Методические рекомендации по проведению группового сбора, рефлексивный круг


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по проведению группового сбора, рефлексивный круг
Автор: Лобова Надежда Владимировна

Методические рекомендации по проведению группового сбора
Утренний сбор как форма работы пришел вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой в 80 годы прошлого века. Описание методики организации и проведения группового сбора позаимствованы из практического опыта образовательной программы Сообщество.
Утренний сбор это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.
Задачи утреннего сбора:
Социально-коммуникативное развитие:
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности осуществлять выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей и готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Речевое развитие:
- овладение речью как средством общения и культуры, развитие связной монологической и диалогической речи.
Познавательное развитие:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Организация группового сбора предполагает:
установление времени проведения группового сбора в режиме дня
специально оборудованное место
наличие структуры.
Мы собираемся на ковре перед доской выбора после утренней гимнастики. Я бы подразделила групповой сбор на утренний круг (до завтрака) и деятельность в центрах активности.
Приемы приглашения детей на утренний круг: песня группы, сюрпризный момент, ребенок-дежурный, звуковой сигнал.
Мы собираемся по звонку колокольчика.
Вопросы (организующие, ритуальные) для начала группового сбора
Все ли нашли себе местечко? Какое у вас настроение?
Все на месте, все ли тут? Повернулись, оглянулись и друг другу улыбнулись!
Вот собрался наш кружок, улыбнись скорей, дружок! Рука другу, рука другу, Передаем тепло по кругу!
Здравствуй, правая рука. Здравствуй, левая рука. Здравствуй, друг, здравствуй, друг, здравствуй, весь наш дружный круг!
Структура группового сбора:
1. Приветствие (игры Дарим доброе утро, Клубочек, Комплимент, Ласковое имя) – 1-3 мин.
2. Игра (психогимнастика, пальчиковая игра, скороговорки, Посылаю СМС, игра, связанная с темой недельного проекта) – 2-5 мин.
Игра (легкая, веселая, эмоциональная) проводится как игра, а не как учебное действие. В ходе игры дети получают навык совместного нескучного времяпровождения.
3. Обмен новостями - 2-10 мин
В ходе обмена новостями самым естественным способом формируются коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать свое суждение.
Мы пытались учить этому детей на специальных занятиях по развитию речи, на придуманных нами темах. Обмен новостям позволяет легче и естественней высказываться, потому что темы разговора выбирают сами дети. Поэтому разговор становится открытым и искренним, что стимулирует участников к этому занятию.
Правила обмена информацией:
Вводим правила: говорим по одному, внимательно слушаем друг друга, говорит тот, у кого сердечко.
Договариваемся об ограничении количества детей, рассказывающих новости (например, у нас в группе – 4)
Не существует запретных тем
Новости не оцениваются, принимаются как факт
Самая сложная часть обмена новостями – реагирование на высказывание детей. Не расспрашивать, если новость не важна для понимания всех детей. Универсальный прием для прекращения обсуждения чего-либо нежелательного – спокойно, уверенно сказать так бывает
Иногда утром дети зарисовывают схемы новостей утром в детском саду или дома. Активизация малоактивных детей ненасильственная: рассказать о том, что и для чего принес.
Вопросы, помогающие провести обмен новостями:
Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?
Что бы вы хотели уточнить?
О чем бы хотели спросить?
Чем эта новость нам поможет?
Что вас порадовало, огорчило?
4. Выбор дежурных (в начале (в средней и старшей группе) по желанию, в подг.гр. – по графику)
Существуют дежурные по столовой, по порядку, ссорам, по погоде.
5. Работа с календарем (дежурные по погоде называют: дату, месяц, день недели, время года)
Работать с календарем можно до начала группового сбора, во время его проведения, в течение всего дня.
С помощью календаря решаем следующие задачи. Формирование элементарных матем. представлений:
знакомство с цифрами
прямой и обратный счет
понятия вчера-сегодня-завтра
понятия день-неделя-месяц-год
Развитие навыков грамотности:
знакомство с буквами и словами
фиксация с помощью слов и символов характерных признаков сезона, события дня.
Все это происходит до завтрака.
6. Образовательная деятельная в центрах активности (выбор/знакомство/ с темой проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности)
презентация центров активности педагогом
выбор центров активности детьми
После завтрака дети собираются на ковре перед доской выбора на стульчиках, кладут индивидуальные карточки под стульчики.
Начинается с краткой беседы:
Кто напомнит тему нашего проекта?
Какие дела мы с вами успели сделать?
Какой у нас план на сегодня?
Совместное планирование позволяет встраивать инициативу детей в образовательную деятельность и в структуру дня, выявляет области интересов детей, и помогает своевременно реагировать на них. Позволяет взрослым подготовить развивающую среду, отвечающую потребностям детей, выбрать содержание, соответствующее реальным запросам воспитанников.
Ваши предложения о деятельности в центрах?
Какие у вас есть идеи по поводу того, что можно делать в центрах?
У нас совсем нет идей для центра математики?
В каком центре вы предлагаете это сделать?
Способы презентации Центров активности:
Принести из каждого центра самые привлекательные материалы, показать, рассказать, что и как делать.
Поезд Дети едут от центра к центру, рассматривают материалы, выбирают, что им интересно.
Подзорные трубы
Ребенок-ментор. или вчера научился сам, сегодня хочу научить других.
До начала группового сбора или во время его дети обходят центры, узнают, что появилось нового, интересного.
Способы выбора центров активности.
Ограничиваем количество участников центра.
Первыми выбор пойдут делать те, кто родился зимой, весной и т.д.
У кого в одежде есть желтый, красный и др.цвет
Кто пришел в д/с с мамой, папой, приехал на автобусе и т.д.
Ребенок приглашает того, кого хочет: тот может отказаться. Длительно, но иногда такой опыт нужен.
Общая длительность группового сбора может колебаться от 10 до 20 минут. Жестких рамок нет по времени, как нет и жестко закрепленной структуры. Общее время и время отельных частей сбора зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком темпе идет общение, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.
Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры вовсе нет, а обмен новостями или планирование займут все основное время.
В случае:
если общий эмоциональный фон в группе к началу сбора скучен, стоит больше времени уделить игре, сделать ее веселой и, напротив, если дети возбуждены лучше начать сбор со спокойной игры, концентрирующей внимание.
если новость, высказанная кем-то из детей, важна для социально-эмоционального развития всей группы, стоит остановиться на этой новости подольше
если нужно выбрать тему нового проекта, совместно спланировать содержание проекта, не следует жалеть для этого времени.
Структура сбора примерная, вовсе не обязательно ее строго соблюдать, она может изменяться. Начать групповой сбор можно с любой части, главное – не превращать его в рутинную и скучную обязанность.