Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 376 «Дельфинёнок» Краткосрочный проект во второй младшей группе «Радуга-дуга» с 09.08 по 13.08.2021г. Подготовил воспитатель: Коржова А.П.. Паспорт проекта Участники проекта: дети второй младшей группы «Капелька», воспитатель, родители. Тип проекта: по методу – познавательно-творческий; по количеству участников – групповой; по продолжительности – краткосрочный с 13.07 по 26.07.2024г. Актуальность: Воздействие природы на нашу жизнь является всеобъемлющим. Красота природы не может оставить равнодушным никого. Одним из прекрасных явлений природы является радуга. Радуга привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Кто из нас не любовался этим замечательным явлением природы. Выбор темы обусловлен тем, что дети с интересом рассматривают радугу, а еще они любят рисовать красками и рисунки получаются яркими как радуга, любят экспериментировать. Цель проекта: Формирование представления о цветовом спектре на основе цветов радуги. Задачи проекта: Закреплять знания об основных цветах: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Способствовать формированию познавательного интереса. Обогатить словарный запас детей по данной теме. Привлечь детей к созданию продукта деятельности. Развивать творческие способности, воображение, наблюдательность. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, Воспитывать интерес к художественной литературе. Способствовать сплоченности детского коллектива. Проблема: Узнать, как и почему появляется радуга? Сможем ли мы сами сделать радугу? Прогнозируемый результат: Дети ориентируются в основных цветах, используют их названия в речи, используют обследовательские действия к игрушкам и другим предметам. Развиваются предпосылки коммуникативной компетенции: готовность к взаимодействию со взрослым, сверстником. Развиваются основные психические процессы (память, воображение, восприятие), общая осведомлённость об окружающем мире. Развивается познавательная активность: задаёт вопросы: «Какого цвета?» и т.д. Возросший интерес родителей к участию в образовательной деятельности. Дорожная карта проекта: Содержание Сроки Подготовительный 1.Разработка плана реализации проекта с детьми. 2.Сбор и анализ литературы. 3. Подбор иллюстративного материала, литературного материала, материала для продуктивной деятельности. 4.Создание развивающей среды для работы В течение недели (13.07-19.07) Основной Результаты проекта: В результате проведенной работы, а также благодаря активному участию родителей в творческих мероприятиях проекта, дети закрепили знание названий цветов, познакомились со способами получения голубого и оранжевого цвета методом смешения красок. Дети подбирают цвета из палитры в соответствии с заданным рисунком; имеют представление о создании коллективной работы; эмоционально отзывчивы, доброжелательны. У детей развивается наблюдательность и познавательный интерес. Использованная литература: Булат В. Л. Оптические явления в природе. М.: Просвещение, 1994 г. Детская энциклопедия. Земля и Вселенная. – М.: «NOTABENE», 1999 Дошкольное воспитание. Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва , 8/2002 Детская энциклопедия «Все обо всем» под ред. А. Ликум.- изд-во «АСТ» 1997 Гегузин Я. Е. «Кто творит радугу?» – Квант 2008г. Майер В. В., Майер Р. В. «Искусственная радуга» – Квант 2008г. «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1990 год. 1.Консультация для родителей « Знакомство дошкольников с цветом» 2. Беседы с детьми для выявления представления детей о цветах радуги. 3. Просмотр мультимедийной презентации для детей на тему: «Цвета у радуги» Четверг (20.07) 1. Рассказы детям «Откуда берется радуга?», «Почему радуга имеет форму дуги?», «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». 2.Рассматриваем картины и иллюстраций с изображением радуги. 3. Дыхательная гимнастика «Радуга, обними меня» Пятница (21.07) 1. Дидактические игры: «Собери радугу», «Чей предмет?», «Разноцветный мост», «Сделай радугу» 2. Чтение художественной литературы: Н. Комовская «Радуга», Е. Благинина «Радуга». 3.НОД Рисование «Радуга-дуга» 4. Подвижная игра: «Ах ты, радуга дуга» Понедельник (24.07) 1.НОД Пластилина графия: «Радуга – дуга» 2. Рассматриваем картины и иллюстраций с изображением радуги. 3. Пальчиковая гимнастика «Радуга» 4. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Радуга-дуга». Вторник (25.07) 1.Коллективная работа «Радуга-дуга». 