ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
Автор: Татьяна Алексеевна Карасаева

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО – АЛАНИЯГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»ДОКЛАДТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ Подготовила Карасаева Т.А.Методист РКЦМеняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников. На уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира. Что значит современный урок? Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить оценки и указать: этот урок хороший, этот плохой. Этот современный, а этот устаревший.Важно другое – нужно понять:- что происходит с современным уроком;-насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;- как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения;- как меняется позиция учителя и другие вопросы.Одним из основных требований к современному уроку является компетентностный подход в целеполагании, проведении и оценке результатов. Компетентностный подход к уроку.Вспомним определения понятий «компетенция» и «компетентность».«Компетенция» – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. «Компетентность» – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности".Формирование у учащихся базовых компетентностей в учебном процессе и называется компетентностным подходом.Его специфика состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем-то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Одним из аспектов КО урока является целеполагание. В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Целеполагание является проблемой современного урока. В чем суть проблемы?
  • Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке их дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения.
  • Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределённость спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
  • Цели должны быть: · Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные. · Конкретные. · Понятные. · Осознанные. · Описывающие желаемый результат. · Реальные. · Побудительные (побуждать к действию). · Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять». Алгоритм проектирования урока в логике компетентностного подхода включает следующие этапы:
  • Формулировка темы урока. Необходимо определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.
  • Целеполагание.
  • Цель формулируется как ожидаемый конкретный, диагностируемый результат.
  • Проектирование содержания и его «компетентностная интерпретация» включает следующие шаги:
  • - подобрать литературу по теме, отобрать из доступного материала только тот, который служит достижению поставленных целей наиболее простым способом. Желательно добиваться ориентации учебного материала на решение профессиональных и жизненных задач; интегрировать содержание, т.е. в изучении темы опираться на знания и умения, полученные при изучении других дисциплин. Если это практическое занятие, то определить, какой практический опыт получит студент, какие практические умения будут отрабатываться при изучении темы;- продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности обучающихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность обучающихся, а не пассивное восприятие нового.
  • Выбор вида учебного занятия: урок, его тип (урок изучения нового материала, урок закрепления знаний и т.д.) и вид (определяется по преобладающей технологии или методу обучения: урок-деловая игра, урок-лекция, проектный урок, проблемный урок); лабораторная работа; практическое занятие; лекция; семинар и т.д. и формы организации познавательной деятельности обучающихся (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная).
  • Определение методов и приемов совместной деятельности с обучающимися, подбор учебных заданий, которые обеспечат формирование необходимых знаний и умений, компонентов компетенций, а также будут направлены на применение знаний и умений в незнакомой ситуации, с использованием творческого подхода.
  • Необходимо также продумать и задание на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению. По возможности подготовить дифференцированные задания для разных групп, обучающихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д.
  • Подготовка «изюминки» урока.
  • Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг обучающихся – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже изученному и пр.
  • Планирование контроля деятельности обучающихся на уроке. Надо продумать:
  • - что контролировать;- как контролировать;- как использовать результаты контроля.При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать обучающимся подлинный интерес к их работе. К оцениванию работы обучающихся на уроке следует отнестись не формально. Фраза «Все молодцы, всем «5» недопустима. Отметки необходимо комментировать. Можно предложить обучающимся самим оценить себя, проанализировать свою работу на уроке.
  • Определение методик для получения обратной связи, проведения рефлексии занятия, подбор диагностического инструментария для проверки уровня освоения компетенции.
  • Отбор учебно-методического обеспечения, определение средств обучения: дидактических, материально-технических, информационных и т.п. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, всё ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. Оценить качество презентации, видеофрагмента и т.п.
  • Документальное фиксирование результатов проектирования учебного занятия в виде плана урока, технологической карты урока, конспекта, сценария, методической разработки.
  • Деятельностные методы и приемы обучения При проектировании урока учителем, планируется прежде всего деятельность учащихся; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций, общеучебных умений. 80% урока должен работать и говорить не учитель, а школьники. Учитель – организатор, дирижёр урока, чем меньше его заметно, тем лучше. Эффективным является решение компетентностно- ориентированных заданий (КОЗ) или ситуационных заданий. КОЗ позволяют представить как полученные знания и умения можно применить в практической деятельности, в новой ситуации. Развитию компетенций на уроке способствует применение современных педагогических технологий. Технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке достаточно много:
  • технология критического мышления,
  • проектная деятельность,
  • исследовательская работа,
  • дискуссионная технология,
  • коллективная и индивидуальная мыследеятельность,
  • ИКТ.
