Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.
Автор: Леонова Татьяна Петровна
4 КЛАСС
Г. А. Фонова
ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ
Ц е л и: показать учащимся различные способы тренировки памяти; объяснить необходимость развития памяти для успешного обучения в школе.
Форма занятия: комбинированная (беседа и практикум).
Ход классного часа
1 . Вступительная часть.
Слово учителя. Наш классный час посвящен памяти.
- Память. Что это такое?
- Как понимаете вы? Зачем она нужна? (Ответы учащимся.) Вот Девиз нашего классного часа. (Показывает на доску.) На доске записано: Память человёку необходима для всех проявлений души (Паскаль).
1-й ученик. Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно запоминать Должен научиться.
2-й ученик. Сколько в школе мы узнаем! Сколько книжек прочитаем! Нам по этому пути Много лет еще идти!
Учитель. Действительно, вам еще долго учиться. И сегодня на классном часе мы с вами познакомимся с различными способа-ми тренировки памяти. Мы все знаем, что память бывает слуховая и зрительная. Проверим для начала зрительную память.
2. Выполнение заданий с целью проверки зрительной и слуховой памяти детей.
Задание 1. (У каждого ученика листок со списком слов.)
Прочитайте внимательно список слов, который перед вами. Затем переверните страницу и на обратной стороне листа запишите еще раз слова, которые вы только что прочли.
С л о в а: мак, ежевика, лимонад, манго, пирожное, слива, фундук, тесто, креветка, овсянка, яйцо, молоко, майонез, колбаса.
(Норма запоминания — 8-10 слов.)
Задание 2.
Проверим вашу слуховую память, Внимательно вслушайтесь в следующие десять слов. Каждое-слово читается 1 секунду. Все запомнившиеся слова запишите.
Слова: ветер, снег, термометр, велосипед, экскаватор, воспитатель, дневник, ручка, автомат, ученик.
(Норма запоминания - 8-10 слов по порядку.)
Учитель. Снова проверка зрительной памяти. Внимательно прочитайте слова на доске. Затем доску я закрою, а вы запишите запомнившиеся слова вместе с порядковым номером.
Слова: 1) зима 6) василек
2) малина7) ответ
3) буфет8) магазин
4) водопровод9) анализ
5) яблоко10) милиционер
Выполнение рисунков к выражениям.
У ч и т е л ь. Теперь я предлагаю вам проверить, как вы умеете фантазировать, умеете ли составлять ассоциации. Объясняю, что будем делать. Я вам зачитываю 10 выражений, а вы их не записываете, а только делаете рисунок на каждое выражение.
Выражения: 1) туманное утро
2) дорогой подарок
3) ласковый май
4) день рождения
5) кривое зеркало
6) плечо друга
7) трудное задание
8) безбилетный проезд
9) постельный режим
10) открытая книга
Теперь, когда вы нарисовали рисунки к каждому выражению, предлагаю вам вспомнить это выражение и записать его рядом с рисунком.
(Дети должны вспомнить порядка 7-8 выражений для среднего уровня памяти.)
4. Заключительная часть.
В конце занятия подводятся общие итоги и выводятся прав и -л а тренировки памяти.
Ставь цель: запомнить надолго.
Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.
Заучивай с желанием знать и помнить.
Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.
Короткие стихи учи целиком, длинные - разбивай на отрывки.
Заучивай и повторяй небольшими частями - лучше учить по одному часу 7 дней, чем семь часов подряд в один день.
Начинай повторять до того, как материал начал забываться.
Повторяя, не заглядывай поминутно в Книгу, а старайся больше припомнить.
Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день.
В заключение классного часа учащимся можно предложить различные задания для развития, тренировки памяти.
Например.
Задание 1: закрой глаза, поставь палец на какое-нибудь число в календаре прошлого месяца. Открой глаза, посмотри, какое это число, представь этот прожитый тобою день в деталях. Можешь записать на листок.
Задание 2: посмотри внимательно на карту знаков и символов в течение 10 секунд. Постарайся запомнить количество объектов, их расположение, последовательность. Нарисуйте еще одну карту и точно такую же, не подсматривая в свой лист.
