Проектная работа " История падежей русского языка"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная работа " История падежей русского языка"
Автор: Елена Александровна Персианова
МБОУ ГИМНАЗИЯ № 11 г. Ельца
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ИСТОРИЯ ПАДЕЖЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА 3 Г КЛАССА
Невструева Ольга
научный руководитель
Персианова Е.А
Содержание:
I. Введение.
II. Основная часть.
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть.
III. Выводы.
IV. Литература.
Введение
“Кто грамоте горазд – тому не пропасть”
(пословица)
Русский язык – один из самых сложных языков мира. Любой русский человек, наверно, удивится, услышав это, тем не менее, это так. Шесть падежей, три наклонения, фразеологизмы и крылатые фразы, деепричастные и причастные обороты – для иностранца это большая сложность в изучении нашего языка. Так почему же нам все это не кажется верхом сложности? Потому что мы – носители русского языка, разговариваем и понимаем его с рождения. К слову сказать, мы сами толком не знаем своего языка. Совершаем ошибки при написании, говорении, неправильно образовываем слова и ошибочно согласуем слова в предложении. Нам должно быть стыдно за незнание своего родного языка, и я считаю это важной проблемой не только молодежи, но и взрослых людей. К сожалению, её нельзя так просто взять и исправить, все резко не могут стать грамотными. Но конечно, все зависит от желания самого человека и от уважения его к самому себе. Уважающий себя русский человек должен умело владеть своим родным языком. На уроках русского языка ещё в третьем классе мы познакомились с падежами. Меня заинтересовала данная тема, и я решила познакомиться с ними поближе. В основу своего исследования я положила вопрос о происхождении падежей. Их истории, как они развивались. Поэтому я решила провести исследование на данную тему и поставила перед собой следующую цель.
Цель исследования : выяснить, как появились падежи? Может ли человек без знания падежей быть грамотным, правильно употреблять и писать слова в предложениях?
Задачи исследования:
1 выяснить, что такое падеж;
2. определить, действительно ли в русском языке всего шесть падежей ;
3. выяснить, всегда ли падежи так назывались;
4. как запомнить падежи;
5. узнать, есть ли падежи в иностранных языках
Объект исследования: падежи русского языка.
Предмет исследования: роль падежей в русском языке.
Методы:
изучение литературы;
просмотр научно-популярных фильмов;
опрос, анкетирование;
анализ различных источников.
Актуальность темы:
Какого человека можно назвать грамотным? Смысл понятия грамотность исторически менялся неоднократно: от элементарного умения читать до владения общественно необходимыми знаниями. Сегодня грамотный человек — это тот, кто владеет навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Каждый человек, считающий себя образованным, должен знать свой родной язык. Нельзя жить в стране и не знать хорошо её языка. Он помогает нам больше узнавать людей, передает нам чувства людей, эмоции и мысли. Русский язык – красивый язык. А красота русской речи заключается в умении правильно строить предложения, формулировать свои мысли. Это и умелое использование падежей. Считаю тему, которую я выбрала для изучения актуальной и интересной. Изучив множество литературы по своему вопросу, передо мной встала гипотеза, которую я должна была подтвердить.
Гипотеза: грамотный человек обязательно должен знать падежи, для того чтобы красиво говорить и писать без ошибок.
О С Н О В Н А Я Ч АС Т Ь :
Теоретическая часть.
Что такое падеж?
После принятия христианства на Руси возникла потребность в обучении людей грамоте. Чтобы это сделать, нужно было нормировать или систематизировать язык. Грамматик в то время ещё не существовало.В начале XIV века из различных греческих грамматических трактатов было составлено в Сербии сочинение "О восьми частях слова" (то есть "речи"). В соответствии с греческой системой для славянского языка определяется пять падежей. Названия их, как и само слово "падеж" (или "падение") были образованы путём калькирования (перевод слова по частям) соответствующих греческих терминов.
Термин падеж пришёл в славянскую грамматику из старославянского языка, где падежь был дословным переводом греческого слова ptosis, производного от глагола pipto – падать. Предполагается, что это слово взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх. Лингвисты Древней Греции увидели сходство между бросанием костей и падением их то на одну то на другую сторону и изменением ,
падением имени существительного с получением им того или иного падежного окончания. Таким образом слово "падеж" обозначает изменение окончания, благодаря которому слово становится в определённые отношения к другим словам.
Сейчас в русском языке выделяют 6падежей.
Я – именительный падеж, А я – падеж родительный,И нет на мне чужих одежд. Характер мой – общительный.Меня легко все узнают Кого? Чего? – и вот он я!И в подлежащие зовут. Предлоги часто мне друзья:Предлогов с детства не люблю, И с, и до, и у, и из –С собою рядом не терплю. До неба вверх и с неба вниз.Мои вопросы – кто? и что? Похож я на винительныйНи с чем не спутает никто. Бываю иногда,
Но в тексте различите вы Два падежа всегда
Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу.
