Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 376 «Дельфинёнок» ЭКОЛОГО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ЗВЕЗДОЧКА» Тема: «Береза-символ России» 2023 2024 учебный год Автор -составитель: Барчук С.Н. Педагог высшей кв. категории Тема эколого-патриотического проекта: «Береза - символ России» Тип проекта: познавательно исследовательский Вид проекта: краткосрочный (2 недели) Участники проекта: дети группы от 6 до 7 лет группы общеразвивающей направленности, воспитатели, родители Проектная идея: обобщить у детей знания о березе, усвоить нормы правильного обращения с ней, узнать о пользе дерева для здоровья и использования древесины в промышленных целях. Привлечь родителей к участию в проекте. Актуальность проекта: Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. С чего начинается Родина? С речки, с лесной полянки, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет во дворе нашего дома или на территории нашего детского сада? Издавна березку называют красавицей русских лесов. Она всегда была наиболее почитаемая у славян из других деревьев, символ и гордость русского народа. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело мир освещать; второе крик утешать; третье больных исцелять; четвертое чистоту соблюдать. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет! Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу. Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней. Проблема: 1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека. 2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения в природе. Цель: развитие творческих способностей, патриотических качеств, ассоциативного и образного мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе их знакомства с культурой и традициями русского народа. Задачи: 1. Сформировать представления у детей о жизни березы, как живого существа, показать, что береза считается символом и гордостью русского народа, олицетворением нашей Родины. 2. Расширить знания детей о берёзе, ее использовании в хозяйственных целях, в медицине, в быту. 3. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. 4. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней. Основные формы реализации проекта: Деятельность педагогов: беседы; познавательные рассказы воспитателя; чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки); использование иллюстративного материала (картины известных художников, открытки и др.); народные игры. Деятельность детей: экспериментирование; речевые игры, описательные рассказы; дидактические игры с предметными картинками; игра по модели строения дерева; подвижные игры; художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд); Взаимодействие с родителями воспитанников: консультации, рекомендации, памятки; практические задания. Обеспечение: учебно-методическое, информационное, материально-техническое. Используемые технологии, методы: Игровой метод, метод проблемного обучения, метод проектов. Предполагаемые результаты: 1. Углубленные знания и представления детей о березе. 2. Сформированное представления о жизни растения, его развитии и значении. 3. Развитие у детей активности, творческого потенциала. 4. Вовлечение родителей в совместную деятельность, в условиях семьи и детского сада. Продукт проекта: - создание картотеки: «Стихи про берѐзку», «Загадки про берѐзку», «Пословицы и поговорки про берѐзку»; - создание альбома: «Берѐзка в разные времена года», « Берѐза глазами русских художников»; - вернисаж рисунков «Люблю берѐзку русскую» родителей и детей; - выставка работ «Русская березка» родителей и детей; - конкурс на лучшую книжку-самоделку «Береза символ России»; - оформление плаката «Сохраним русскую березку»; - оформление паспорта дерева. Презентация проекта: мультимедийная презентация проекта Гипотеза проекта: если дети получат необходимый объём знаний о берёзе, то у детей сформируются представления о березе, как живом растении, и символе страны. Обогатится чувственный опыт воспитанников, появится желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, что позволит научить детей видеть себя потомками и наследниками России. Этапы работы над проектом: Образовательные области развития воспитанников: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Реализация проекта: 1 Подготовительный этап. Погружение в проект Цель: сформировать у детей представление о берёзе, как образе России. Идею с темой проекта дали сами дети. Беседуя на тему: «День народного единства», у детей возник вопрос: «Почему берёза - символ России?». 1. Составление перспективного плана. 2. Подбор детской, педагогической литературы. 3. Подбор картин, иллюстраций о березе. 4. Подбор дидактических игр. 5. Подготовить материал для творческой деятельности. 5. Разработка конспектов НОД, игр, наблюдений. 2 Основной этап. Планирование деятельности Цель: помочь детям в сборе материалов о берёзе, её пользе. Модель 3-х вопросов: 1. Что мы знаем? Берёза - это дерево. Берёзка красивая. Птицы любят сидеть на берёзе. Можно спрятаться от солнышка. Тонкие ветки, белый ствол. 