«Развитие памяти у младших школьников на уроках английского языка»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие памяти у младших школьников на уроках английского языка»
Автор: Никодина Анна Николаевна
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКААннотация: в данной статье рассмотрены методы и приемы развития памяти младших школьников на уроках английского языка, приведены резуль-таты эксперимента по выявлению индивидуальных особенностей памяти. Про-веденное исследование позволяет сделать вывод, что использование специаль-ных упражнений, а также памяток и мнемических приемов, способствует как хорошему усваиванию и запоминанию иноязычного учебного материала, так и развитию памяти в целом.Ключевые слова: обучение английскому языку, младшие школьники, мнеми-ческие приемы, памятка, память, сельская школа.Современная школа предъявляет высокие требования к учащимся по усвое-нию большого объема разнообразного материала, прочного хранения его в па-мяти, быстрого и эффективного использования в решении учебных и практиче-ских задач. Неотъемлемую часть всей учебной работы составляет осмысливание и закрепление в сознании учащихся изученного на уроке материала. Учителю принадлежит важная роль в развитии памяти школьников. Память лежит в ос-нове способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков [2].Память младшего школьника – первостепенный психологический компо-нент учебно-познавательной деятельности. У некоторых учащихся наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания, а также не-умение организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для за-поминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие долговременной памяти, что является актуальной задачей.В младшем школьном возрасте у детей более развита образная память (зри-тельная, слуховая) и менее – словесно-логическая. Все, что связано с наглядно-стью, яркостью впечатлений, что вызывает сильные чувства, запоминается легко и надолго. В процессе обучения у детей развивается и смысловая (словесно-ло-гическая) память. Ребенок начинает усваивать не только конкретные, но и неко-торые абстрактные понятия. У него расширяется объем памяти, увеличиваются быстрота усвоения и точность воспроизведения.В школе ставится задача – усвоить определенный учебный материал, и это заставляет ребенка запоминать и воспроизводить произвольно, с применением усилий.Произвольнаяпамятьстановитсяфункцией,накоторуюопираетсяучеб-ная деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить работать на себя свою память. Но это сознательное, умелое использование па-мяти у младшего школьника еще слабо развито, сам он к рациональным спосо-бам усвоения почти не прибегает. Поэтому для успешного обучения, для пони-мания и усвоения учебного материала важно с ребенком в младшем школьном возрасте проводить занятия, направленные на развитие психических процессов, в том числе и памяти.На уроках английского языка у многих детей возникают трудности при пер-вичном восприятии, последующем запоминании и воспроизведении иностран-ных слов и текстов. Ознакомление детей с разными мнемическими приемами бу-дет способствовать не только развитию памяти, но и других психических про-цессов, таких как мышление, восприятие, воображение.Мнемические действия (приемы) – это набор способов обработки информа-ции, который ведет к увеличению продуктивности процессов памяти. Выделяют следующие мнемические приемы:группировка – разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, социациям);опорные пункты – выделение какого-либо краткого пункта, служащего опо-рой более широкого содержания (тезисы, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры, цифровые данные, сравнения, имена, эпитеты, незнакомые или мало-знакомые слова, чем-либо выделяющиеся выражения, эмоциональная реакция субъекта);мнемический план – совокупность опорных пунктов;классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков;структурирование – установление взаимного расположения частей, состав-ляющих целое, внутреннего строения запоминаемого;систематизация – установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними;схематизация – изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации;аналогии – установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий, в целом различных;мнемотехнические приемы – совокупность готовых, известных способов за-поминания;перекодирование – вербализация или проговаривание, называние, представ-ление информации в образной форме, преобразование информации на основе се-мантических, фонематических признаков и т. д.;достраивание запоминаемого материала – привнесение в запоминаемое субъектом:использованиевербальныхпосредников;объединение ипривнесение чего-либо по ситуативным признакам; распределение по местам (метод локаль-ной привязки, или метод мест);сериационная организация материала – установление или построение раз-личных последовательностей: распределение по объему, по времени, упорядоче-ние в пространстве и т. д.;ассоциация – установление связей по сходству, смежности или противопо-ложности и т. д.;повторение – сознательно контролируемые или неконтролируемые про-цессы циркуляции информации [3].