"Учебная мотивация"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Учебная мотивация"
Автор: Марина Александровна Галеева

Об учебной мотивации учащихсяУчебная мотивация — это разновидность мотивации, отражающая стремление учащихся к познанию окружающей действительности, получению знаний и навыков, а также участию в учебной деятельности. Условно мотивацию можно разделить на две основные категории: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация основана на любознательности и стремлении к расширению горизонтов знаний, в то время как внешняя мотивация часто связана с избеганием неудач и страхом критики.Необходимо помнить о том, что мотивированность учащихся — это меняющийся показатель, который зависит от различных факторов и ситуаций. Один и тот же ребенок может иметь высокую мотивацию в одной деятельности, но быть совершенно немотивированным в другой деятельности. Снижение мотивации к учебной деятельности может возникать из-за непонимания ребёнком важности знаний, проблем в отношениях с учителями, запущенности некоторых тем, недостатка или переизбытка похвалы, а также из-за разных требований к обучению со стороны родителей и других взрослых. Следует избегать типичных ошибок, которые совершают взрослые, пытаясь повысить мотивацию к учёбе:
  • Сравнивают детей с другими, не учитывая их индивидуальные особенности.
  • Объясняют неудачи отсутствием способностей, что подрывает мотивацию и снижает самооценку ребенка.
  • Критикуют личность ребёнка, а не его действия.
  • Обещают подарки или деньги за оценки, что заменяет внутреннюю мотивацию на внешнюю.
  • Ограничиваются только школьным образованием, не учитывая индивидуальные интересы и потенциал ребёнка.
  • Мотивация может изменяться в зависимости от возраста, предмета изучения и даже настроения учеников. В младшем школьном возрасте мотивация развивается в направлении познавательных и учебно-познавательных мотивов, а также мотивов самообразования. Мотивация учеников 1 класса обычно находится на высоком уровне благодаря эффекту новизны и престижу первоклассника. В этом возрасте важны поощрения и похвала, а ориентация идёт на мгновенные результаты. В среднем школьном возрасте укрепляются познавательные и учебно-познавательные мотивы, а также мотивы самообразования. Но мотивация может также снижаться из-за школьной рутины, общения со сверстниками и поиска своего места в коллективе. В старшем школьном возрасте познавательные мотивы укрепляются, а учебно-познавательный мотив совершенствуется. Мотивация может заметно повышаться из-за выбора будущей профессии и углублённого изучения предметов для поступления в вузы. Для успешного обучения учителю важно учитывать индивидуальные особенности мотивации каждого ученика и развивать его учебную деятельность. Сохранение учебной мотивации на уроках математики в средних классах является одной из ключевых задач учителя. Мотивация играет важную роль в достижении успеха в обучении, и её уровень напрямую влияет на эффективность освоения математических знаний.Поддержание учебной мотивации на уроках математики требует комплексного подхода и учёта различных факторов. Для сохранения учебной мотивации важно учитывать содержание учебного материала, структуру учебной деятельности и методы обучения. Учебный материал должен быть доступным, интересным и местами сложным, а структура учебной деятельности должна включать активные действия учащихся. На уроках математики можно использовать различные приёмы и методы, такие как устный счёт, связь тем между собой, использование эпиграфов, создание проблемных ситуаций, исторические вставки, интеллектуальные вызовы, решение реальных задач и включение игровых моментов. Учитель должен создавать доброжелательную атмосферу на уроке, ставить конкретные цели и задачи, предоставлять обратную связь, поощрять сотрудничество и взаимопомощь, применять технологии, оценивать работу объективно и справедливо, вознаграждать и признавать успехи учеников, организовывать внеурочную деятельность и сотрудничать с родителями. Только так учитель сможет помочь ученикам успешно освоить математические знания и развить мотивацию к дальнейшему изучению предмета. Вот несколько способов, которые помогут поддержать мотивацию учащихся:
  • Создание комфортной атмосферы на уроке. Учитель должен создать дружелюбную обстановку на уроке, где ученики чувствуют себя уверенно и комфортно.
  • Использование разнообразных методов обучения. Учитель должен применять различные методы обучения, такие как игры, дискуссии, проекты, чтобы сделать уроки интересными и увлекательными.
  • Постановка конкретных целей и задач. Ученики должны понимать, зачем они изучают математику и как это пригодится им в будущем.
  • Обратная связь от учителя. Учитель должен регулярно давать обратную связь ученикам, отмечать их успехи и помогать преодолевать трудности.
  • Сотрудничество и взаимопомощь. Учитель должен поощрять учеников работать вместе, помогать друг другу и делиться знаниями.
  • Применение технологий. Учитель может использовать различные технологии, такие как интерактивные доски, мультимедийные презентации, мобильные приложения, чтобы сделать уроки более интересными и эффективными.
  • Оценка работы. Учитель должен оценивать работу учеников объективно и справедливо, учитывая их усилия и прогресс.
  • Вознаграждение и признание. Учитель может использовать различные формы вознаграждения и признания успехов учеников, такие как похвала, сертификаты, грамоты, чтобы поддерживать их мотивацию.
  • Внеурочная деятельность. Учитель может организовывать дополнительные мероприятия и кружки по математике, чтобы ученики могли углубить свои знания и навыки.
  • Поддержка со стороны родителей. Учитель должен сотрудничать с родителями учеников, чтобы они могли оказывать поддержку своим детям дома и помогать им в изучении математики.
  • Нельзя отрицать, что мотивация учителя влияет на мотивацию учащихся Мотивация учителя проявляется в разных аспектах образовательного процесса. Она определяет его отношение к своей работе, энтузиазм и стремление к профессиональному развитию. Это, в свою очередь, влияет на качество преподавания, заинтересованность учеников в предмете и их успеваемость. Когда учитель мотивирован, он проявляет инициативу, стремится к инновациям и активно участвует в разработке новых методик и подходов к обучению. Такой подход способствует формированию у учеников интереса к предмету и желанию самостоятельно изучать материал. Кроме того, мотивация учителя влияет на его взаимодействие с учениками. Энтузиазм и увлечённость предметом передаются ученикам, что стимулирует их активность на уроках и желание участвовать в обсуждении материала.В целом, важность мотивации учащихся в учебной деятельности и мотивации учителя в его педагогической деятельности невозможно переоценить. Мотивация играет ключевую роль в определении успеха обучения, формировании приёмов самостоятельного приобретения знаний и развитии активной жизненной позиции. Она влияет на понимание смысла учения, качество и объём знаний, эффективность запоминания материала и работоспособность учащихся. Поэтому очень важно сохранить высокий уровень мотивации всех участников учебного процесса.Галеева М.А., учитель математики.