2.Подвижная игра: «Кто быстрее». 3.Разгадывание загадок о радуге. Среда (26.07) Заключительный Оформление выставки совместных творческих работ родителей и детей «Мы рисуем радугу». Отчет - презентация проекта «Радуга-дуга». В течение проекта Я познаю мир: Дет. Энцикл./М.: ООО «Издательство АСТ»,2002г. Консультация для родителей « Знакомство дошкольников с цветом» “Уметь срывать с палитры те цвета, которые ложась на холст, выражали бы желаемые чувства и содержание, - великое мастерство.» М. Сарьян. Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения детьми дошкольного возраста. До четырёх лет цвет для ребёнка не играет существенной роли в рисовании. Он пользуется лишь одним оттенком какого-либо цвета. Всё, что определяется как зелёное, он рисует только ярко-зелёной краской, синее – ярко-синей, всё жёлтое – жёлтой, даже, если в наборе красок имеются и другие оттенки этих цветов. Но уже к четырём - пяти годам у детей ярко проявляется способность к цветоощущению, зрительный анализатор сформирован достаточно хорошо. Дети этого возраста способны различать разнообразные цвета и их оттенки, осознанно использовать цвет в своих работах. У них появляются такие вопросы: “Как можно выделить зелёное дерево на зелёном лугу? Зелёную гусеницу на зелёном листочке? Белого зайку на белоснежном сугробе?” Вот тут необходима помощь взрослых. И делать это мы будем не спеша, постепенно подводя ребёнка к поиску ответов на данные вопросы. Первым нашим помощником в развитии у детей цветового восприятия является природа. Её многоцветие по-своему радует нас во все времена года. Если научиться внимательно вглядываться, то мы увидим богатейшую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей, листвы. Да, летом все листья зелёные, но предложите ребёнку положить маленький листок берёзы на широкий – тополя, и мы увидим огромную цветовую разницу. А если приглядеться к листочкам, освещённым солнечным светом? Поверхность листа, отражающая цвет неба – голубовато-зелёная и блестит, а изнанка – золотисто-зелёная. Упала тень от соседнего листочка – это совсем новый оттенок. Зелёная гусеница пересекает лист, её очень хорошо видно, у неё свой оттенок зелёного цвета. Зимой мы будем наблюдать с детьми палитру светлых оттенков голубого, синего, фиолетового цвета. Интересно сравнить, как цвет снега меняется в зависимости от цвета неба. Одинаков ли он в солнечный день и пасмурный, утром и вечером? А какого цвета тени на снегу, углубления от разных следов?… Осень для нас предоставит богатейшую палитру оттенков тёплых цветов – жёлтого, оранжевого, коричневого, бордового, красного и многих других. Гуляя с детьми в лесу или парке можно набрать огромный букет листьев, засушить их дома, затем помочь детям составить из них красивую картину. С листочками можно и поиграть, выкладывая из них веночки по цвету, раскладывая в ряд листочки одного цвета от самых светлых до самых насыщенных оттенков. Весной природа дарит нам нежнейшие цвета и оттенки мягких, пастельных тонов – кремовый, розовый, абрикосовый, охристый, светло-жёлтый. Наблюдая, любуясь красотой природы, мы подведём детей к пониманию цветовой гармонии. Они уже не скажут: “Небо - синее, облака и снег – белые, ночь – чёрная”, так как знают, что небо бывает и алое, и фиолетовое, и зеленоватое, и насквозь позолоченное солнцем, и почти что белое, и многоцветное. Но как перенести увиденное на лист, передать эту красоту в рисунке? Мы сможем помочь детям, используя игры с палитрой. Сначала познакомим их с “беляночкой” - белой гуашью, и научим смешивать белила со всеми другими красками. На наших глазах происходят чудеса - из ярких, насыщенных краски превращаются в нежнейшие пастельные тона. Попросим детей нарисовать то, что они изобразили. Получаются интереснейшие истории и сказки - “Розовые”, “Голубые”, “Бирюзовые” и другие. Затем “подружим” детей с чёрной краской, ведь и она по-своему хороша. Для этого добавим в каждую краску на палитре чуть-чуть чёрной. Что произошло? Краски стали не яркими, а приглушёнными. Теперь мы будем рисовать и придумывать новую сказку – “Сказку ночи”. Следующий этап – смешивание между собой основных цветов – красного, жёлтого и синего для получения дополнительных. Смешаем красную с жёлтой и получим множество оттенков оранжевого цвета, красную с синей – оттенки фиолетового цвета, синюю с жёлтой – зелёные оттенки. Игры с палитрой бесконечны. Число получаемых ребёнком оттенков разного цвета очень многообразно. Ребёнок чувствует себя “своим” в удивительном мире цвета. Он научится предвидеть результат сложного смешивания красок, получать нужный ему оттенок. Закрепить устойчивые представления детей о цвете, развить зрительное восприятие нам помогут дидактические игры. Психолого-педагогические исследования показывают, что такие игры повышают эффективность обучения. Предлагаем вам сделать вместе с детьми игру: “Цвет и форма”. Для этого нужно: 1.