С целью выявления индивидуальных особенностей памяти, а также особен-ностей их проявления в младшем школьном возрасте в нашей школе были про-ведены исследования памяти младших школьников (10 детей в возрасте от 7 до 10 лет, 3 девочки и 7 мальчиков) с помощью следующих методик:1. Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов. Учитель дает установку на запоминание и зачитывает детям 10 пар слов первого ряда (интервал между парой – 5 секунд). После десятисе-кундного перерыва читаются слова левого ряда с интервалом 10 сек, а дети запи-сывают запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа про-водится со словами второго ряда.2. Воспроизведение воспринятых по-разному слов. Учитель читает первый ряда слов с интервалом 5 секунд между словами. После 10-секундного перерыва испытуемые записывают запомнившиеся слова и отдыхают 10 минут. Затем учи-тель показывает слова второго ряда, третьего ряда, четвертого ряда по той же методике. В четвертый раз учитель читает слова, а дети одновременно следят по карточке, шепотом повторяют каждое слово и «пишут» его в воздухе. Затем за-помнившиеся слова записываются3. Пиктограмма. Учитель читает слова и словосочетания (интервал между словами 15–20 секунд). Во время пауз дети рисуют на листах бумаги что-нибудь такое, что позволит им запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые произносил учитель. Как только эксперимент закончен, учитель просит детей вспомнить слова и словосочетания по своим рисункам.4. 16 картинок. Детям дается установка на запоминание и на 20 секунд по-казывается стимульный материал. Затем картинки убираются и дети воспроиз-водят на листочках те слова, которые запомнили. Пишут в любом порядке.Перечисленные выше методики применялись на практике «Пробные уроки и занятия» с 1 по 4 классы школы и на основе этого выявлены следующие факты:1. При помощи методики №1 исследована логическая и механическая па-мять детей. Наиболее эффективно дети запоминают логически связанный по смыслу материал. Механическая память у детей развита слабее. Можно сделать вывод, что логическая память младших школьников развита намного лучше, чем механическая,ионапостепенноразвивается.Рассматриваяиндивидуальныеосо-бенности памяти испытуемых, также можно сделать вывод, что у них лучше раз-вита логическая память, чем механическая.2. С помощью методики №2 выяснили то, что лучше всех развита зритель-ная память, затем слуховая и комбинированная.3. Результаты эксперимента по методике №3 говорят о среднем уровне раз-вития памяти.4. Результаты эксперимента по методике №4 показывают, что у большин-ства школьников (63%) объем образной кратковременной произвольной памяти выше нормы.Проанализировав все результаты, можно сделать вывод, что общая картина в классе хорошая. В общем, уровень развития памяти у детей средний.В связи с тем, что учащимся необходимо запоминать большое количество информации, то неоценимую помощь в запоминании материала оказывают раз-ного вида памятки для успешного извлечения из памяти нужной информации и для запоминания новых лексических единиц на этапах ознакомления, трени-ровки и применения [1].С целью увеличения продуктивности процессов памяти на уроках англий-ского языка можно использовать такие мнемические приемы, как ассоциация и повторение.Чтобы ученикамбылолегчепреодолетьтрудностипризапоминании и воспроизведении иностранных слов, им можно предложить составлять ассоци-ации к труднозапоминаемым иноязычным лексическим единицам на русском языке, т.е. установить какую-либо связь по сходству, смежности или противопо-ложности между ними, а также повторять пройденный материал как можно чаще для более прочного его закрепления в долговременной памяти.Для повышения уровня сформированности памяти можно использоватьупражнения, а также памятки и мнемические приемы, способствующие как хо-рошему усваиванию и запоминанию иноязычного учебного материала в частно-сти, так и развитию памяти в целом.Таким образом, становится очевидным, что ознакомление детей с вышепе-речисленными мнемическими приемами будет способствовать как хорошему усваиванию и прочному запоминанию большого количества разнообразного учебного материала в частности, так и развитию памяти в целом.Итак, к переходу в среднее звено у учащихся должно сформироваться спо-собность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, дока-зательств, аргументаций, логических схем, рассуждений. Если с первых лет обу-чения в школе специально учить методам и приемам развития памяти, то это су-щественно повышает продуктивность их логической памяти. Незнание этих при-емов, неумение ими пользоваться на практике является, вероятно, основной при-чиной слабости произвольной памяти и у многих детей данного возраста.Список литературы1. Королева Е.В. Развитие памяти учащихся при обучении лексической сто-роне речи на уроках английского языка / Л.Ю. Федорова [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/784282. Федорова Л.Ю. Развитие памяти на уроках английского языка / Л.Ю. Фе-дорова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/ article/20160206783. Юркина Г.В. Развитие памяти на уроках английского языка / Л.Ю. Федо-рова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/ста-тьи/592368