"Удивительные свойства воздуха"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Удивительные свойства воздуха"
Автор: Маркина Марина Владимировна
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОЗДУХА»ЗАДАЧИ:Образовательные:- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. - расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивающие: - развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы;- способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми;- расширять словарный запас детей: лаборатория, невидимый, прозрачный, бесцветный, живая природа, неживая природа, эколог.Воспитательные: - воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с мыльными пузырями, изготовление вееров, наблюдения за погодой, ветром.МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, бумажные вееры, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, 3 контейнера, колпачки от фломастеров.ХОД ЗАНЯТИЯ :Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, что это? (обратить внимание детей на воздушный шар, который лежит на подоконнике) Ответы детей. Воздушный шарик. Вот это да! Воздушный шар залетел к нам в гости. Как вы думаете, почему он так называется? Почему он воздушный? (Ответы детей , потому что он наполнен воздухом).Воспитатель: Да, ребята, я пожалуй с вами соглашусь. Шарик воздушный, потому что наполнен воздухом! Ребята, а как вы думаете, можно ли увидеть воздух? А почувствовать его? А хотите узнать секреты воздуха? Ответы детей . А где же можно узнать обо всем этом? Ответы детей - спросить у мамы, почитать книгу, посмотреть телепередачу. Воспитатель: Правильно, ребята. Источников получения информации много. А вот в научной лаборатории можно ли найти ответы про воздух. Ответы детей Воспитатель: Правильно, можно. И сегодня я приглашаю вас в настоящую лабораторию. Вы станете учеными – исследователями и попробуете найти воздух- невидимку. Хотите? Тогда проходите в нашу лабораторию и присаживайтесь за столы. Воспитатель: И так, перед нами стоит сложная задача: в лаборатории с помощью опытов нам нужно обнаружить воздух, и узнать какими свойствами он обладает. А вы знаете как надо себя вести в лаборатории? Посмотрите на экран и расскажите правила поведения в научной лаборатории. Схема на экран. Ответы детей. В лаборатории надо соблюдать правила: соблюдать тишину, слушать внимательно, не кричать, не трогать без разрешения, слушать внимательно, не мешать друг другу, выполнять задания, делать выводы. Воспитатель: Отлично! Вы когда-нибудь видели воздух? Ответы детей: нет. Так почему мы его не видим? Сейчас разберемся. ОПЫТ № 1. Воздух прозрачный.Воспитатель: Давайте проверим, есть ли воздух вокруг нас? Возьмите в руки пакеты, поймайте воздух и закройте пакет крепко сжимая в руке. 1, 2, 3 - воздух в пакете задержи! Воспитатель: Что произошло с пакетами?Ответы детей - они надулись, стали большими, стали похожи на подушку. Воспитатель: Может мы поймали воздух, как вы думаете? Ответы детей – да, мы поймали воздух. Воспитатель: Все правильно, мы поймали воздух и заперли его в мешочке. Уважаемые ученые, а как вы думаете, в каких же еще предметах также заперт воздух? (Ответы детей - мяч, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувные игрушки и т.д.) Воспитатель: Так, а давайте проверим действительно ли в пакете – воздух? Возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Ответы детей - ветерок, идет воздух. Воспитатель: Вот мы и открыли первый секрет воздуха. Делаем ввод - воздух прозрачный, невидимый, а чтобы его увидеть, его надо поймать! Воздух есть вокруг нас. Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые записывают результаты своих исследований. Поэтому отметьте этот важный признак воздуха в своих исследовательских дневниках. И это свойство обозначим вот такой карточкой. (выставляется карточка - символ на доску «зачеркнутое цветное пятно»)Воспитатель: Ребята, у меня возник вопрос. Имеет ли воздух запах. Как думаете? Ответы детей - да, нет, не знаем. Воспитатель: Давайте это проверим с помощью опыта. ОПЫТ 2. ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА Воспитатель: Перед вами три контейнера. (подписать их!!) Я предлагаю вам открыть крышки и понюхать, чем пахнет внутри контейнера. Готовы? Расскажи, Маша, что ты почувствовала? Хорошо! А ты, Миша, как думаешь чем пахнет? Ответы детей Воспитатель: Молодцы, ребята. Первый контейнер пахнет чесноком, второй контейнер пахнет апельсином, а в третьем контейнере нет запаха. Так вот ребята, воздух запаха не имеет, но может запахи переносить. Вот мы и открыли второй секрет воздуха: Собственного запаха воздух не имеет. Запах воздуху придают различные вещества. Запишем результаты опыта с помощью карточки («нос»). Воспитатель: А сейчас ребята, мы проверим движение воздуха. Возьмите веер и выходите в центр зала, вставайте в круг и повторяйте за мной. Опыт 3 ВОЗДУХ ДВИЖЕТСЯДети машут веерами в соответствии с текстом:ВЕТЕР ДУЕТ ОТ МЕНЯ, ВЕТЕР НА МЕНЯ,ВЕТЕР ДУЕТ ВЫСОКО.