9
2
В
Д
А
УП
6
4
С
5
X
В
Задание 3:в течение 2 минут прочитай короткий рассказ, закрой его и запиши себе в тетрадь в той логической последовательности, в которой его читал. Подсматривать нельзя.
И. В. Персидская
ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ
Ц е л ь: на доступных детскому восприятию примерах раскрыть сущность нравственных отношений между людьми.
Подготовительная работа: дети оформляют выставку Кто я через 20 лет?. Ученики садятся полукругом, лицом к выставке рисунков и поочередно комментируют, кем они представляют себя в будущем и почему именно таким.
Ход классного часа
1. Чтение и анализ стихотворения.
У ч и т е л ь. Послушайте, что иногда происходит в сказках. Читает ученик.
БУКВА Я
Всем известно:
Буква Я
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Неизвестно?
Интересно! -
Ну так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква Л
В строку не встала,.
Взбунтовалась
Буква Я!
-Я,-
Сказала буква Я, -
Главная - заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду!
Говорят ей:
- Встань на место!
Отвечает: - Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы
В сравнении со мной –
Недоразумение –
Не более, не менее!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение,
От обиды покраснев. –
Срам! -сердито С сказало,
В кричит:
- Воображала!
Это всякий так бы мог?
Может, я и сам предлог!
Проворчало У:
-Попробуй,
Потолкуй с такой
Особой!
-Нужен к ней
Подход особый, -
Вдруг промямлил
Мягкий Знак.
А сердитый
Твердый Знак
Молча показал кулак.
Б. Заходер
В о п р о с ы для анализа стихотворения:
- Почему буква Я стала скандалить?
- Как на это отреагировали другие буквы?
- А люди попадают в такие ситуации?
- Как мы называем людей, которые ведут себя, подобно букве Я!
- А вы хотели бы походить на эту букву?
2. Знакомство с понятием хороший друг.
Учитель. У русского народа есть чудесная мудрость: Себялюб никому не люб.
- Как вы понимаете эти слова?
Такого человека мы еще называем - эгоист. Такому человеку тяжело приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, любая в жизни невзгода воспринимается как гибель всего мира, так как утешения и поддержки ему найти не у кого - у него нет друзей.
Черствое сердце от людей не утаишь. Добрый же человек всегда окружен людьми и искренними чувствами. Поэтому необходимо учиться быть добрыми.
- Как вы думаете, что означает быть хорошим другом?
- Как вы понимаете поговорку Не имей 100 рублей, а имей сто друзей?
Читает ученик.
ХОРОШИЕ ТОВАРИЩИ
Мальчик Миша мается -
Миша заикается.
Как другие - чисто, ясно -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажут, повторить.
Нелегко ему даются
все слова на букву К,
Но ребята не смеются -
Дружба классная крепка.
Ты, Мишутка, не теряйся,
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А другого не видать...
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать.
С. Михалков
В о п р о с ы для анализа стихотворения:
- Почему Мише трудно говорить? Как он себя чувствует в обществе?
- Как к этому относятся одноклассники?
- Как правильно в такой ситуации поступить?
- У местно ли в такой ситуации жалеть мальчика?
Рассказ читает учитель.
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике 5, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые.
Мама внимательно посмотрела! на дочку, Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже,..
- Я? - удивилась Соня, - Но- ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она получила ее потому, что на днях болела... А ты обрадовалась –и это значительно хуже.
Н. Чабаевский
В о п р о с ы для анализа рассказа:
- За что мама осудила Соню?
- Какой смысл заключается в последней фразе мамы: А ты обрадовалась - и это значительно хуже?
- Что бы вы сказали Соне?
Чтение сказки.
ЛИСИЦА И ЖУРАВЛЬ
Лисица позвала Журавля на обед и подала похлебку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и Лисица сама поела.
На другой день Журавль к себе позвал Лисицу и подал обед в кувшине с узким горлышком. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а Журавль всунул свою долгую шею и все выпил один. Так у них и дружба кончилась.
В о п р о с ы для анализа сказки:
- Можно ли Лису с Журавлем назвать друзьями?
- А среди людей есть такие отношения?
3. Обобщение.
- Почему русский народ сложил мудрость: Нет друга - ищи, а нашел - береги. (Ответы детей.)
