КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДИН ИЗ РЕСУРСОВ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДИН ИЗ РЕСУРСОВ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Ольга Васильевна Свиридова

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДИН ИЗ РЕСУРСОВ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ
Свиридова О.В., учитель ИЗО МОУ СШ №6 Центрального района
г. Волгограда
Социальные и нравственные позиции молодого поколения формируются сегодня в условиях глубоких экономических и политических перемен. Тем не менее, именно молодежь – потенциал культурного развития России.
Особую важность сегодня приобретает поиск путей преодоления сложившейся ситуации в культурно-досуговой, психологической и эмоциональной сферах детской жизни. Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, представленного во всем его разнообразии и богатстве, так как именно в школьном детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, формируется потребность в культурной деятельности.
Одним из существенных ресурсов раскрытия творческого потенциала школьников в процессе их адаптации к новым для них реалиям жизни является культурно-досуговая деятельность, которая способна стимулировать процесс развития таких основных образующих личность свойств, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность активно действовать в мире.
В школе, на протяжении ряда лет работают творческая мастерская Искусница и кружок декоративно – прикладного искусства Лоскутная мозаика. Дети занимаются в этих кружках живописью, графикой, вяжут, шьют, вышивают и создают лоскутные аппликации и панно.
Очень важно, чтобы художественное образование не было оторвано от жизни ребенка, чтобы регулярно возникали ситуации востребованности знаний и умений ученика.
В течение ряда лет учащиеся нашей школы являются активными участниками районных, городских, областных и всероссийских конкурсов, олимпиад, конференций и фестивалей.
Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира.
В содержании внеурочной деятельности отражены базовые ценности, которые расширяют опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения учащихся.
Включение в различные виды внеурочной деятельности обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса и желания активно участвовать в них.
Задача педагога, заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью.
Кроме того учащиеся проявляют творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее.
В своей деятельности мы выбираем различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант.
Путь развития творческих способностей мы выбираем индивидуально для каждого класса, варьируя способы развития творческих способностей, комбинируя. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.
На уроках создаем проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.
Наша работа по развитию творческих способностей зависит от уровня детей. Это могут быть специальные тренировочные упражнения, коллективное создание работы, индуктивное изучение материала, т. е. от простого к сложному, от частного к общему и т. д.
На наших уроках:
- мыслительно-поисковая деятельность учащихся стимулируется различными средствами и приемами;
- используются методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания;
- учащиеся стремятся прийти к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы;
-учащиеся адекватно реагируют на творческие и нестандартные ситуации;
- создаются проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащающие учащихся информацией и организующие творческое поле урока;
- в результате у всех появляется желание работать, закрепляется момент сотворчества.
Ведущее значение в работе придается методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:
-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;
-планирует варианты решения проблемы;
-делает выводы;
-анализирует свою деятельность, формируя по кирпичикам новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Такими межпредметными, творческими проектами стали для учащихся: Кухня моей мечты, История передника, Традиционные куклы-обереги, Традиционные промыслы Волгоградской области. Урюпинские пуховые платки.
Школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но, наряду с ним, развитию личности, раскрытию его способностей, способствует и внеурочная деятельность школьников.
Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает, свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.
Сегодня в школе есть все условия для духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Они интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Литература
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1992.
А.И.Савенков Одаренный ребенок в массовой школе. М.: Сентябрь.2001. – 208с. Библиотека журнала Директор школы Выпуск №1 2001г.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский - М: Просвещение,1980.- 258с.