ВЕТЕР ДУЕТ НИЗКО,ВЕТЕР ДУЕТ ДАЛЕКО, ВЕТЕР ДУЕТ БЛИЗКО.Воспитатель: Ребята, какой вывод мы можем сделать? Ответы детей Все правильно. Оказывается, воздух умеет двигаться. Дидактическая игра «Что для чего нужно». ПЕРЕХОД В ДРУГУЮ ЗОНУ. СТОЯТ ДВА СТОЛА. ДЕТИ ДЕЛЯТСЯ НА ДВЕ КОМАНДЫ.Давайте поиграем. Около стола должно быть четыре человека, разделитесь на команды. Откройте зеленый конверты. Посмотрите, на столе лежат картинки. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку использовать воздух? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор). Выберите нужные и объясните, для чего они нужны. Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.Воспитатель: МОЛОДЦЫ! Присаживайтесь за лабораторные столы. Давайте запишем результаты опыта с помощью карточки (стрелки ) – воздух движется - поднимается, опускается, перемещается. Воспитатель: Ребята, вспомните, мы разговаривали с вами об органах человека. Помните, мы говорили, что человек вдыхает и выдыхает воздух носом, и в легких находится воздух. Так вот, это мы сейчас и проверим, если ли внутри нас воздух. ОПЫТ 4 ВОЗДУХ ВНУТРИ НАС.Возьмите коктейльную трубочку и опустите один конец в стакан с водой, а в другой будем дуть. Дуйте! ТИХО, а ТЕПЕРЬ ГРОМЧЕ. Что вы увидели?Ответы детей: Пузырьки воздуха. Воспитатель: Как они там оказались? В стакане же только вода была. Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Правильно, делаем вывод: воздух есть внутри человека. Запишем результаты опыта с помощью карточки. («изображение человека»).Воспитатель: Да, вот сколько мы узнали секретов о воздухе. Вам интересно? Продолжаем? Отлично! Тогда, давайте, проверим можно ли услышать воздух? ОПЫТ 5 ВОЗДУХ МОЖНО УСЛЫШАТЬ. Воспитатель: Возьмите крышку от фломастера и подуйте внутрь. Что вы слышите? Ответы детей: звук.А ещё если я надую шарик и начну спускать воздух, что вы услышите?Ответы детей: писк.Воспитатель: Правильно, писк. Расскажу вам такой секрет, когда дует ветер,он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки. Вот послушайте – это свист, а это вой. ЗВУКОЗАПИСЬ. Воспитатель: И так, делаем вывод: воздух можно услышать. И запишем это свойство с помощью вот такой карточки. («нота»)Воспитатель: Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого. Сможет ли человек жить без воздуха? Ответы детей. ОПЫТ 6 «НЕ ДЫШУ»Давайте проверим. Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами. (пауза). Открываем. -Хорошо вам было без воздуха?Ответы детей - нет, человек без воздуха погибнет.Воспитатель: Да, ребята, без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды можно продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух, как людям. Дидактическая игра «Воздух нужен для…»Воспитатель: давайте поиграем в игру. Возьмите красные конверты и в паре выберите карточки с изображением того предмета, кому нужен воздух. Дети выкладывают карточки и объясняют свой выбор.Воспитатель: И так делаем вывод. Воздух нужен всей живой природе, для того чтобы расти, дышать, жить. Запишем результаты опыта, с помощью вот такой карточки. («зеленый лист»).Воспитатель: В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину. Слайд на экран. Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки). Как вы думаете, такой воздух полезен для живой природы. Ответы детейВоспитатель: Конечно, ребята это грязный воздух и он загрязняет всю окружающую нас природу и человека тоже. А вот чтобы такого не было надо заботится о воздухе - не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах,, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух. А следят за чистотой воздуха люди, их называют экологи. Давайте все вместе повторим. Экологи. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух. И так, делаем вывод: Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его. Запишем результаты опыта, с помощью вот такой карточки. («перечеркнутая труба с дымом»).Воспитатель: А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Посмотрите, на свои записи и перечислите свойства воздуха. Кто хочет ответить? А еще кто? Молодцы! А кто запомнил как называется профессия ученых, следящих за чистотой воздуха? Вам интересно было? Какой опыт понравился больше всего? А тебе Петя? А тебе Лена? Воспитатель: Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки воздушные шары!