Учитель. В ваших ответах были слова (на табличках):
вежливостьприветливостьгрубость
помощьжадностьвнимание
сочувствие
- Распределите слова на две группы, прокомментируйте свой выбор.
- Сделайте вывод для всех, в каком случае в обществе с вами будут считаться.
- Как нужно жить, чтобы иметь настоящих друзей и не терять их поддержку и внимание? (Ответы детей.)
Дидактический материал
ТРИТОВАРИЩА
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко еще!
- А где ты его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверно, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
В. Осеева
И. В. Персидская
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Ц е л ь: воспитание таких нравственных качеств, как аккуратность, чистоплотность, внимание и бережное отношение к своему здоровью.
Ход классного часа
1. Вступление: появление главных персонажей.
Дети заранее разучивают роли персонажей литературных произведений.
Выходит Мойдодыр. (ведущий).
Мойдодыр: Все Чуковского читали
И меня давно узнали,
Я - великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок командир.
Посмотрите на ребят:
Не сутулятся сидят.
Входит Обжора (помощник ведущего).
0 б ж о р а: Я люблю покушать сытно,
Много, вкусно, аппетитно.
Ем я все и без разбора,
Потому что я ... Обжора.
2. Знакомство с понятием вредные привычки.
Чтение отрывка из рассказа В. Драгунского.
ЧТО ЛЮБИТ МИШКА
Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся:
- Я люблю булки , плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб и торт, и пирожные, и пряники хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, бублики, Пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом.
Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари.
А еще я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку, икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку.
Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копченую, и полукопченую, и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр - с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой - все равно.
Люблю вареники с творогом, творог соленый, сладкий, кислый, люблю яблоки, тертые с сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, - то люблю с начала съесть яблочко, а уж потом, на закуску, - кожуру!
Люблю печенку, котлеты, селедку, фасолевый суп, зеленый горошек, вареное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйцо всмятку, вкрутую, в мешочек, могу и сырые. Бутерброды люблю, прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшенной кашей. Так...
Первый не выдержал Борис Сергеевич.
- Что ж, Миша, - сказал он, - ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно какое-то одинаковое, чересчур съедобное, что ли. Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только... А люди? Кого ты любишь? Или из животных?..
- Ой, - сказал он смущенно, - чуть не забыл! Еще - котят! И бабушку!
В. Драгунский
Чтение стихотворения.
М о й д о д ы р. Послушайте стихотворение. А как оно называется, вы догадаетесь сами.
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит
Сполз ремень на правый бок,
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, не понятно –
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином,
И расстегнут воротник?
Кто он, этот ученик?
- Ну, конечно, это неряха! А какие правила необходимо соблюдать в жизни, чтобы люди о вас так не подумали? (Ответы детей.)
Мойдодыр. Ребята часто придумывают для своих одноклассников, друзей во дворе какие-то клички, хотя у каждого из нас с самого рождения есть собственное имя. В ходу у этих гениев и переделка фамилий, и имен, а самое скверное, когда на язык острослова попадают физические недостатки человека. Давайте рассмотрим эту ситуацию с разных позиций. Итак, вы тот самый острослов.
- Что вы испытываете, когда обзываете товарищей?
- Для чего вы это делаете?
- А пытались ли вы себя разглядывать в зеркале? У вас все идеально?
Первое впечатление о таком человеке, если даже его не видеть, а лишь слышать, что природа обделила его главным - умом. Вторая позиция - вы тот, кому придумали кличку.
- Ваша реакция и ощущения?
- Послушайте, что произошло в одном классе...
Чтение стихотворения..
В нашем классе с давних пор
Есть такой обычай,
Что порой наш разговор
Просто фантастичен.
- Здравствуй, Бык!
- Здорово, Дятел!
- Добрый день, Медведь - приятель!
Я чихну, мне говорят:
- Будь здоров, Карасик!
В общем, целый зоосад,
В нашем пятом классе.
Наша жизнь чудес полна
В этом ералаше.
Мы забыли имена
Собственные наши.
Вот зовут к доске Петрова,
Мы ни с места, мы ни слова.
Кто Петров и тут ли он? Думаем: и- что же?
Ни фамилий, ни имен
Вспомнить мы не можем.
