 10 минут.Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе - 2 урок, 15 минут.Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав - 3 урок, 10 минут.Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе - 3 урок, 15 минут.Самостоятельная работа групп по выполнению заданий - 4, 5, 6 уроки или внеурочное время.Подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе - 7 урок или внеурочное время.Защита полученных результатов и выводов - 8 урок. В качестве внеклассного мероприятия по предмету можно предложить учащимся занятие-практикум «Дом Здоровья», на котором ребятам предстоит из предложенного перечня продуктов, игрушек и косметических средств выбрать те, которые они бы приобрели в магазине для себя и своих близких. Объекты исследований можно распределить по пакетам с названиями «Ванная комната», «Детская комната», «Кухня». Важно внимательно выслушать выводы учеников, при необходимости дополнить их полезными комментариями. Перед началом работы учащимся можно предложить памятку, содержание которой учитель может менять по своему усмотрению: Такие занятия всегда проходят очень эмоционально и имеют хороший результат. Проблемы:недостаточный уровень компетенции самих учителей в области организации исследовательской деятельности школьников; недостаток времени для качественной реализации проектов;недостаточная материально-техническая база для проведения экспериментов;чрезмерная загруженность выпускников, связанная с подготовкой к итоговой аттестации;снижение интереса родителей к школьной жизни детей. В заключение хочу сказать следующее. Стремительно развивается современная наука. Растёт противоречие между теми знаниями и умениями, которые предлагает школа и теми, что реально нужны каждому из нас в жизни. Перед учителем стоит непростая задача – воспитать химически грамотного во всех отношениях выпускника. И мы должны понимать: 1) обучая и развивая других, мы должны сами всё время обучаться и развиваться; 2) чтобы вырастить исследователя мы сами должны быть исследователями.