«Игровые технологии в направлении нравственно-патриотического воспитания обучающихся. Кубик Блума»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игровые технологии в направлении нравственно-патриотического воспитания обучающихся. Кубик Блума»
Автор: Наталья Михайловна Стороженко
«Игровые технологии в направлении нравственно-патриотического воспитания обучающихся. Кубик Блума»Разработала Стороженко Наталья Михайловна воспитатель МБДОУ 33Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания обучающихся.Задачи:1. Обогатить педагогические умения по нравственно-патриотическому воспитанию.2. Вызвать интерес к России, к малой Родине её достопримечательностям.3. Формировать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей Родины.Оборудование: на восемь участников мастер – класса: кубики, маркеры, скотч, клей, картинки, ножницы.Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада Вас приветствовать. Вашему вниманию представляется мастер-класс тему «Игровые технологии в направлении нравственно-патриотическом воспитании обучающихся» Уважаемые коллеги, все мы очень разные, неповторимые, но есть, то, что нас объединяет. Как вы думаете, что это? (Мы живем в России - мы россияне).Правильно, нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина.Как вы думаете, с чего начинается родина? (ответы педагогов)У каждого из нас при слове Родина возникают вполне конкретные образы. Для меня Родина - это дом моих родителей, построенный своими руками. Это запах парного молока и вкус свежеиспечённого хлеба. Родина это то, куда хочется возвращаться снова и снова. Чувствовать радость, гордость от того, что ты дома, в детстве.Уважаемые коллеги, мы не случайно поговорим о родине, потому что сегодня среди наиболее острых вопросов патриотического воспитания стоит вопрос формирования у школьников ценностного отношения к родине.ФИЛЬМ для просмотраДуховная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры… Ни для кого не секрет, что важное место в воспитании и развитии обучающихся имеет игра. В своей педагогической деятельности мы всё делаем ради детей и их развития. Сегодня я хочу вам показать подход к реализации темы нравственно - патриотического воспитания школьников посредством инновационных игр - игрового трансформируемого куба.Уважаемые коллеги, я предлагаю вам окунуться в мир игры. Перед вами трансформируемый куб (состоит из 8 кубиков). "Кубик Блума" - один из популярных практических приемов, развивающий критическое мышление детей. Давайте разберемся как его использовать и как сделать (шаблоны для распечатки вы найдете внизу страницы).Разработал метод Бенджамин Блум - американский ученый и психолог - педагог. Он считал, что школа должна научить ребенка решать проблемы, с которыми придется сталкиваться в жизни.Польза метода БлумаБенджамин Блум объединил основные образовательные цели в несколько групп:• закрепление и анализ полученных знаний;• эмоциональный отклик учащихся на полученные знания;• использование полученных знаний на практике.Этот метод обучает учеников решать проблемные вопросы самостоятельно, опираясь на уже полученные знания и умения, а также используя опыт, наблюдательность, логику и творческое мышление.Как использовать кубик БлумаДля начала вам понадобится бумажный куб (еще лучше, если его сделать из плотного картона, на гранях которого написано:• назови,• почему,• объясни,• предложи,• придумай,• поделись.Развертки "Кубика Блума" можно скачать внизу страницы в хорошем качестве.Родитель или педагог формулирует тему и подбирает к каждому слову на кубике круг вопросов, который позволит детям повторить и закрепить изученный материал.Взрослый подбрасывает кубик. Та грань, которая выпала, указывает на тип вопроса, который следует задать детям (то есть вопрос должен начинаться со слова на грани).Альтернативный вариант - вопросы формулируют сами дети, а затем задают их своим друзьям (одноклассникам). Один из них отвечает на вопросы. Если ответ неполный, то друзья (одноклассники) могут дополнить его и скорректировать неточности.Примечание. Каждый раз, когда вы бросаете кубик, вы привлекаете к обсуждению большее количество детей. Что это дает? Это повышает эффективность занятия и понимание темы, помогает выявить пробелы в знаниях. Кроме того, этот метод учит детей анализировать и интерпретировать информацию, строить гипотезы и отстаивать собственную точку зрения.Кратко о типах вопросов "Кубика Блума"НазовиВопросы, направленные на воспроизведение знаний: ребенок называет предмет, явление, термин и т. дПримеры.• Назови географические объекты, вблизи которых произошла битва [официальное название].• Назови ассоциацию, которую вызывает [название предмета или явления].• Назови компоненты действия сложения.• Назови главных героев романа "Война и мир".ПочемуВопрос для формулирования причинно-следственных связей: ученик должен описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением. Это открытый вопрос, развивающий аналитическое мышление ребенка.Примеры.• Почему математику называют «царицей» наук?• Почему вымерли динозавры?• Почему критики назвали [название произведения] психологическим романом?ОбъясниВопросы для уточнения, помогающие детям сфокусироваться на разных сторонах обсуждаемой темы. Обычно эти вопросы начинаются с фраз вроде «объясни свою точку зрения. ", "ты действительно считаешь, что.» или «ты уверен, что.».Примеры.• Объясни ценность [название открытия] для человечества.