И выходит не готов
Наш Петров к ответу,
Получил без лишних слов
Двойку он за это.
Всполошились Бык и Дятел,
Загрустил Медведь-приятель.
А Карасик, то есть я,
Сразу догадался:
- Братцы, двойка то ж моя!
Я Петровым звался!
Вот такая ерунда
Вышла ненароком.
Это сказка, шутка?
Да. Шутка, но с намеком.
Мойдодыр. Я подумал: будто дым?
Братцы, вроде мы горим?
На доске появляется плакат: Курить — здоровью вредить!.
У ч и т е л ь. Взрослые курильщики не щадят своего здоровья,
но и не задумываются об окружающих. Ведь они вдыхают сигаретный дым. Это вредно. Посмотрите, как поднимается по лестнице курильщик. После нескольких сигарет он на второй этаж уже поднимается на лифте. Часто взрослые на вопрос Зачем вы курите? отвечают: Привычка. Но это вредная привычка. Человек вдыхает и выдыхает дым, думая, что успокаивает нёрвы. Но после первой затяжки у человека учащается пульс, Нервная система от курения разрушается.
Некоторые курят, чтобы понравиться окружающим, то есть хотят не знанием отличиться, не умением трудиться, а показать себя взрослыми. Разве в курении есть хоть капля мужественности? Например, Ю. Гагарин - первый космонавт, А. Суворов - блестящий полководец - они стали известны благодаря таким чертам характера, как мужественность, целеустремлённость. А назовите хоть одного человека, который вошел в историю, потому что курил. Начать курить просто, а вот распрощаться с этой привычкой куда труднее.
А пока откроем форточку и продолжим борьбу с вредными привычками.
Звучит песня веселого урока Радионяни.
Говорят, что сигарета
Смертоносней пистолета,
Убивает без огня
Закурившего коня.
Бросьте Яву, Бросьте Приму,
Будет в мире меньше дыму.
Застилает белый свет
Дым от ваших сигарет.
С сигаретою моею
Я худею и слабею,
И желтею, как трамвай,
Хоть в химчистку отдавай.
Всех, кто любит сигарету,
Тех, кто курит по секрету,
Всех таких учеников
На скамейку штрафников.
Выходит Спортсмен,
Каждый день свой непременно
Начинайте с физзарядки!
Не играйте с Дремой в прятки!
Быстро сбросьте одеяло.
Дети под руководством учителя делают физминутку
Мойдодыр. Вам, мальчишки и девчушки,
Приготовил я частушки.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
На неправильный совет
Говорите:
- Нет, нет, нет!
ЧАСТУШКИ
Не грызите лист капустный,
Он совсем-совсем невкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад. ,
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет.
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистите
Идите спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет.
И. И. Савчук
Учитель. Многие ребята болеют болезнью века - телевидеоманией. Когда потребляют все телепередачи подряд; мыльные телесериалы, рекламу, фильмы, телевизионные утки вроде Окон. Подумайте, так ли полезно это занятие? (Ответы детей.) На д о с к е записаны пословицы:
* Здоров будешь - все добудешь.
* Крепок телом - богат и делом.
* Здоровье дороже богатства.
Выступление учеников.
1-йученик. Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей
И станут все на свете
Любить таких детей.
Подует свежий ветер,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи,
Навеки пропадут.
2-й ученик. Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час
Того не надо по утрам Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет 6н одеться в срок,
Умыться и поесть.
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
С. Баруздин
3. Самостоятельная работа учащихся над плакатами Мы за здоровый образ жизни.
Учитель может предложить детям придумать сюжет и самостоятельно нарисовать плакат на тему Мы за здоровый образ жизни. Затем можно организовать выставку детских рисунков.
И. В. Персидская
ДОБРЫЕ ДЕЛА
Цель: научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.
Ход классного часа
1. Вступление.
Слово учителя. Вспомним великолепное стихотворение В. В. Маяковского Что такое хорошо и что такое плохо. Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Главное умение - научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам, учиться их подавлять. Воспитывать твердый характер очень важно.
Научиться быть добрым чрезвычайно сложно но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. До-рога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро. Не даром гласит русская пословица: Доброе дело два века живет.
