Формирование познавательной активности на уроках математики.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование познавательной активности на уроках математики.
Автор: Курашова Светлана Вячеславовна

С.В.Курашова, учитель математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44 им Героя России Н.В. Исаева » г. Саратов Не секрет, что современные школьники все больше познают мир пользуясь интернет ресурсами и простой пересказ учебного материала становится неэффективным. Детей сейчас трудно увлечь пересказом школьного учебника. Поэтому современная школа должна приспосабливаться к новым реалиям. И именно учитель, должен в первую очередь задумываться, как организовать и вовлечь учащихся в активный процесс решения учебных задач. Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Каким образом активизировать учащихся на уроке, какие приемы и методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на уроках? Формирование познавательного интереса к учению ‬ важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Первостепенное значение здесь имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Нужно, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности для каждого ребенка. В своей работе необходимо уделять особое внимание методам, средствам и формам обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, побуждают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Применение нестандартных форм урока. Безусловно, такие уроки очень нравятся детям, они развивают образное, систематическое и логическое мышление, способствуют развитию познавательных психических процессов. Наиболее распространенные из них; уроки-соревнования; урок включающие практико-ориентированных задачи; театрализованные уроки; уроки с использованием игровых форм; интегрированные занятия, объединённые единой темой или проблемой. Конечно, все это требуют серьезной подготовки и большой затраты временного ресурса. Поэтому, такие уроки, лучше проводить только после серьезной подготовки, не делать их на «скорую» руку. Возможно, готовить такие уроки совместно с детьми, ставя перед ними определенные задачи. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения. Игра ‭ одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания. Избыток игр на уроке не допустим. Поэтому важно выбрать момент урока, где игра будет целесообразна. Вот некоторые примеры игровых моментов, применяемых на уроке: 1. «Какое утверждение в геометрическом высказывании будет ложным. Смысл задания состоит в том, что в перечень понятий включается одно, не соответствующее действительности. Его и нужно убрать. Например:1. «Число 11 является простым» 2. «Сумма углов треугольника ‬ 160, «Прямой угол ‬ 90 градусов» 2. «Узнай фигуру». Здесь можно закрепить такое важное понятие как признаки фигур. 3. «Математическая цепочка». По ней можно закреплять математические действия в примерах, развивать навыки устно счета. 4. «Я узнал что…» После изучения темы, можно провести командную игру, в ходе которой проверить как ребята усвоили тему, а так же закрепить пройденный материал. 3. Создание проблемных ситуаций. В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Сейчас много заданий в математике, которые имеют практика ‬ ориентированную направленность. Состоят они в том, что знания, умения и навыки которые они изучают в программе курса, нужно применить в реальной жизни. Например, много заданий с применением процентов, где можно рассчитать выгоду в той или иной покупке, или рассмотреть вопросы связанные с финансовой сферой: выгода приобретения товара по кредиту. 4. Творческие работы. Такие работы требуют от ребенка максимального приложения сил на всех этапах: от замысла и реализации до конечного результата. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовления макетов геометрических фигур, презентаций и т.д. 5. Использование на уроке дополнительной литературы. Конечно, работа с книгой это важный элемент урока. Сейчас много доступной литературы, в том числе и в математическом направлении. Серия книг «Занимательная математика» Я. Перельмана, приобщает к миру научных знаний, помогает привить вкус к изучению точных наук, вызывает интерес к самостоятельным творческим знаниям. Из современных авторов серия книг В. Левшина, для учеников среднего звена. Стихи на уроках математики выполняют развивающую, познавательную и воспитательную функции. Умело используемые на уроке стихотворные строки помогают запомнить то или иное математическое понятие, усиливают эмоциональное восприятие, глубже раскрывают причинно-следственные связи, повышают интерес к уроку. Как пример: Друзья, сложите одночлены, получите Вы многочлены, Многочлены чтоб сложить, Нужно скобки все раскрыть. Если перед скобкой «плюс», То смело скобки убирайте, Знак ни один вы не меняйте. Исследовательская работа: Как одна из форм исследовательской работы на уроках математики ‬ это использование ребусов и кроссвордов. Этот прием оживляет работу на уроке, повышает интерес к работе, способствует закреплению математических понятий, положительно воздействует на эмоциональное состояние школьников. Учитель должен творчески относиться к преподаванию своего предмета, постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Стараться сделать свой урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Список литературы: . Лучникова Е.В. Формирование познавательной активности учащихся на современном уроке.