Подготовить поле – половину или четверть листа ватмана; 2.Вырезать геометрические формы: треугольники, квадраты, круги, ромбы, прямоугольники, овалы разной величины; 3.Раскрасить их вместе с детьми в разные цвета и оттенки. Варианты этой игры: 1 вариант. Предложить детям выложить дорожки из одного вида фигурок, начиная с самого тёмного оттенка и заканчивая самым светлым. В результате получится дорожка, например, из кружочков серых оттенков, из розовых треугольников, овалов синих оттенков и так далее. 2 вариант. Выложить из геометрических фигур разного цвета различные предметы и обыграть. 3 вариант. Выложить из геометрических фигур разных оттеков одного цвета “Королевство красной краски” – домики, сад, человечков, животных, транспорт. Затем для жёлтой, голубой и других красок. Придумайте с детьми интересную сказку, “оживите” этих героев. 4 вариант. По такому же принципу выкладывается “ Королевство тёплых красок” из фигурок жёлтого, красного, оранжевого цвета и их оттенков, а также “Королевство холодных красок” из фигурок синего, фиолетового, голубого цвета и их оттенков. 5 вариант. Выложить из геометрических форм разного цвета и оттенков орнамент по образцу. 6 вариант. Тот же вариант игры, но по замыслу и желанию ребёнка: узор на полоске- шарфик, ковёр, дорожка; узор на круге- тарелочка, поднос; узор на одежде, на мебели, на игрушках и др. Например- “Украсим лошадку”, “Нарядное платье”, “Красивый платочек”. 7 вариант. Выложить из геометрических форм цветочки на поле /часть ватманского листа/. Получится чудесная цветочная полянка. Усложнить задание - “Цветочная полянка в солнечный денёк” или “Цветочная полянка в пасмурный день”. В чём их различие? 8 вариант. Выложить из разноцветных геометрических форм “Радугу”, чётко соблюдая последовательность размещения цветов, используя напоминалку “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. 9 вариант. Поиграйте в игру “Четыре художника”. У каждого времени года своя палитра, вырежем её из бумаги белого цвета, а дети наложат на них геометрические формы соответствующих цветов и оттенков. Чем они отличаются? Вы можете придумать свои варианты этой игры, а также использовать и другие игры с цветом. Так, ненавязчиво, любуясь вместе с детьми естественными красками природы, смешивая различные цвета на палитре, играя в настольные игры, мы раскроем им мир во всей своей сложности, многозначности и многоцветности. И тогда мы увидим в детских рисунках не просто изображения, а выразительные художественные образы. А дети испытают радость от самовыражения в рисунке! Пальчиковая гимнастика «Радуга» Посмотрите: радуга над нами, (Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение) Над деревьями, (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты) Домами, (Руки сложены над головой крышей) И над морем, над волной, (Нарисовать волну рукой) И немножко надо мной. (Дотронуться до головы) Дидактические игры Дидактическая игра «Составь радугу» Задача: закрепить знание названий цветов посредством составления радуги. Материал: полукруги разного размера соответствующих радуге цветов. Ребенок подбирает полукруги соответствующих цветов, ориентируется на размер полукругов путем наложения. В радуге семь дужек – семь цветных подружек! Красная дужка – оранжевой подружка. Желтая дужка – зеленой подружка. Синяя дужка – голубой подружка. А фиолетовая дужка – всем дужкам подружка! Дидактическая игра «Собери бусы по цвету». Задачи: • Учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, анализировать план - схему, подбирать по цвету резинки, соблюдать последовательность их нанизывания. • Закреплять знания цветов и оттенков. • Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, мышление, память. • Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость. Оборудование. Набор резинок различных цветов (для волос), одноразовые пластмассовые ложки с лицами кукол; карточки - схемы с вариантами чередования резинок по цвету. Ход игры Игровые задания: 1. Подбери платье для девочки - ложки, в соответствии с образцом. 