2. Анализ ситуаций.
Ситуации:
1) Ученик, возвращаясь из школы, увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
2) Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна его чем-то отблагодарить.
- Почему мальчик из первого рассказа так поступил?
- Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного? Почему? .
- Какая пословица подходит к данному рассказу? (От добра добра не ищут. Скромность украшает героя.)
- Сформулируйте главную мысль рассказа. (Всякая помощь хороша вовремя.)
Учитель. В заключение анализа этих рассказов хочется вспомнить народную мудрость: Самое подлое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается.
3. Инсценировка рассказа или иллюстрации.
ПЛОХО
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
-Как вам не стыдно!
- А что - стыдно? Мы ничего не дёлали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.
В. Осеева
- Что показалось вам в рассказе самым главным?
- Предложите свой заголовок к рассказу.
- На какие размышления наводит этот рассказ?
У ч и т е л ь. Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, милосердие, внимание друг к другу, толерантность в нашем обществе живут по. сей день. Часто по радио и телевидению звучат имена людей, которые не имеют возможности перечислить средства на благотворительные цели, но готовы поделиться последним, таких людей становится всё больше. Кто-то купит пушистую сосенку и отнесет в подарок детям детского дома, кто-то от души принесет баночки варенья жителям дома престарелых. Знаменитые музыканты проводят благотворительные концерты.
- Вспомните и приведите примеры из личной жизни о взаимопомощи, о добрых делах.
- Какую оценку вы можете дать себе?
4. Анализ качеств человека.
На д о е к е таблички со словами:
тактичность, вежливость, пунктуальность, услужливость, скромность, бестактность, обидчивость, тщеславие, честолюбие.
- Что означает каждое слово?
- Представьте весы с двумя чашами. Распределите эти качества: на одну чашу поместите положительные качества, на другую -отрицательные (распрёделите по столбикам).
- Какой же вывод из этого вы сделали? (Ответы детей.)
5. Обобщение.
Слово учителя. Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, День за днем, воспитывать в себе ее - Доброту.
Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
Р. Казакова
Дидактический материал
КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И прическу, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.
Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
- Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша чисто-чисто вымыла посуду да сухо - насухо вытерла ее, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
- Мы и не заметили, как Марья выросла. Не только пол метет, но и посуду моет.
Теперь все маленькую Машу называли большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Бёз прически. Без бус. Без часов.
Не они, видно, маленьких большими делают.
* * *
РАССКАЗ ИЗ НОВОЙ АЗБУКИ
Старик сажал яблони. Ему сказали: Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.
Старик сказал: Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
Л. Н. Толстой
ЧАСТУШКИ
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините, тетя Сима, ,
Я вам вовсе не батрак.
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать.
- Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.
А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Витя очень умный парень,
Может все он смастерить,
Только здравствуй и спасибо
Не умеет говорить.
И.В. Персидская
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЖЛИВОСТЬ!
Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении вежливых слов.
Ход классного часа
1. Чтение и анализ стихотворений по теме.
Учитель читает.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о мальчике одном:
Его зовут... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Спасибо, здравствуйте, простите
Произносить он не привык.
Простого слова извините
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: Добрый день!
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшём случае здорово!
Он вместо здравствуй! говорит.
А вместо слова до свидания!
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощание: .
Ну, я пошел... Пока! Всего!
А. Барто
- Каких слов не знает этот мальчик?
- Как ему помочь?
На плакате нарисовано дерево. Учитель предлагает на листочках написать волшебные слова приветствия, просьбы, разрешения, извинения и приклеить их на ветки этого дерева. Подводится итог, какой ряд знает больше слов.
Читает ученик.
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами...
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником.
Пред сильным не робея.
С Я. Маршак
- Какой смысл вы вкладываете в понятие вежливый человек?
- Какие вежливые слова знаете? Читает ученик.
Что такое здравствуй?
Лучшее из слов.
Потому что здравствуй
Значит будь здоров.
Правило запомни,
Знаешь - повтори.
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались, .
Встретились с утра,
Значит, слово здравствуй
Повторить с утра.
2. Анализ ситуаций.
- Решим вместе задачи. Подумайте, как бы вы поступили в данных ситуациях:
1) Мальчик крикнул прохожему: Скажите, сколько сейчас часов?
- Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Найдите их.
2) Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.
- Какую ошибку допустил Максим?
3) Девочка жалуется возмущенно маме: Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня: Ритка. А как ты его зовешь? - спросила мама. Я его вообще никак не зову, - ответила Рита, - я ему просто кричу: Эй, ты!
- Права ли Рита?
- Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным?
3. Инсценировка и анализ стихотворения.
ВЕЖЛИВ ЛИ ВИТЯ?
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
Извините, я ошибку признаю.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
Извините, я немного опоздал.
-Тихомиров!
Покажите нам на карте город Псков.
- Извините, - шепчет Витя, -
Я к уроку не готов!
Мы поспорили е Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в нашем споре
И пришлите нам ответ.
- Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?
- Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых?
- С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? К соседям?
- Что говорите перед сном родным?
- Почему мы говорим именно эти слова?
Слово учителя. Эти слова выражают пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый, дождливый, принес родным и знакомым людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было никаких неприятностей; чтобы в семье все было спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст день добрым.
- Каким тоном надо произносить приветствие?
- Когда говорим слова простите, извините?
- Познакомимся с интересным явлением - интонацией. Когда мы говорим, важно не только то, что говорим, но и с какой интонацией.
4. Инсценировки.
А в т о р. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ее пальто.
Старушка. Девочка, сиди, пожалуйста, спокойно! Так нельзя себя вести.
А в т о р. Заметила старушка, сидевшая напротив.
Л е н а. А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста! Буду сидеть спокойно.
А в т о р. И Лена, надувшись, стала смотреть в окно.
- И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово пожалуйста, но с одинаковым ли выражением лица и тембром голоса было произнесено это слово?
Слово учителя. Лена с недовольным лицом и презрительным тоном произнесла это слово. Она не извиняется за то, что побеспокоила соседку, а ведет себя так, словно делает одолжение взрослым, говоря: Да, я знаю ваши вежливые слова, но они для
меня ничего не значат.
* * *
Учитель. Отправимся с вами в аптеку к доктору Айболиту. На полочках у него волшебные лекарства. Подумайте, от каких недостатков вы хотели бы излечиться. Сказочных богатств у вас нет. Поэтому доктора необходимо убедить дать вам лекарство, используя при этом только лексикон вежливых слов.
У доски стоит доктор Айболит (ученик в белом халате). Рядом импровизированные полочки с лекарствами. На склянках названия: от жадности, от скупости, от безразличия, от лени, от грубости, от невежества и т. д. Доктор отдает лекарство после убедительной и вежливостью ребенка. Читает ученик.
Настанет, друзья,
Счастливое время,
Настанут чудесные дни.
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Пусть грубость исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появятся в каждой аптеке
Лекарства для грубых детей.
* * *
Учитель. А сейчас мы посмотрим мексиканскую сказку Вежливый Кролик. Она поможет ответить на вопрос: Для чего нужно быть вежливым?
А в т о р. Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг заметил Лисицу, Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере, Он не знал, что там поджидала его другая опасность - в пещере жила Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить нельзя.
Кролик. Нужно поздороваться, но с кем? С пещерой, конечно! (Садится на задние лапки и вежливо просит.} Здравствуйте дорогая Пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти
А в т о р. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
3 м е я. Входите, пожалуйста.
Автор. Змея желала обмануть Кролика, но он прекрасно понял, с кем имеет дело.
Кролик. Простите, что побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания!
А в т о р. И бросился Кролик бежать прочь со всех ног. Прискакал к своему дому и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.
5. Заключительная часть.
Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни.)
Напомним друг другу о правилах ведения беседы:
Надо смотреть на того, с кем разговариваешь, невежливо смотреть в сторону, отворачиваться.
Нельзя говорить только о себе, надо уметь слушать других.
Не следует во время разговора размахивать руками, теребить одежду собеседника.
Во время разговора не стараться перекричать другого собеседника.
Слово учителя. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Дидактический материал
1. А. Барто. Медвежонок-невежа.
2. М. Бартенев. Самый вежливый.
3. В. Осеева. Волшебное слово.
HYPER13PAGE HYPER15
18