Картотека русских народных игр и забав


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека русских народных игр и забав
Автор: Балашова Галина Петровна

Игры для старшей и подготовительной групп (народные забавы) «Колечко»
  • Колечко, колечко,Выйди на крылечко!Кто с крылечка сойдёт,Тот колечко найдёт!
  • Инструкция:
  • Дети садятся на лавочку и смыкают ладони ракушкой.
  • Ведущий подходит к каждому и вкладывает одному кому-то предмет, который имитирует колечко.
  • Затем поёт песню.
  • Задача того, кто с колечком, после этих слов убежать, а остальных игроков — догадаться у кого «колечко» и удержать его за руки. Если удалось, то «кольцо» передаётся тому же ведущему. Если же игрок убежал, то он становится ведущим.
  • «Баба Яга»
  • Бабка Ёжка-костяная ножка,С печки упала, ножку сломала.А потом и говорит: «У меня нога болит».Пошла она на улицу —Раздавила курицу.Пошла на базар —Раздавила самовар.Пошла на лужайку —Испугала зайку.
  • Инструкция:
  • Выбираем Бабу Ягу считалочкой.
  • Она берёт в руки веник и становится в круг. Остальные игроки бегают вокруг и дразнят её.
  • Детям нужно дразнить Бабу Ягу, но при этом быстро реагировать, чтобы её метла не зацепила их
  • Бабка прыгает на одной ножке, пытаясь зацепить кого-то своей метлой. Если удалось, то этот участник становится Бабой Ягой.
  • «Молчанка»Как вариант времяпрепровождения для детей старшей и подготовительной групп в ожидании прихода родителей, особенно в холодное время года, можно предложить забаву «Молчанка».
  • Кони, кони, мои кони,Мы сидели на балконе,Чаю пили, чашки мыли,По-турецки говорили:-Чаб-чаляби, чаб-чаляби.Прилетели журавлиИ сказали нам: «Замри!»А кто первый отомрёт,Тот получит шишку в лоб.Не смеяться, не болтать,А солдатиком стоять!
  • Инструкция:
  • Считалочкой выбираем ведущего — 1 минута.
  • Игроки садятся вокруг него и начинают петь — 2 минуты.
  • С последним словом ведущий начинает разными способами рассмешить участников (смешными гримасами, движениями). Кто рассмеялся, тот выбывает (3–4 минуты). Для усложнения проигравший может отдавать ведущему фант, а в конце, чтобы выкупить свои вещи, игроки выполняют задания своего лидера.
  • «Подкиды»
  • Оля, Коля, дуб зелёный,Ландыш белый, зайка серый.Брось!
  • Инструкция:
  • Игрок с мячом в руках поёт.
  • На слово «Брось!» подбрасывает мяч. Кто подхватил, тот поёт и повторяет манипуляцию с мячиком.
