"Формирование читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Наталья Валерьевна Тадинен

Формирование читательской грамотности дошкольников Читать - это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Вопрос готовности дошкольного учреждения, родителей и воспитателей к работе по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе, любви к чтению, формирования начальных представлений о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой на современном этапе является достаточно актуальным. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. А ведь чтение художественной литературы можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека. Понятие «читательская грамотность» появилось в рамках международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment) в 1991 году как один из компонентов функциональной грамотности. Читательская грамотность – это способность понимать письменные тексты, использовать их, чтобы получать и расширять знания, общаться, участвовать в социальной жизни. У детей дошкольного возраста наблюдаются предпосылки читательской грамотности:  формирование у детей интереса к чтению, мотивации к обучению чтению, воспитание будущего читателя;  становление и развитие у детей смыслового восприятия фольклора и художественной литературы, процесса понимания на слух и интерпретации информации из текстов различных жанров;  стимулирование детской активности в применении извлеченной информации в самостоятельной игровой, творческой, бытовой деятельности;  предпосылки обучения грамоте через формирование звуковой аналитико-синтетической активности;  предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства. Период дошкольного детства является важным этапом воспитания грамотного читателя, он закладывает основы литературного образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является пассивным слушателем читаемого ему произведения воспитателем, перед которым стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному, а так же вывести дошкольника на следующий активный этап, когда ребенок начинает сам 2 проявлять интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам. Выпускник детского сада должен иметь богатый литературный багаж, у него должны быть воспитаны устойчивый интерес и бережное отношение к книге. Нормативно-правовой основой читательской грамотности являются следующие документы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273- ФЗ (действующая редакция, 2016) 2. Указ Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» 3. Постановление Правительства РФ №1642 от 26.12.2017 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 4.Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. 5. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ от.03.06.2917 №1155-р Согласно ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает в себя: «Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы». Поэтому задача педагогов ДОУ: формировать у детей интерес к чтению и потребность в чтении книг. Дошкольный возраст самый активный для влечения ребёнка в читательскую деятельность. Для того чтобы работа по формированию читательской грамотности активно внедрилась в работу ДОУ необходимо создать ряд условий: 1. Создание речевой развивающей среды, способствующей развитию эстетического восприятия книг и раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы с книгами. Для этого в каждой группе детского сада необходимо создать книжные уголки в соответствие с возрастом детей. 2. Создание мини-библиотечек или книгообменников в свободных помещениях ДОУ. Эта работа предполагает включение в деятельность всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей, а также социальных партнеров ДОУ (библиотеку семейного чтения). 3. Внедрение проектной деятельности для работы над данным вопросом (как продукт, изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, печатных изданий руками детей и т.п.). В ходе проектной деятельности совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности. 4. Повышение уровня педагогических компетенций в вопросах речевого развития дошкольников. 5. Взаимодействие с родителями по вопросам формирования читательской грамотности. 6. Сотрудничество с детскими библиотеками старших дошкольников. Среди основных методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников можно выделить следующие: 3  чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;  прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;  беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;  чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;  разучивание стихотворений;  чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;  проектная деятельность;  самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями. В результате формируются базовые навыки читательской грамотности у дошкольников: • В младшем дошкольном возрасте у детей происходит формирование интереса к книге; формирование умения совместного слушания; умение отвечать на вопросы; бережное отношение к книге. • В среднем дошкольном возрасте происходит формирование интереса к книге и потребности восприятия детских книг; формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного; поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному; развитие поэтического слуха; • В старшем дошкольном возрасте наблюдаем формирование устойчивого интереса к книгам, желание их читать; развитие интереса к чтению больших произведений; формирование эмоционального отношения к литературному произведению. Помимо указанных методов работы, педагоги должны владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?». После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой «Наша Маша рано встала...». Кроме того, для формирования любви к чтению у детей раннего возраста в условиях детского сада можно рекомендовать следующее: простое чтение в кругу детей, недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов, вечера чтения, выставки книг или организацию книжного уголка, семейные вечера чтения, родительские собрания, праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги). Три этапа работы с текстом I. Работа с текстом до чтения. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию для прочтения книги. Дети от взрослого узнают имя автора, название книги, листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное. II. Работа с текстом во время чтения. Главная задача взрослого – обеспечить восприятие текста. 1. Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Воспитатель читает авторское произведение, или 4 рассказывает народное - медленно и выразительно, с остановками, принимает любое мнение детей, но не комментирует его. Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. 2. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций. Примерные вопросы: -Я прочитала вам рассказ (сказку), каким оказался этот рассказ (сказка) по настроению? Вы предположили, что рассказ будет веселым, так ли это? Какой он по настроению? Посмотрите на иллюстрации, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? Так ли ты себе представлял эту сцену? III. Работа с текстом после чтения. Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия. Данный этап предполагает: - беседу о прочитанном; -воспроизведение прочитанного с помощью заданий: через имитацию движений, драматизацию, игру и др. Также можно использовать задания, усиливающие эмоциональное и смысловое восприятие текста. 1) Пересказ текста, игра «Правда – неправда»; 2) игра «Заколдованные дети» (изобрази мимикой героя); 3) обсуждение «Как бы ты поступил на месте героя»; 4) Придумай другой конец произведения. 5) Игра «Пофантазируем» (придумываем другого героя); 6) Игра «Живые картинки». Примерный проект по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста «Вместе с книгой мы растём» Цель проекта: Создание условий для формирования читательской компетентности дошкольников как условие развития функциональной грамотной личности. Задачи проекта: 1. Формирование читательской компетентности дошкольников как условие развития функциональной грамотной личности. 2. Повысить читательский уровень педагогов по проблеме приобщения ребё нка к чтению: Организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, для эффективного влияния на развитие интереса к чтению. 3. Формирование у родителей осознания ценности детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, вовлечение их в решение проблемы. Ожидаемые результаты: 1. Создание условий в ДОУ по формированию у дошкольников читательской грамотности. 2. Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе. 3. Обогащение словаря, развитие связной речи детей. 5 4. Активное участие родителей в жизни детского сада. 5. Положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами. 6. Возрождение чтения в кругу семьи. Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг. Приобщение ребёнка к книге – одна из важных задач, стоящая перед педагогами ДОУ сегодня. Если быть точнее, то в детском саду мы должны сформировать предпосылки читательской грамотности. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, поэтому литературное произведение читает им воспитатель, перед которым стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному Общие правила для родителей и педагогов, которые сделают чтение вслух привлекательным: 1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению. 2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место. 3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. 4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. 5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины. 6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. 7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для взрослого это и скучновато, но для малыша — нет. 6 8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке. 9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги. 10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем. 11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло. 12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое. Библиографический список и ссылки на электронные ресурсы: 1. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - Наука, 2009 - 231с. - Текст: непосредственный. 2. Селеменев В. Новая наглядность //Народное образование. - 2002. - №2. - с. 158-162 - Текст: непосредственный. 3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - 2005 - Т.1. - 429с. - Текст: непосредственный. 4. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах - Т. 2. - М., 1988. - С.30 - Текст: непосредственный. 5. Ушинский К. Д. Моя система воспитания. О нравственности/ составитель: В. О. Гусакова - Москва: АСТ, 2018. - 572 с. - Текст: непосредственный. 6. Артамонова М.В. Психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет читательского интереса: Магистерская диссертация / М.В. Артамонова, руководитель программы д.п.н., профессор О.В. Дыбина.