Дружба в жизни и творчестве А. С. Пушкина. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дружба в жизни и творчестве А. С. Пушкина. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»
Автор: Татьяна Юрьевна Зыкова

Дружба в жизни и творчестве А. С. Пушкина.Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.Цель урока: получить положительные эмоции, большой нравственный заряд как ученикам, так и учителю; выяснить, меняется ли смысл слова «дружба» с годами; пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.Задачи урока: образовательные:- вспомнить лицейский период в жизни А.С.Пушкина;-познакомиться с новым лирическим стихотворением «И.И.Пущину»;-познакомиться с жанром «послание»;- продолжить развивать навыки и умения чтения и письма для получения информации- закрепить навыки выразительного чтения лирических произведений.Развивающие:-развивать творческое мышление, воображение, речь;-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.Воспитательные:-воспитывать любовь к литературному творчеству А.С.Пушкина;- раскрыть понимание дружбы через поступки, мысли и чувства А.Пушкина и И.Пущина;-воспитание чувства дружбы и товарищества в классе.- пропагандировать здоровый образ жизни.-воспитывать толерантностьПланируемые результаты: знание основных сведений о детстве и отрочестве А.С. Пушкина, о годах его учения в Лицее, лицейских друзьях; понимание роли А.С. Пушкина в русской литературе; умения извлекать из текста необходимую информацию, анализировать поэтический текст, составлять устный портрет, работать в группах.Оборудование: -репродукции портретов А.С. Пушкина;-репродукция картины И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»;-интерактивная доска;-компьютер;-проектор;-презентация на тему: «Пушкин и его лицейские друзья»;-учебник «Литература», 6-й класс;-методическое пособие по литературе, 6-й класс;-фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6-й класс». Ход урока.I. Организационный момент. II. Первая стадия – вызов (Создание проблемной ситуации).- 11 января 1825 года. Михайловское. Почти целых 5 лет Пушкин не видел никого из своих друзей, он глубоко томился своей заброшенностью.«Ссылка» была ему в тягость. Он знал, что переписка его вскрывается, а на всех, кто поддерживает с ним отношения, правительство смотрит косо.Гостей ждать не приходилось.И вдруг под окнами усадьбы раздается звон… (звук колокольчика)Это приехал его лицейский друг Иван Иван Пущин.Определение темы и задач урока.- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Определите его тему.(Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»)- Какие задачи нам придется решить с вами?(- вспомнить лицейский период в жизни А.С.Пушкина;-познакомиться с новым лирическим стихотворением «И.И.Пущину»;-познакомиться с жанром «послание»;- продолжить развивать навыки и умения чтения и письма для получения информации- закрепить навыки выразительного чтения лирических произведений.III. Проверка домашнего задания. - Итак, Пушкин и Пущин – друзья по Лицею. А что это за учебное заведение нам напомнит (ученица), она побывала в Царском Селе (ныне в г.Пушкине) и подготовила презентацию.Вторая стадия – осмысление.- 19 октября 1811 года в Царском Селе, близ Петербурга, тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из них выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. В стихотворения «19 октября» (1825 г.) он скажет о своих товарищах (Чтение отрывка учеником):Друзья мои, прекрасен наш союз!Он, как душа, неразделим и вечен —Неколебим, свободен и беспечен,Срастался он под сенью дружных муз.Куда бы нас ни бросила судьбинаИ счастие куда б ни повело,Всё те же мы: нам целый мир чужбина;Отечество нам Царское Село.-Жили лицеисты как одна большая семья. Особенно близкие отношения у Пушкина установилось с двенадцатью одноклассниками. О них нужно было найти информацию и подготовить пересказ. (Выступления учеников)- Иван Иванович Пущин был самым любимым и преданным. Дружба с ним явилась для поэта прекрасным и волнующим мгновением, поэтому он посвятил ему стихотворение, которое мы сегодня будем анализировать. Послушаем его в исполнении Саши Иванова.VI. Работа по учебнику.Слово учителя: -А теперь рассмотрим стихотворение Пушкина «И.И. Пущину» и сделаем анализ стихотворения.«И. И. Пущину»Мой первый друг, мой друг бесценный!И я судьбу благословил,Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный,Твой колокольчик огласил.Молю святое провиденье:Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье,Да озарит он заточеньеЛучом лицейских ясных дней! - Итак, по роду – это небольшое лирическое стихотворение, состоит из двух пятистиший. По жанру – стихотворное послание, по своему характеру – дружеское письмо, которое обращено к конкретному лицу – Пущину. Здесь нет определенного сюжета, нет героев. Главный и единственный лирический герой – сам автор, передаются мысли и чувства самого автора.Записать в тетрадь:Послание – это cтихотворное письмо или обращение.Особенности жанра послания:
  • обращения;
  • пожелания;
  • торжественность;
  • эмоциональность.
  • - Стихотворение “И.И. Пущину” написано в жанре послания. Докажите?- О чем рассказывается в первой части? - Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?Подберите синоним к слову “бесценный”. Как вы понимаете слова «благословил» -«огласил» -«утешенье»-«заточенье»-
  • - О чем рассказывается во второй части?
  • - Какие обращения подбирает поэт?
  • - Как нужно читать это стихотворение (расставьте логическое ударение)?
  • -Найдите в стихотворении:- эпитеты - метафоры- Вспомним определения:Эпитет – это (греч. epitheton - приложение)образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо ("парус одинокий", "роща золотая"). Метафора – Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение).- Какими словами заканчивается стихотворение? Что озарит, скрасит заточенье друзей? (лицейская дружба)- Попробуйте продолжить предложение:
  • Это стихотворение заставило меня задуматься…
  • VII. Работа с текстом. Чтение отрывка из книги И.И.Пущина «Записки о Пушкине».-Теперь прочитаем воспоминания Пущина о встрече в Михайловском.(Чтение отрывка учениками)- Поработаем с текстом в парах.- Выпишем из текста:1 ряд - слова, выражения, которые показывают чувства Пущина: его нетерпение, желание скорее увидеть друга;2 ряд - слова, выражения, описывающие встречу друзей(в каком виде, как ведут себя…);3 ряд - слова, выражения, описывающие Пушкина (Как изменился поэт с их последней встречи?)- После этой встречи Иван Иванович Пущин был осужден на вечную каторгу. С 1826 года в течение одиннадцати лет он работал в Нерчинских рудниках, где под землей, в шахтах, бывшие дворяне-декабристы, лишенные всех своих прав, добывали золото. Когда царь заменил ему работу в шахте поселением в Сибири, А. С. Пушкин был уже смертельно ранен на дуэли.- Давайте попробуем сделать вывод, что значила дружба в жизни и творчестве Пушкина, какую роль она играла в жизни Пущина.(Примерные ответы:- Огромную роль играла дружба. Она виделась им как союз людей, одержимых одной идеей. Дружба для Пушкина - это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. К таким отношениям в дружбе, к такому благородству, к бесстрашному отстаиванию истинных ценностей должны стремиться и мы, потомки бессмертного гения.)VIII. Рефлексия.Составление синквейна «Дружба в лирике А.Пушкина» (Зачитывается несколько синквейнов)VIII. Домашнее заданиеНаизусть стихотворение «И.И.Пущину» стр.52Написать письмо, послание другу (можно в стихах)IX. Итог урока.- Дружба - это значит больше отдавать, чем брать, а не наоборот. Вот если ты можешь совершать добрые поступки, и не ждать взамен награды, то тогда значит ты можешь дружить и можешь стать хорошим другом.- Дорогие ребята, мне было очень приятно провести с вами этот урок. Спасибо за урок!