  • По тропинке(Русская народная игра)Цель: учить детей ходить по узкой дорожке, не наступая на линии, не мешая друг другу, не наталкиваясь на впереди идущего.Ход игры: воспитатель проводит на полу 2 параллельные линии (или кладёт 2 верёвки) длиной 2,5 – 3 м. на расстоянии 25 – 30 см. Он рассказывает, что малыши пойдут гулять по лесу. Идти надо осторожно по узенькой тропинке. Дети идут медленно друг за другом между начерченными линиями. Потом возвращаются.Лапта(Русская народная игра)Цель: развивать внимание, двигательную активность, ловкость.Ход игры: для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта - круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5 - 10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой - кон. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч. Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок, - тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим. Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.Ляпка(Русская народная игра)Цель: развивать внимание, двигательную активность, ловкость.Ход игры: один из играющих - водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай ее другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку. Так играют в Кировской области. А в Смоленской области в этой игре водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: «У кого был?» - «У тетки».- «Что ел?» - «Клёцки».- «Кому отдал?» Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим.Ловишка в кругу(Русская народная игра)Цель: развивать внимание, двигательную активность, ловкость.Ход игры: на площадке чертят большой круг. В середине круга кладут палку. Длина палки должна быть значительно меньше диаметра круга. Величина круга от 3 м и более в зависимости от количества играющих. Все участники игры стоят в кругу, один из них - ловишка. Он бегает за детьми и старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой. Ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку. Это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку ногами запрещается. Пойманный игрок не имеет права вырываться из рук ловишки.Филин и пташки(Русская народная игра)Цель: развивать внимание, двигательную активность, ловкость.Ход игры: перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.«Гори ясно»Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.Играющие хором поют считалочку:«Гори, гори ясно,Чтобы не погасло,Раз, два, три!»На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его. «Ворон»Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.Ход игры: Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)Ой, ребята, та-ра-ра!На горе стоит гора,А на той горе дубок,А на дубе воронок.Ворон в красных сапогах,В позолоченных серьгах.Черный ворон на дубу,Он играет во трубу.Труба точеная,Позолоченная,Труба ладная,Песня складная.С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг. «Солнце»Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.Ход игры: Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.Гори солнце ярче,             - Дети ходятЛето будет жарче.         - по кругу.Я зима теплее,                 - Идут в центр.А весна милее                   - Из центра обратно.А зима теплее,                 - В центр.А весна милее.                  - Обратно.После слов «солнце» (ловишка) ловит детей. «Теремок»Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.  Ход игры: Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.Стоит в поле теремок, теремок.  Дети («теремок») идут поОн не низок, не высок, не высок.      кругу и поют.Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.У дверей остановилась и стучит:  Дети останавливаются.«Кто, кто в теремочке живёт?     Мышка стучит, поёт,Кто, кто в не высоком живёт?»     вбегает в круг.Стоит в поле теремок, теремок.   Дети («теремок») идут поОн не низок, не высок, не высок.        кругу и поют.Вот по полю лягушка бежит,      Лягушка прыгает за кругом.У дверей остановилась и стучит:   Дети останавливаются. «Кто, кто в теремочке живёт?  Лягушка стучит и поёт.Кто, кто в не высоком живёт?»Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»Мышка. «Иди ко мне жить!»Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит. «Сова»Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать  выдержку, внимание. Проявлять творчество.Ход игры: Один из играющих изображает «сову», остальные  –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!»  Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:Ах ты, совушка - сова,Золотая голова.Что ты ночью не спишь,Всё на нас глядишь?Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши  мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает. «Чурилки»Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.Ход игры: Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:Колокольцы, бубенцы,Раззвонились удальцы.Диги-диги-диги-дон,Отгадай, откуда звон?После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается. «Баба - Яга»Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.Ход игры: Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:Баба-Яга, костяная нога,,             - Дети ходятС печки упала, ногу сломала.         - по кругу.Пошла в огород, испугала народ.  - Идут в центр.Побежала в баньку,                   - Из круга обратно.Испугала зайку.                 После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей. «Медведь»Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.Ход игры: Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:У медведя во бору,Грибы, ягоды беру.А медведь не спит,Всё на нас глядит.А потом как зарычитИ за нами побежит.Медведь встает и начинает гоняться за детьми. «Угадай, кто зовёт?»Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.  Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь».Дети идут по кругу и поют:Медведь закрывает глаза. Взрослый  предлагает  (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал. «Репка»Цель: продолжать учить спокойному, хороводному шагу и легкому бегу. Воспитывать выдержку, выразительность игроХод игры: Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:У медведя во бору,Грибы, ягоды беру.А медведь не спит,Всё на нас глядит.А потом как зарычитИ за нами побежит.Медведь встает и начинает гоняться за детьми. «Сороконожка»Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыкиХод игры: Дети встают друг с другом и поют: «Ловушка»Цель: выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра, сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.Ход игры: Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.Дети идут по кругу и поют:Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.Стоящие в кругу «Обеги круг»Цель: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.Ход игры: Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку:Водица, водица,Студеная быстрица,Обеги вокруг,Напои наш луг!Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются  спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым. «Огуречик»Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед  и легкого стремительного бега.Ход игры: Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:Огуречик, огуречик,Не ходи на тот конечик.Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:Там мышка живет,Тебе хвостик отгрызет.Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать. «Кто у нас хороший?»Цель: закреплять спокойный шаг, умение двигаться галопом по кругу, использовать знакомые плясовые движения.Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре «Ванечка». Дети идут по кругу и поют народную песню:Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши.   «Две тетери»Цель: Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук.  Ход игры: Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник».Дети идут по кругу и поют:Как на нашем на лугуСтоит чашка творогу..Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова:Прилетели две тетери,Поклевали   -  Тетери клюютУлетели … -   Улетают.Ш-ш-ш-ш   -  Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.«Охотник» догоняет «тетерев». «Жучки»Цель: Ход игры: Дети – «жучки» стоят по кругу (врассыпную). В центре водящий – взрослый или ребенок.  Водящий поет:С окончанием песни взрослый, «ловит» жучков. Если «ловишка» ребенок,  ему  напоминают: «Оленька, лови жучков». «Васька - кот»Цель: Ход игры: Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети – «мышки» - за кругом.Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга, а «кот Васька» старается их поймать. «Подними ладошки»Цель: развивать умение выполнять движения по тексту песни, передавать выразительные движения для рук; воспитывать внимание.Ход игры: Дети стоят по кругу и поют: «У тетушки Натальи»Цель: закрепить умение выполнять движения по тексту песни. Выразительно передавать музыкально – игровые образы.Ход игры:  «Скок - поскок»Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга.Ход игры: Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя «хвостик». «Зайка»Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать.Ход игры: Взрослый: Зайку кто-то испугал. Дети убегают на места. «Гуси, вы гуси»Цель: Ход игры: Дети делятся на две группы: дети и «гуси». Они стоят шеренгами лицом друг к другу.«Волк» и «гусенок» следят в стороне.С окончанием песни «Гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка». «Курочки и петушок»Цель: Ход игры: Курочки встают и вместе с петушком уходят домой. С окончанием музыки садятся на насест. «Угадай, кто зовёт?»Цель: учить ходить спокойным шагом по кругу, выразительно передавать игровой образ. Развивать тембровый слух.  Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий «медведь». Дети идут по кругу и поют:«Медведь» закрывает глаза.Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать «медведя». Ребенок, кого выбрали, говорит: Медведь!«Медведь» старается угадать того, кто его позвал. «Круги»Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.  Ход игры: Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:Становися во кружок,Отгадай, чей голосок.До кого-нибудь коснись,Отгадать поторопись.Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать.Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим. «Золотые ворота»Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.    Ход игры: Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).Стоящие поют:Золотые воротаПропускают не всегда:Первый раз прощается,Второй – запрещается,А на третий разНе пропустим вас!«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота». «Дедушка»Цель: совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег.    Ход игры: Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:Уж ты дедушка седой,Что сидишь ты под водой?Выглянь на минуточку.Посмотри хоть чуточку.Мы пришли к тебе на час,Ну-ка, тронь попробуй нас.«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места. «Колпачок» (паучок)Цель: Ход игры: Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.   «Баба-Яга»Цель: закрепить умение ходить по кругу спокойным шагом. Подводить к умению выразительно передавать игровой образ. Закреплять стремительный  легкий бег. Воспитывать выдержку.Ход игры: Дети образуют круг. В центре «Баба-Яга».  Дети идут по кругу, поют:Баба-Яга:Стрелка, стрелка, повернись.А потом остановись.Баба-Яга встает спиной с тем, на кого показала стрелка. По команде: 1,2,3. Беги! Обегают круг и возвращаются на место.