Нравственные проблемы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нравственные проблемы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Автор: Сюрко Любовь Сергеевна

Слайд 1Тема: Нравственные проблемы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»Цель: 1. Определить понятие нравственности и показать ее важность
  • Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
  • Задачи:образовательная: учить навыкам смыслового чтения; анализ и содержание худ-х особенностей текста, самостоятельные оценки поступков героев, понимание авторского замыслаРазвивающая: формировать у обучающихся навыки приобретения положительного жизненного опытаВоспитательная: развивать в детях чувство честности, доброты, понятия долга, а также творческую активностьФормируемые УУД: Познавательные: осмысленно читать текст, отыскивать и выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственное мнение.Регулятивные: уметь ставить цель и задачи, планировать, контролировать учебную деятельность на урокеЛичностные: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами, моральными нормамиКоммуникативные: уметь слушать, слышать и принимать чужую точку зрения, формулировать, аргументировать собственное мнениеФорма урока: Урок – размышление на основе исследования.Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, развитие критического мышления, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.Методические приемы: - беседа по вопросам- пересказ эпизодов- выразительное чтение отрывка- анализ текста- сценки (инсценирование эпизодов)- словарная работаОснащение: 1). Учебник литературы для 6 класса. Рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».2). Портрет писателя В.П.Астафьева.3). Иллюстрации к рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».4). Презентация к уроку.5). Сувенир «Конь с розовой гривой».7). Рабочие тетради учащихся.Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальнаяНравственные ценности: понятие честности, доброты, долгаВиды чтения: чтение вслух, выразительное, по ролям, комментированноеМетоды и приемы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательскийХод урока1.Оргмомент. Мобилизация Здравствуйте, ребята, садитесь! Обстановка сегодня для вас непривычная,                 Но работаете как обычно вы!                 Я сегодня ваш учитель – И наши гости Вы им улыбнитесь! Подарите ваши очаровательные улыбки! Спасибо. 2.Вхождение в проблему. Постановка учебной проблемыРебята, а приходилось ли вам когда-нибудь обманывать? Что вы чувствовали? Как вы думаете, почему я начала наш разговор именно с такого вопроса? Ребята, дома вы познакомились с рассказом «Конь с розовой гривой». Что вы можете сказать о гл. герое? А всегда ли он обманывал? Всегда был таким? (нет) А каким мальчиком он рос? Все качества, которые вы назвали, составляют внутренний мир человека. Это его духовные качества. - Знаете ли вы, как иначе называют духовные качества человека?3. Целеполагание. Формулирование темы и целей урока.- Как вы считаете, о чём будет наш сегодняшний разговор? (обучающиеся формулируют тему и цели урока). Тема урока «Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Слайд 2 Ребята, я попрошу вас открыть учебники на стр. 64, поскольку текст нам сегодня просто необходим.Работа со словарём. Что такое проблема? - Что такое нравственность? (ответы детей)Давайте посмотрим, как данное понятие трактуется в словаре Ожегова Сергея Ивановича. (на экране определение слов «проблема», «нравственность».Слайд 3НРА́ВСТВЕННОСТЬ - Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами. (Записать в тетрадь определения нравственности)Исходя из темы урока, что же мы должны сегодня узнать, что понять, чему научиться на уроке? Слайд 4 1.Определить понятие «нравственности»2.Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».3.Проанализировать поступки героев произведения и выяснить, какие жизненные уроки извлек мальчик в сложившихся обстоятельствах.4. Коммуникация. 1. Поиск решенияА) актуализация знаний Слайд 5 Эпиграфом нашего урока предлагаю взять слова из рассказаСколько лет прошло, сколько событий минуло….. (дети читают)возьмем слова из рассказа В.П.Астафьева: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника того дивного коня с розовой гривой». Давайте мы вместе попробуем определить, какова же цель нашего урока? (оценить поступки героя и выяснить, какие жизненные уроки извлек мальчик в сложившихся обстоятельствах) Ребята, почему же герой не может забыть этого пряника? Чем служил пряник для деревенских малышей? Давайте обратимся к тексту. Стр. 64Слайд 6- Чтение наизусть отрывка из рассказа. (Ерошенко П.)Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь. С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».Итак, мы видим, что пряник – это и игрушка, и почет, и сладкое угощение. Поэтому он дорог ребятам.А что должен был сделать главный герой рассказа, чтобы получить пряник конем?Итак, вместе в левонтьевскими ребятишками наш герой отправляется собирать ягоды. Найдем этот эпизод. Стр. 68. Слайд 7Как он хотел заработать желанный подарок, пряник? То есть он был каким ребенком? И заработать хотел как? (честно)Итак, первые нравственные проблемы – это трудолюбие и честность! (на доску)Мы можем сказать, что Виктор был ответственным человеком? ДаОтветственность, Понятие долга – это еще одна из проблем. (на доске)А как ведут себя левонтьевские дети по пути, какие поступки совершают? (Текст)«Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились……по пути заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали луку- батуна, наелись до зелёной слюны…- Что мы знаем о семье дяди Левонтия?- Чем эта семья отличается от семьи Витьки?2. Работа в группахЯ предлагаю вам вспомнить сюжет рассказа. Для этого мы поработаем в группах. (по рядам). В тетрадях составим Кластер - Постараемся выяснить какие нравственные качества воспитывались в каждой семье: семье Левонтия и героя-рассказчика. (Групповая работа). Помогут нам в этом цитаты из текста. Раздаю задания. Назовите качества героев, характеризующие их по данным репликам. Вы внимательно читаете реплики, определяете, кто сказал и о каком качестве героя говорит эта реплика. 1 группа представляет у нас героев? Бабушку (Катерина Петровна) и дедушку. (слайд 9-10)Бабушка — внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”. Что за качество? - трудолюбие“Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо” дисциплинированность, воспитанностьТы как с деньгами обращаешься, чучело безглазое! Мне рупь! Другому рупь! Это ж что получится? .порядокНу, што ты, што ты? — успокаивал меня дед, обирая большой рукой слезы с моего лица. — Чего голоднай-то лежишь? Попроси прошшенья… Ступай, ступайдоброта— Ладно уж, умывайся да садись трескать! любовь2 группа: Главный герой - Виктор: Я брал старательно и скоро покрыл дно туеска – трудолюбиеЧтобы трудом своим заработать пряник – честностьИ зачем я так сделал? “Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”.совесть, осознание вины3 группа: Левонтий и Васеня “Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”. Безхозяйственность, ленивость“Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц” – неопрятность Дня через три-четыре снова ходила по соседям, снова занимала до получки денег, муки, картошек — чего придется. - БезответственностьЗато как папа шурунет нас- бегишь и не запнешша --- злость4.группа: левонтьевские ребятишки
  • По пути за ягодами левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, дрались, плакали, дразнились”.невоспитанность, злость
  • Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа - жестокость
  • “Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.- воровство
  • Ты в туесок травы натолкай , а сверху ягодхитрость
  • Слайд. 8Посмотрите на доску. Что вы можете сказать о главных героях? Какие качества прививали Виктору бабушка и дедушка?Эти качества мы видим и у Вити.А что мы скажем о Левонтии? Его детях? О чем это говорит? (надо подавать хороший пример) Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни. Другими словами «Ребёнок учится всему…Какая еще будет затронута нравственная проблема? Воспитание (на доскеМы с вами хорошо поработали, а теперь отдохнемФизминутка Слайд 94)Инсценировка эпизодаОдним из центральных эпизодов рассказа является эпизод «Сбора земляники». Почему?- Кто особенно выделялся среди левонтьевской «орды»? (Текст) Слайд 10«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Почему этого мальчика Виктор выделяет из всех ребят? ( Говорит, что он вреднее и злее всех)Санька стал его дразнить. (Текст). Давайте этот эпизод инсценируем. Слайд 11Инсценировка сцены из рассказа- Бабушки Петровны испугался? Эх ты!- Зато мне бабушка пряник конём купит!- Может, кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный!- Я?- Ты!- Я?- Ты, ты!- Жадный?- Жадный!- А хочешь, все ягоды съем?- Слабо!- Мне слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)Итак, что же делает наш главный герой?