С.В.Курашова, учитель математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44 им Героя России Н.В. Исаева » г. Саратов Не секрет, что современные школьники все больше познают мир пользуясь интернет ресурсами и простой пересказ учебного материала становится неэффективным. Детей сейчас трудно увлечь пересказом школьного учебника. Поэтому современная школа должна приспосабливаться к новым реалиям. И именно учитель, должен в первую очередь задумываться, как организовать и вовлечь учащихся в активный процесс решения учебных задач. Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Каким образом активизировать учащихся на уроке, какие приемы и методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на уроках? Формирование познавательного интереса к учению важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Первостепенное значение здесь имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Нужно, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности для каждого ребенка. В своей работе необходимо уделять особое внимание методам, средствам и формам обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, побуждают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Применение нестандартных форм урока. Безусловно, такие уроки очень нравятся детям, они развивают образное, систематическое и логическое мышление, способствуют развитию познавательных психических процессов. Наиболее распространенные из них; уроки-соревнования; урок включающие практико-ориентированных задачи; театрализованные уроки; уроки с использованием игровых форм; интегрированные занятия, объединённые единой темой или проблемой. Конечно, все это требуют серьезной подготовки и большой затраты временного ресурса. Поэтому, такие уроки, лучше проводить только после серьезной подготовки, не делать их на «скорую» руку. Возможно, готовить такие уроки совместно с детьми, ставя перед ними определенные задачи. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения. Игра одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания. Избыток игр на уроке не допустим. Поэтому важно выбрать момент урока, где игра будет целесообразна. Вот некоторые примеры игровых моментов, применяемых на уроке: 1. «Какое утверждение в геометрическом высказывании будет ложным. Смысл задания состоит в том, что в перечень понятий включается одно, не соответствующее действительности. Его и нужно убрать. Например:1. «Число 11 является простым» 2. «Сумма углов треугольника 160, «Прямой угол 90 градусов» 2. «Узнай фигуру». Здесь можно закрепить такое важное понятие как признаки фигур. 3. «Математическая цепочка». По ней можно закреплять математические действия в примерах, развивать навыки устно счета. 4. «Я узнал что…» После изучения темы, можно провести командную игру, в ходе которой проверить как ребята усвоили тему, а так же закрепить пройденный материал. 3. Создание проблемных ситуаций. В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Сейчас много заданий в математике, которые имеют практика ориентированную направленность. Состоят они в том, что знания, умения и навыки которые они изучают в программе курса, нужно применить в реальной жизни. Например, много заданий с применением процентов, где можно рассчитать выгоду в той или иной покупке, или рассмотреть вопросы связанные с финансовой сферой: выгода приобретения товара по кредиту. 4. Творческие работы. Такие работы требуют от ребенка максимального приложения сил на всех этапах: от замысла и реализации до конечного результата. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовления макетов геометрических фигур, презентаций и т.д. 5. Использование на уроке дополнительной литературы. Конечно, работа с книгой это важный элемент урока. Сейчас много доступной литературы, в том числе и в математическом направлении. Серия книг «Занимательная математика» Я. Перельмана, приобщает к миру научных знаний, помогает привить вкус к изучению точных наук, вызывает интерес к самостоятельным творческим знаниям. Из современных авторов серия книг В. Левшина, для учеников среднего звена. Стихи на уроках математики выполняют развивающую, познавательную и воспитательную функции. Умело используемые на уроке стихотворные строки помогают запомнить то или иное математическое понятие, усиливают эмоциональное восприятие, глубже раскрывают причинно-следственные связи, повышают интерес к уроку. Как пример: Друзья, сложите одночлены, получите Вы многочлены, Многочлены чтоб сложить, Нужно скобки все раскрыть. Если перед скобкой «плюс», То смело скобки убирайте, Знак ни один вы не меняйте. Исследовательская работа: Как одна из форм исследовательской работы на уроках математики это использование ребусов и кроссвордов. Этот прием оживляет работу на уроке, повышает интерес к работе, способствует закреплению математических понятий, положительно воздействует на эмоциональное состояние школьников. Учитель должен творчески относиться к преподаванию своего предмета, постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Стараться сделать свой урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Список литературы: . Лучникова Е.В. Формирование познавательной активности учащихся на современном уроке.