2. Что мы хотим узнать? Чем питается? Почему берёзку все любят? Какую пользу приносят деревья? Почему птички любят берёзку? Что можно сделать из берёзы? А берёза лечит? 3. Как мы узнаем? Спросим у воспитателя. Спрошу у родителей Прочитаем в книге. Узнаем из энциклопедии. Расскажет воспитатель. Осуществление деятельности по решению проблемы Цель: развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи, принимать участие в практической деятельности в виде разных педагогических мероприятий в детском саду) 1. Познавательно-исследовательская деятельность (сбор информации) Найти информацию в энциклопедиях, журналах и художественной литературе (история происхождения слова береза; березовое царство хорошее лекарство) сборник загадок, стихов, пословиц, поговорок о березе. Организовать выставку репродукций известных художников «Берёза глазами художников» с последующим созданием альбома; Организовать экскурсию по территории ДОУ «Наши красавицы березки»; Экспериментальная деятельность. Рассматривание бересты под лупой. НОД «Береза символ России»; НОД « Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая береза». 2. Совместная работа с родителями и детьми: вернисаж рисунков «Люблю берѐзку русскую» родителей и детей; выставка рисунков и поделок «Белая берёза под моим окном…»; конкурс на лучшую книжку-самоделку «Береза символ России»; памятка «Все о русской березе». 3. Заключительный этап Рефлексивный Цель: защита проекта, подведение итогов. Обработка результатов по реализации проекта. Продукты проекта: - картотеки: «Стихи про берѐзку», «Загадки про берѐзку», «Пословицы и поговорки про берѐзку»; - альбомы: «Берѐзка в разные времена года», « Берѐза глазами русских художников»; - творческие работы детей по теме «Люблю берёзу русскую»; - творческие работы родителей и детей «Русская березка»; - книжка-самоделка «Береза символ России»; - плакат «Сохраним русскую березку»; - паспорт дерева. Схема реализации проекта Виды детской деятельности Виды детско-взрослой деятельности Игровая деятельность Цель: учить самостоятельно организовывать игры; активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную активность. 1. Дид/игры: «Найди, о чем расскажу», «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб?». 2. Подв/игра «Кто быстрее добежит до берёзы» 3. Проблемно-игровые ситуации: - «Я пойду березку заломаю» - «За березовым соком» 4. Сюжетно - ролевые игры: - «У бабушки в гостях» - «Путешествие в лес» Социально коммуникативное развитие Цель: способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе. 1. Беседа «Красота природы бесценна». 2. Беседа «Береза-лекарь» 3. Беседа «С кем ты дружишь, березка?» 4. Беседа «Береза - символ России» 5. Беседа с детьми «Береги зеленого друга». 6. Беседа с детьми «Берёза жить помогает» 7. Беседа «Где растет береза» 8. Беседа «О березе и её коре» Речевое развитие Цель: развивать связную речь у детей; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. 1. Отгадывание загадок о березе 2. Чтение стихов, пословиц, поговорок о березе 3. Речевая игра «Опиши - мы отгадаем» 4. Словесные игры: «Составь предложение со словом «береза», «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов). Познавательно-исследовательская деятельность Цель: развивать умения детей взаимодействовать с исследуемыми объектами, как средствами познания окружающего мира. 1. Поиск информации в энциклопедиях, книгах, рассматривание картинок, иллюстраций о берёзе 2. Дидактические игры: «С какой ветки детка», «Что лишнее?», «Когда это бывает?» «Что с начала, что потом?» 3. Наблюдение за берёзой на прогулке (целевая прогулка по участку ДОУ «Встреча с русской красавицей») 4. Экспериментальная деятельность. Рассматривание бересты под лупой. Познавательное развитие Ознакомление с окружающим Цель: способствовать расширению кругозора воспитанников через пополнение знаний о березе символе России; о ее пользе человеку 1. НОД «Береза символ России» 2. Рассказы о необычном дереве березе, о ее лекарственных свойствах. Художественно-эстетическое развитие Художественная литература Цель: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него. 1. НОД «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» (с использованием мнемосхемы) 2. Чтение художественных произведений: В. Бианки «Волшебная береза», И.Соколов-Микитов «Береза» А.Прокофьев «Березка», Г. Скребицкий «Зеленый шум», Л.И. Горошкина «Березка», Н.И. Птухина «Ода березе», П. Воронько «Береза»; И.Бунин «Березовый лес»; М. Пришвин «Цветут березки» 3. Вечер чтения стихотворений, загадок о березе с использованием малых фольклорных форм, хороводов. Художественно-эстетическое развитие Цель: формирование знаний у воспитанников о пейзажной живописи 1. Рассматривание иллюстраций «Береза в разные времена года». 2. Рассматривание иллюстраций, репродукции картин художников: И. Левитан «Березовая роща», «Весна. Большая вода»; К.Ф. Юон «Русская зима»; А.И. Куинджи «Березовая роща»; С. Луценко «Березы»; И.Э. Грабарь «Февральская лазурь». Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность Цель: привитие любви к своей малой Родине и интереса к изучению природы родного края посредством изобразительных материалов; воспитание у детей художественного вкуса 1. Лепка «Осенний лист березы» 2. Рисование «Красавица береза» (НТР) 3. Аппликация «Зимняя берёза» 4. Рисование «Белая берёза» по стихотворению С.