Что еще посоветовал Санька Виктору? Слайд 12Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. И вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим. Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а первый обман рождает другие. Можно назвать Саньку другом? Какую еще мы видим здесь проблему? Дружба (на доске). День проходит незаметно, Витька на время забывает о своём поступке, но вот пора возвращаться домой.- Что Витя чувствует после всех событий? (Текст)5) работа с текстомЧтение отрывка из рассказа – Стр. 72 Слайд 13«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет? – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…- Как автор рисует душевные переживания героя? (Текст)«Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт».- Какой же можно сделать вывод? Его начала мучить совесть. Проснулось новое качество у Виктора. Какое? Осознание вины, совестьМы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго. А сейчас обратим внимание на пейзаж, который рисует автор. Слайд 14«День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки - граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…» 1. Какие слова  использует автор для передачи цвета: ясный день,  рябенькие кукушкины слезы, синие колокольчики и др. 2. Какие слова использует автор для передачи звуков: хрустких стеблях, колокольчики,  пчелы,  цветы-граммофончики.3.Какие  изобразительно-выразительные  средства языка  мы видим в  отрывке и для чего они использованы? 4.Какое настроение вызывает пейзаж? ( Радостное, возвышенное. Цветут колокольчики, кукушкины слезки, день ясный, летают шмели.) - Забыл Витька про свой обман? Что он чувствует?(Нет. И от этой красоты ещё тяжелее на душе у мальчика, ещё сильнее он ощущает свою вину. На реке появляется лодка, в ней Витя видит бабушку. Он убегает, понимая, что расплаты не миновать. Тётя приводит его домой) На фоне красоты, спокойствия, гармонии природы ещё ярче видны переживания героя : «Вон как хорошо было жить! А теперь?» Обман делает человека несчастным. Автор снова использует противопоставление. Как это понятие в литературе называется? АНТИТЕЗА Слайд 15- Что же случилось на утро?(Утром Витя слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и ждёт справедливого наказания) 6). Работа по иллюстрации. Слайд 16Какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу? Стр. 81Что художник старался нам передать? (взгляд)Как чувствует себя Виктор? А какой взгляд у бабушки и дедушки? (добрый)- Почему бабушка простила своего внука? (прощает бабушка внука по своей доброте и жалости, также из способности понимания души ребенка) Слайд 17Почему бабушка купила все – таки «пряник конем» своему внуку?(бабушка верила в него, понимала, что он мучается и раскаивается в своих поступках. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. - Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты? ЛюбовьДавайте вернемся к эпиграфу (прослушаем) Слайд 18Так почему же он не может забыть коня? Через что прошел наш герой? Витя понял, что обманывать очень плохо, и как говорится – «тайное всегда становится явным» , так и бабушка всё равно узнала об обмане своего внука. Заключительные слова рассказа говорят о том, что Витя о своем обмане - еще долгое время не сможет забыть.- Какой урок извлёк герой из бабушкиного урока?Нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.5. Итог.Молодцы, ребята! Мы закончили анализ текста. Давайте подведем итог. Вернемся к цели нашего урока. Какие же нравственные проблемы автор поднимает в рассказе? Давайте посмотрим на доску, что у нас получилосьИ какие жизненные уроки извлек герой рассказа из сложившихся обстоятельств?1. Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.2. Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.3. Нельзя обманывать и предавать близких людей.4. Нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. Слайд 19
  • Рефлексия
  • Сегодня я узнала, какие бывают качества у человекаЯ поняла, что обман раскроется.Я попробую, не повторять ошибки Вити.Какие у Творческие вопросы:- Если бы вам представилась возможность встретиться с Витей после совершённого обмана, что бы вы ему посоветовали?Что захотите рассказать о сегодняшнем уроке своим друзьям?7. ДЗ Слайд 20Написать ваше впечатление о рассказе8. Заключительное словоОт ошибок никто не застрахован, но самое главное уметь эту ошибку исправить. Я желаю вам идти дорогою добра. Как вы понимаете сочетание «дорога добра»Песня « Дорогою добра»