2. Подбор цвета по слову, педагог называет цвет, ребенок выбирает соответствующую резинку по цвету и нанизывает на ложку. 3. Подбери платье для девочки, как цвета у радуги. Последовательное расположение цветов в спектре. Дидактическая игра «Сделай радугу» Задача: • Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, расширение активного и пассивного словаря ребенка. Материал. Бархатная бумага, разноцветные шерстяные нитки, образец радуги. Ход игры. Предложить ребенку выложить такую же радугу из ниток, закрепляя их на бархатной бумаге. При этом ребенок должен сам выбрать нитки нужного цвета и расположить их в соответствии с образцом. Ребенок называет каждый цвет радужного спектра. Занятие — беседа «Что такое радуга» Ознакомление с природным явлением Программное содержание - Формировать у детей интерес к явлениям природы. - Продолжать активизировать словарный запас детей, закрепить название цвета, ввести в словарь название цветов: оранжевый, голубой, фиолетовый. - Развивать внимание, наблюдательность, память, учить отчетливо произносить слова и фразы. - Воспитывать эстетические чувства, обращая внимание на красоту природных явлений. Предварительная работа Наблюдения явлений природы, загадывание загадок, чтение стихов, рассматривание рисунков картинок, обращая внимание на цвета окружающих предметов. Приготовить: рисунок с изображением радуги, игрушки и предметы разного цвета. Ход занятия Воспитатель. Ребята, скажите пожалуйста какое время года у нас сейчас? Совершенно верно, как вы думаете, почему не зима? Дети отвечают: -птички прилетели -тепло стало -насекомые проснулись -день длиннее стал и т. д. Воспитатель. Молодцы, правильно. (воспитатель хвалит детей) Природа - это прекрасный и загадочный мир, в котором очень много интересного. А теперь ребята, я попрошу вас вспомнить, какие природные явления вы знаете? Предположения детей (ответы на вопрос) Воспитатель. Хорошо, замечательно. Да, дети, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Мы должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется. Далее идет показ презентации «Радуга». Воспитатель. Слово "радуга" похоже на слово "радость". И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. "Райская дуга" называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут — радуга. Радуга появляется только тогда, когда одновременно идет дождь и светит солнце. Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Когда дождь стихает, будто кто-то стирает радугу с неба. Дети, как вы думаете к какому миру относится радуга (природному или рукотворному) почему, называется природное явление? Ответы детей: -ее никто не создавал руками, ее создала сама природа и т. д. Воспитатель. Замечательно. НОД по рисованию «Радуга – дуга» Цель: Вызвать интерес к изображению радуги, развивать чувство света Предварительная работа: просмотр иллюстраций с изображением радуги и других природных явлений для обогащения художественных впечатлений детей. Отгадывание загадки Г. Лагздынь: Как зовется, скажи, Коромысло, что в небе дугой Семицветной повисло? (Ра-ду-га) Оборудование: листы белой бумаги, акварельные краски, кисточки разного размера, баночки с водой, салфетки бумажные, подставки для кисточек, картинки с изображением радуги. ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитатель: Ребята, давайте с вами поразмышляем, что такое радость? Ответы детей: Когда все хорошо, когда мама дома. Когда папа играет со мной. Когда солнце светит. Воспитатель читает стихотворение Г. Лагздынь «Радуга» Воспитатель: Ребята, как можно «расшифровать» слово «радуга»? Дети: Солнечная дуга, дуга солнца, дуга радости, радостная дуга. Воспитатель: Радугу можно наблюдать на небе в теплое время года, когда капает мелкий, частый, теплый дождик. И в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко: солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуется радуга. - Ребята, а вы знаете цвета радуги, и всегда ли эти цвета следуют в определенном порядке? (ответы детей). Воспитатель: А теперь посмотрите, как выглядит радуга? (показывает картину). И назовите цвета. Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Воспитатель убирает пособие и просит назвать наугад. Затем воспитатель уточняет, как дети будут рисовать радугу — кончиком кисти или всей? Слева направо? Прямо или дугой? Дети в воздухе рисуют дугу. Затем берут кисточки и рисуют красивые и радостные картинки про радугу. НОД Пластилинография «Радуга - дуга» Цель: учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Задачи: Закреплять умение создавать картины окружающей жизни, выражать в цвете характер того или иного явления на основе поэтических образов стихотворения. Учить подбирать пластилин для рисунка нужного цвета в соответствии с замыслом, продумывать последовательность выполнения рисунка. Развивать чувство прекрасного (красивая цветная радуга), развивать мелкую моторику рук. Формировать чувство гармонии и красоты в природе. Оборудование и материалы: иллюстрация радуги; семь кусочков пластилина: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цвета; стека; салфетка для рук, доска для лепки, компьютер для показа презентации «Радуга-дуга», готовый образец, выполненный педагогом, тематические картинки с изображением радуги. Ход занятия. I. Организационный момент. - Ребята, летом очень часто не успела тучка с дождиком уйти, выглянуло солнышко. Солнышко и дождик обрадовались друг другу. Их радость превратилась в разноцветный праздник, в радугу. Педагог показывает иллюстрацию с изображение радуги. Солнце вешнее с дождем Строят радугу вдвоем – Семицветный полукруг Из семи широких дуг. Нет у солнца и дождя Ни единого гвоздя, А построили в два счета Поднебесные ворота. Радужная арка Запылала ярко, Разукрасила траву, Расцветила синеву. С.Маршак - Давайте посмотрим презентацию про это красивейшее явление природы – Радугу. Просмотр презентации. II.Основная часть. 1.Беседа. - Ребята, давайте поговорим об этом явлении природы. (рассматривают радугу) . - На что похожа радуга? (ответы детей) . - В какое время года можно увидеть радугу? (весной, летом) . - После чего можно наблюдать радугу? (после дождя, капли дождя прикрепляются к доске) - После дождя что можно увидеть? (солнышко, прикрепляется к доске) . - И так, радугу можно наблюдать на небе в тёплое время года, когда капает мелкий, частый, тёплый дождик. И в тоже время сквозь тучи и облака светит солнышко: солнечные лучи проходят через дождевые капельки и образуется радуга. 2.Пальчиковая гимнастика «Радуга» В небе дождь, Постукивание пальчиками по столу Гроза. Похлопывание в ладошки Закрывай глаза! Прикрыть руками глаза, не касаясь лица. Дождь прошел. Руки лежат на поверхности стола. Трава блестит. В небе радуга стоит. Соединить руки над головой, сделать «дугу» Поскорей, поскорей Выбегай из дверей, Пальчики обеих рук По траве босиком, «бегают» по поверхности стола. Прямо в небо, Прыжком… Пальчики «прыгают» по поверхности стола. На стихи С.Маршака 3.Повторение цветов радуги. - Цвета в радуге располагаются в таком порядке. Создателем мостика радуги может стать только тот кто знает волшебное заклинание: КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ ,ГДЕ СИДИТ ФАЗАН. III. Практическая часть. -Нужно взять красный кусочек пластилина и раскатать двумя руками колбаску. Затем взять ее и прилепить к картонной основе на нарисованную верхнюю дугу. Если колбаска будет выходить за пределы контура, срезать лишний кусок стекой. Далее берем каждый кусочек пластилина и проделываем с ним тоже самое. Не забудьте уложить все колбаски, соблюдая очередность цветов в радуге. Каждую колбаску плотно прикладываем к предыдущей, чтобы не было видно картонной основы между дугами, и равномерно прижимать по всей длине, чтобы закрепить на основе. IV. Подведение итогов. - Ребята, какие красивые работы у вас получились! Давайте вспомним по порядку, из каких цветов состоит радуга. Кто запомнил волшебное заклинание V. Рефлексия. -Вам понравилось рисовать радугу таким необычным способом? Напомните, как мы это делали? - Я благодарю вас за чудесные поделки – можете заняться игрой по вашему желанию! Спасибо вам за ваше старание! Дыхательная гимнастика «Радуга, обними меня» Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах. И.п.: стоя или в движении. 1 Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. 2 Задержать дыхание на 3-4 с. 3 Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза. Подвижная игра: "Ах ты, Радуга-дуга" дети бегают по поляне, ведущий говорит слова: Ах ты, Радуга-дуга, Ты высока и туга. Вся разноцветная - вот красота, Ты полюбуйся, какие цвета! Всем теперь понравится Радуга-красавица! По окончании слов дети образуют цветной ручеек. Ручеек должен быть построен по цветам радуги. Радуга-дуга проверят правильность построения.