«Интерактивные формы сотрудничества ДОО с родителями»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Интерактивные формы сотрудничества ДОО с родителями»
Автор: Гудкова Юлия Евгеньевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №35»Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 206.Тел/факс 8(86553) 5-57-02, эл. почта – ,официальный сайт ОКПО 43369282 ОГРН 1202600001670 ИНН/КПП 2623030977/262301001Консультация для педагогов«Роль игры в социализации личности дошкольника»Подготовил: воспитательвысшей кв. категорииГудкова Ю.Е.МБДОУ «Детский сад №35»Дата: 15.05.2022г.Роль игры в социализации личности дошкольника.Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку её успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе. В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация — это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности. Понятие «социализация» характеризует процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Социализация личности идёт на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации заложены в детстве. Социализация детей дошкольного возраста процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребёнок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума. Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Это период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения.Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребёнка в его первых социумах — семье, в детском саду, которые могут способствовать социально- психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающим его миром. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, лёгкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.Учёные установили, что самой эффективной деятельностью для вхождения в мир других людей является игра. Игра ребёнка – основное средство становления его как автономной независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными – сверстниками. Игра обеспечивает ребёнку самореализацию и эмоциональный комфорт. Игра является важнейшим источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определённых ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребёнок руководствуется её правилами, подчиняет выполнению этих правил своё импульсивное поведение.Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры:1. Социокультурная функция.Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребёнок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребёнка. Игра для ребёнка то же, что речь для взрослого. В то же время игра, по выражению Д.Б. Эльконина, это своеобразная «школа морали».2. Коммуникативная функция.Игра невозможна без общения, которое является её основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребёнок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом лично заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру.В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа – между командами, между партнёрами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает ребёнку – выйти из ситуации и проанализировать её как бы со стороны.3. Диагностическая функция.Игра способствует определению отклонений в поведении ребёнка. Например, играя, ребёнок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребёнок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребёнка к самопознанию: могу ли я?4. Игротерапевтическая и коррекционная функции.В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка, защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре, как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребёнок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.5. Развлекательная функция.Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих запрещённых норм, веселье так и брызжет, так как эта игра даёт возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребёнок никогда не устаёт, ему радостно и комфортно.Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психо-эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И, чем больше положительных эмоций получает ребёнок, тем более гармоничным и радостным предстаёт перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, врача, учителя, шофёра, лётчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нём участие.В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, что наполняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат детей самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости.Играя, ребёнок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает решения.Большое значение имеют игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнёров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, своё поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.На протяжении всего дошкольного детства, формы и виды игр меняются и усложняются. Начинается все с простейших манипуляционных игр с предметами, ознакомление с их функциональными возможностями и социальным назначением; затем со второго года жизни – отображение простейших бытовых сюжетов; и наконец, в старшем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевые игры с правилами, развёрнутые игры режиссёрского типа, самостоятельные дидактические игры. А.С. Макаренко (1977) утверждал, что, как ведет себя ребёнок в игре, так позже он будет вести себя на работе. Правильно организованные и систематически проводимые игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические, интернациональные чувства.Игру называют «королевой детства», т.к. наиболее интенсивно она реализуется как деятельность именно в детстве, обеспечивая личностное развитие ребёнка. Природа создала игру для всесторонней подготовки к жизни, поэтому она имеет генетическую связь со всеми видами деятельности и выступает как специфическая детская форма познания, труда и общения. При этом ребёнок играет не для того, чтобы готовиться к жизни. Игра становится для него своеобразной школой жизни. Следовательно, игра является бесценным средством развития.Отсюда следует, что одним из основных средств социализации дошкольников является игровая деятельность.