Есенина. 5. Оформление плаката «Сохраним русскую березку». Художественно-эстетическое развитие Музыкальная деятельность Цель: разностороннее развитие музыкальных способностей детей, объединить детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями. 1. Пение русских народных песен «Во поле береза стояла», «Ой да, у дороженьки» 2. Народные хороводы: «Хоровод на лугу», «Мы вокруг березки встанем в хоровод». Физическое развитие 1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу». 2. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков?» 3. Физкультминутки: «Мы березу посадили», «Наступило утро». Работа с родителями Цель: вызвать желание родителей помочь педагогам удовлетворить потребность детей в познании, участвовать в жизни ДОУ, помочь детям углубить знания о березе, увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее. 1. Консультация для родителей « Проблема приобщения детей к природе» 2. Памятка «Что вы можете рассказать ребёнку дома о берёзке» 3. Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе. 4. Изготовление книжек-малышек «О березе». 5. Организация творческой выставки «Береза символ России». ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ Рассматривание фотографий, иллюстраций разных стран мира, где растут разные деревья. Постановка проблемного вопроса: Какого дерева нет на картинах других стран? Почему? Дети обмениваются мнениями Определение темы проекта: Почему береза растет только в России? Что можем ещё узнать о ней? С помощью воспитателя формулируется тема проекта и дети являются его заинтересованными участниками. Подбор оснащения для эксперимента, определения приёмов изучения: изучение литературы, рассматривание иллюстраций, беседа с родителями, проведение бесед и занятий в группе. Участие детей в совместной деятельности. Систематизация иллюстраций, репродукций картин. Собирают иллюстративный материал, рассказывают о том, что смогли узнать дома. Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям Вместе с родителями определяют тему индивидуального участия в проекте: рассказ о строении берёзы, рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой, подбор фотографий, картинок Подбор информации из печатных и электронных источников: книг, энциклопедий, сайтов и т.д. Выясняют, где можно ещё получить знания о берёзе. ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ 1. Проведение НОД: - по изобразительной деятельности (рисование «Белая берёза» по стихотворению С.Есенина) - по лепке «Осенний лист березы» - по рисованию «Красавица береза» (НТР) - по аппликации «Зимняя берёза» - «Береза символ России» - «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» (с использованием мнемосхемы) - наблюдение за берёзой на прогулке (целевая прогулка по участку ДОУ «Встреча с русской красавицей») - сбор листьев для гербария. - рассматривание бересты под лупой. (экспериментальная деятельность) Участвуют в НОД Участвуют в экскурсии Участвуют в сборе гербарии Участвуют в экспериментировании ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (РЕФЛЕКСИВНЫЙ) ОФОРМЛЕНИЕ - участие в конкурсе творческих работ «Русская березка» - участие в конкурсе на лучшую книжку-самоделку «Береза символ России»; - коллективное оформление плаката «Сохраним русскую березку» Выставка картин и репродукций о берёзе Участвуют в проведении выставки в виде представления своих работ Участвуют в оформлении плаката Участвуют в выставке Оценка результатов и процесса проектной деятельности Реализация данного проекта научила воспитанников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали строение березы, отметили ее красоту и роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева», оформить плакат на тему «Сохраним русскую березку». В ходе реализации проекта воспитанники показали свою увлечѐнность, креативность, узнали много нового. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке и природе в целом. У детей повысились личностные качества такие, как коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание. В дальнейшем планируем проводить подобные проекты экологической направленности. Библиография: 1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г. 2. 3.Брем А., Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия - М.: Эксмо,2005. 3. Данников Н., Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы., М. Лабиринт,1993. 4. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г. 5. Горобец Ю.И., Симонов А.А., "Береза", Просвещение,1998; 6. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» - сфера 2006 7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001 8. Николаева Юный эколог. Система работы в старших дошкольников. Для работы с детьми 5-7лет. 9. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 5 лет». СПб: «Паритет» 2007г. 10. Поликарпова Татьяна "Две березы на холме", Детская литература, 2003; 11. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008. 12. Рыжова Н. «Наш дом природа»: об экологических пособиях для детей 5-7 лет.