• Объясни роль мягкого знака в словах.• Объясни значение кислорода в жизни человека.ПредложиУченик предлагает свои идеи/варианты того, как можно использовать те или иные знания на практике, или ищет пути решения конкретных ситуаций.Примеры.• Предложи свои варианты использования таблицы умножения.• Предложи, где могут понадобиться знания по грамматике [название языка]?• Где и как понадобится таблица Д. Менделеева?• Предложи, где и как можно применять знания по теории вероятности?ПридумайЭто творческие вопросы, содержащие элемент предположения и выдумки. Дети развивают стратегическое мышление (что будет, если., придумай, как.).Примеры.• Придумай, как будет выглядеть планета, если из нее исчезнут все источники пресной воды?• Придумай, как изменится мир, если ученые изобретут формулу бессмертия?• Придумай, как бы использовался [название закона] в наше время?ПоделисьВопросы для анализа и оценки фактов/полученной информации. Каждый из вопросов обязательно должен апеллировать к эмоциям ребенка. Альтернативные варианты вопросов: что вы чувствуете, когда., почему вы выбрали.Примеры.• Какие эмоции у тебя вызывает музыка Бетховена?• Поделись, почему из всех стихов Пушкина ты выбрал для изучения именно этот?• Поделись своими впечатлениями от [название произведения].Формулировку вопросов для младших школьников методисты советуют упростить:• Опиши. Форма, цвет, имя и т. д.• Сравни. Ребенок сравнивает предметы и явления с подобными, а затем указывает на сходства и различия.• Проанализируй. Ученик или ученица может проанализировать, например, значение эпитетов и метафор в стихотворении.• Примени. Например, учащиеся приводят возможные варианты использования воды в различных состояниях (жидком, твердом и газообразном).• Оцени. Ребенок указывает на достоинства и недостатки предмета/явления.• Ассоциации. Младшие школьники рассказывают, с чем у них ассоциируется предмет или явление.Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Давайте на мгновение представим, что вот этот куб (показывает) означает маленького человека, который родился. В ходе нашей совместной деятельности мы наполним его теми качествами, которые определят богатый духовный мир человека, который любит свою родину, то есть мы создадим «Модель патриота своей Родины».(Раздаю кубики участникам мастер- класса)Уважаемые коллеги, перед нами стоит задача пробудить в ребенке - чувство любви к Родине. Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Я предлагаю вам ответить на вопрос:1. «Что такое патриотизм?»Ответы запишите на одной из сторон нашего куба и озвучьте их. (Ответы педагогов)Правильно, великое чувство патриотизма начинается с самого простого: любви к родителям и своей семье, к своему дому, уважения к традициям наших предков, добра и милосердия, любви к месту, где родился - своей малой родине, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему.Предлагаю вам продолжить наполнение «модели».2. Давайте ответим на вопрос: «Что нам дает Родина?»ответы запишите на второй стороне куба. Выскажите свое мнение. (Ответы педагогов)Правильно, Родина нам даёт право на бесплатное образование, независимость, право на труд, право на отдых, право на свободу вероисповедания, обеспечение старости, право избирать, право быть избранным, мир, работа конституции и т. д.Вот мы с вами ответили для себя, что нам дает родина, но возникает вопрос, а что мы можем сделать для своей Родины?3. Я предлагаю ответить на вопрос: «Что я сделал, хорошего для своего города», ответы прошу записать на третьей стороне куба.(Был участником акции «Бессмертный полк», посадил дерево, участвовал в субботнике и т. д.). Ответ озвучьте. (Ответы педагогов)Уважаемые участники, продолжая нашу встречу, я хочу предложить вам ассоциативную игру «Продолжи высказывание».4. Перед вами ассоциативные картинки, я предлагаю вам продолжить высказывание «Если скажут слово Родина, сразу в памяти встает…» выбрав одну из картинок. Приклейте ее на одну из сторон вашего куба. Обоснуйте ваш выбор. (Ответы педагогов)Уважаемые коллеги, несомненно, сердцем России является Москва, но каждый ли из Вас был в Москве, каждый ли смог прогуляться по ее улицам? Думаю, что нет, тогда возникает вопрос, какой же город или посёлок является для нас родным и близким? (Ответы педагогов)Уважаемые коллеги я уверена, что вы хорошо знаете свой посёлок, свой район, поэтому хочу предложить вам5. Вспомнить и записать достопримечательности города Никольск (Памятник Неизвестному солдату, Вечный огонь, памятник воинам интернационалистам, погибшим в Афганистане, памятник Ленину,, Доска почёта и др.)(Ответы педагогов)Педагог: Молодцы, вот и получилась у нас светлая, с богатым внутренним миром, активная личность, которая знает и любит свою Родину.Уважаемые коллеги, вот подходит к концу наша встреча, а у нас осталась пустая еще одна сторона куба. Предлагаю вам оценить работу, проделанную на мастер - классе и выбрать, как поступить с полученной информацией.6. Перед вами картинки:Чемодан - все пригодитсяМясорубка - переработаю информацию.Корзина - выброшу в корзину.Выберите одну и наклейте на оставшуюся сторону куба. (Ответы педагогов)Педагог: Уважаемые коллеги, спасибо за работу, я хочу подарить вам созданную вами модель патриота своей Родины. Надеюсь, что работа в данном направлении будет продолжаться хотя бы для того чтобы заполнить оставшуюся «тайную сторону», которая осталась в самом сердце вашего куба. Удачи вам!Спасибо за внимание!