.
А я – винительный падеж, А я – творительный падежИ я во всём виню невежд. Исполнен всяческих надежд.Зато отличников люблю, Творите! – Чем?Для них пятёрки я ловлю. Творите! – С кем?Кого позвать? Во что играть, Я подскажу вам – нет проблем!Готов ребятам подсказать. Предлогам перед, под и надНе прочь с предлогами дружить, В любой момент я очень рад!Но и без них могу прожить.
А я –падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил
Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. Пусть будет о, и в, и при – Ты их случайно не сотри: Тогда смогу я рассказать, О чём мечтать и в чём гулять
А всегда ли падежи носили эти имена?
Именительный падеж, оказывается носил имя Прямой
Существительное в этом падеже – это прямая форма слова. Отвечает на вопросы кто? что? Все остальные падежи дают нам косвенную форму слова. Назвать прямой падеж именительным впервые предложил в своей грамматике Метелий Смотрицкий, буквально переведя его название с древнегреческого , где onomastike означало именующий, называющий имя. Поэтому, Именительный – тот , который называет по имени, именует.
Метелий Смотрицкий
Родительный падеж назывался родный.
Получил своё название в русской грамматике только в XIV веке. Это перевод греческого слова genike - означает полученный с рождения Его главная функция – обозначать род, принадлежность, происхождение. Он указывает на родителя, владельца ( сын Петра, книга сестры, житель города) . Слова в этом падеже отвечают на вопросы кого? чего?
Дательный падеж был дательный.
Название заимствовано из старославянского языка, куда оно попало как дословный перевод с греческого dotike - дательный. Достаточно ясно прослеживается связь с глаголом дать, давать. Основное значение дательного падежа – название адресата, имени того, кому дают ( подарок брату, звонок другу). Существительные в этом падеже отвечают на вопросы кому? чему?
Винительный падеж – виновный.
Название ввел один из первых русских грамматиков Лавренитий Зизаний в XVI веке на базе прилагательного виновный. Это перевод с греческого слова aitiatike что означало причинный. Название падежа дано по слову вина, в семантике которого в древнерусском и старославянском языках было значение - причина. Основное значение винительного причинного падежа – называть объект действия, который является причиной , называющей само действие ( любить маму, писать письмо). Вопросы этого падежа кого? что?
Творительный падеж
Название также ввёл Лаврентий Зизаний в 1596 году. Этот падеж связан по семантике с глаголом творить - делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное знаение творительного падежа – орудийное, инструментальное ( писать пером, рисовать красками) . И его вопросы кем? чем?
Предложный падеж – сказительный
В предложном падеже объединились два падежа местный и сказительный .. М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак –обязательное употребление предлога ( учиться в школе, побывать в городе).
Вопросы этого падежа о ком ? о чём?. Хотя вместо предлога о может подставляться либо в, либо на.
Надо запомнить!
Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов:
ИванРубилДрова,ВарвараТопилаПечь.
ИванРодилДевчонку,ВелелТащитьПелёнку.
ИринаРодилаДевчонку,ВелелаТащитьПелёнку.
Иван,Роман,ДайтеВашуТрубкуПокурить.
ИванРоманович,ДайтеВашуТрубкуПокурить.
ИмяРебёнкуДали,ВинниТоптыжкуПрозвали.
ИмяРодителиДалиВамТакоеПрекрасное.
ИванРубилДрова,ВелелТащитьПилу.
ИРодилаДарьяВанькуТолстого,Пузатого.
ИванРомановДалВитеТетрадьПодержать.
Иван,Родимый,ДайВанюшеТабакаПонюхать.
ИванРодилДевочкуВалю,Толстенькую,Пузатенькую.
Иванушка,Родненький,ДайВодицыТепленькойПопить.
ИванРодилДетёнка,ВелелТащить [в]Пелёнки.
ИванРубилДрова ,ВелелТащитьПолено.
У Ирины Волиной в книге Учимся играя есть сказка о Падежах:
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать- Именительный.
Родился - стал родительный. Это имя ему больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложным.
Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:
Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный.
У каждого падежа свои вопросы. А ещё у каждого падежа есть слова-помощники, которые помогают правильно задать вопрос и без ошибки подобрать нужную форму слова. Вот эти помощники:
Падежи
Слова-помощники
Вопросы
Именительный
есть
кто? что?
Родительный
нет
кого? чего?
Дательный
подошёл
(к)кому? чему?
Винительный
вижу
кого? что?
Творительный
доволен
кем? чем ?
Предложный
думаю
о ком? о чём?
Для того чтобы легче запомнить слова-помощники, можно использоватьзабавные жесты:
Именительный,есть ( кивните головой )кто? что?
Родительный,нет (помотайте головой вправо-влево)кого? чего?
Дательный,подошёл ( пройдите несколько "шагов" по столу двумя пальцами, как маленький человечек)(к) кому? чему?
Винительный,вижу (изобразите жест капитана, смотрящего из-под руки вдаль)кого? что?
Творительный,доволен (погладьте свой живот, как после сытного обеда)кем? чем?
Предложный,думаю (изобразите мыслителя, прикоснувшись указательным пальцем ко лбу)о ком? о чём?
Написано много различных стихотворных текстов для запоминания падежей
ВоскликнулИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
-Мой именинникТОТ,
Который изумительно
Науку познаёт!
-ТОГО,-сказалРОДИТЕЛЬНЫЙ,-
Я отрицаю,кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
-ТОМУ,-ответилДАТЕЛЬНЫЙ,-
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
-ТОГО,-сказалВИНИТЕЛЬНЫЙ,-
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
-СТЕМ,-заявилТВОРИТЕЛЬНЫЙ,-
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
-ОТОМ,- сказалПРЕДЛОЖНЫЙ,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
(А.Тетивкин)
Весёлая свинка тоже помогает нам запомнить падежи:
Не кричи и не визжи , изучаем падежи:
Шла весной по льду свинья
Ей попалась полынья И.п.
Плюх!.. торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи Р.п.
Мы скорее к полынье,
Мы помочь хотим свинье. Д. п.
Сами – чуть не в полынью,
Но спасли- таки свинью!.. В.п.
Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с полыньёй? Т.п.
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье! П.п.
А есть ли падежи в других языках ? Оказывается не только русским школьникам приходится учить падежи. В английском языке имеется 2 падежа, в немецком 4. А вот эстонские ученики должны запомнить 14 падежей, а школьники в Финляндии - 15 падежей. Дети Венгрии изучают 22 падежа. В некоторых языках народов Дагестана - 48 падежей. А у китайцев существительные совсем не склоняются и падежей в грамматике нет.
П Р А К Т И Ч Е С К А Я Ч А С Т Ь
В этой части я решила выяснить насколько хорошо знают падежи ребята моего класса, умеют ли их определять.
Задание1.
Просклоняйте имена существительные по падежам:
Мама, небо, дым, мышь.
С заданием справились 78,5 % , допустили ошибки 18 % , не справились с заданием 3,5 %.
Задание 2
Составьте словосочетания , употребляя имена существительные в нужном падеже.
В, роща, гулять______________
Выставка, посетить_____________________
Поездка, о, мечтать __________________
Из, окно, смотреть_______________________
С, хлеб, джем__________________
Тишина, наслаждаться____________________
С данным заданием справились 79 % ребят, допустили 1 ошибку 14 %, 2-3 ошибки – 3,5 % , не справились с заданием 3,5 %.
Задание 3
Вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Укажите падеж.
Не подливай масла в _______________. Нет ____________ без огня.
Новая ____________ хорошо метет. _________________ по зёрнышку клюёт и сыта бывает. Слухом______________ полнится.
С заданием справились 40,5 %, допустили 1-2 ошибки 35 %, допустили 3 ошибки 17,5 %, не справились с заданием 7 %
Я провела анкетирование среди ребят своего класса. Были заданы следующие вопросы:
1. нужно ли в жизни знание падежей
2. легко ли ты запомнил (а) падежи?
3. Часто ли ты делаешь ошибки в падежных окончаниях?
Все ребята моего класса считают, что знание падежей в жизни нужно. Легко запомнили падежи 72 %, сложности с запоминанием возникли у 28 %. А вот ошибки в падежных окончаниях делают 89 %, и только 11% считаю , что они не делают ошибок в падежных окончаниях.
Выводы
Таким образом моя гипотеза подтвердилась . Чтобы быть грамотным человеком нужно обязательно знать падежи. Именно потребность в обучении грамоте привело к появлению падежей. Грамотности без знания падежей существовать не может. Устно мы как правило употребляем падежи не задумываясь, изменяя слова в предложениях интуитивно . Но при письме многие из нас делают ошибки в падежных окончаниях. Поэтому, если мы хотим быть грамотными, образованными и всесторонне развитыми людьми, то умение грамотно писать и говорить, должно быть для нас обязательным. Следовательно знание падежей необходимо каждому человеку. У нас впереди ещё много нового и неизведанного. Мы учимся грамоте, чтобы постигать новые чудеса науки, а потом получить интересную профессию, чтобы делать добро людям, своей стране.
Использованная литература:
1) Григорян Л. Т.Язык мой – друг мой.- 2 –е издание, исправленное и дополненное. Москва "Просвещение" 1988
2)Волина И. Учимся играя.
3) Войнова Т.М. Изучение лексики на материале пословиц и поговорок //РЯШ. 2002. № 3. С.44 – 47.4) Козырева Л. М. Путешествие в страну падежей. // Академия Развития. 2004. С. 77
5) Аркадьев П.Падежи в языках мира.ПостНаука(26.11.2015).
6)Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. -
Ленинград. "Просвещение" 1990
7) История про падежи (с дискуссией) Секреты Архивариуса )
9)