  • Важно, чтобы учитель не искажал технологию, беря из нее только отдельные приемы. Такой подход является педагогически неверным.Прежде чем преступить к проектированию компетентностно-ориентированного урока, нам необходимо ответить на вопрос – что изменяется в образовательном процессе при реализации компетентностного подхода. Компетентностный подход ориентирует проектировщика на результат образования. Под результатом образования понимаются ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающихся, которые определяют, что он должен будет способен делать по завершении той или иной части образовательной программы. Сравним результат образования в традиционном и компетентностном подходе. Результат образования в традиционном и компетентностном подходеТрадиционный подход, подчёркивает доминирующую роль учителя, в этом случае результативность урока определяет процесс преподавания, какие методы, приёмы использует учитель в своей деятельности, то есть зависит всецело от педагогического мастерства учителя.В компетентностно - ориентированном подходе результативность учебного занятия определяется продуктом, результатом активной деятельности учащихся по освоению компетенций и личностных качеств. Поэтому предполагает изменения в определении целей, структуры и функций урока. Учитель отходит от доминирующей роли, когда он единственный носитель знаний, от учителя требуется умение организовать активную деятельность учащихся по поиску, усвоению, переработке информации.Необходимым условием эффективности обучения в компетентностном подходе является личное включение ученика в активную деятельность. Задача учителя продумать и организовать активную работу учащихся, обеспечить необходимые условия средствами. Без самостоятельной, осознанной, мотивированной деятельности учащихся не может быть процесса усвоения, урок просто превращается в процесс информирования. От того, насколько чётко учитель определит какие компетентности будут формироваться при изучении дисциплины, темы, зависят цели конкретного урока, организация учебной деятельности. Таким образом, центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.Абсолютно некомпетентностных форм и методов нет. Однако некоторые формы и методы сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций:- монолог учителя;- фронтально-индивидуальный опрос;- самостоятельная индивидуальная работа учащиеся с учебником, по требованию учителя;- демонстрация видеофильма;- традиционная форма оценивания.Процедура выбора технологий:- сопоставление тем учебного плана и компетенций, личностных качеств, в результате чего выявляются тематические зоны для поиска адекватных им образовательных технологий;- на основе организационных форм обучения осуществляется выбор конкретных технологий в зависимости доминирующих в конкретной теме, модуле компетенций.Рекомендации учителям для формирования компетенций:- нельзя подавлять интуицию обучаемого, часто бывают ситуации, когда учащийся высказывает догадку, предположение и получает порицание учителя. Учащегося необходимо поощрять за попытку использовать интуицию.- необходимо формировать у обучаемых уверенность в своих силах, веру в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречён на не успех.- опора на положительные эмоции (удивления, радости, переживание успеха, юмор).- необходимо стимулировать стремление у учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности.- необходимо шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания.- вести совместную исследовательскую деятельность с учениками. Это возможно только в том случае, когда решается задача, ответ на который не знает ни ученик, ни учитель.Для современного урока очень важна оценка его эффективности, его анализ. Анализ компетентно-ориентированного урокаСамоанализ учебного занятия - процедура рефлексивной деятельности педагога, анализ и оценка проведенного им учебного занятия. Можно привести следующие аргументы, свидетельствующие о пользе самоанализа учебного занятия и необходимости развития у педагогов умений проводить его:1. Без самоанализа невозможно надеяться на серьезные успехи в профессиональном развитии учителя, рост его потенциала. Рефлексия, самоанализ - универсальные способы погружения педагога в ситуацию, которая способна перевести его в режим саморазвития.2. Самоанализ - прекрасное средство психологической самозащиты педагога.3. Без самоанализа педагогу невозможно реально улучшить качество своей работы. 4. Без самоанализа учителю трудно осознать себя полноценным и полноправным автором своих собственных разработок, какими бы скромными они ни были. При анализе компетентно-ориентированного урока необходимо обратить внимание на:
  • целеполагание (цель формулирует преподаватель или совместно с обучающимися);
  • мотивация (эмоциональная, содержательная, социальная, студент осознает, насколько важен для него данный учебный материал, создание настроя на познавательную деятельность в течении всех этапов урока)
  • содержание урока (имеется ли межпредметная интеграция содержания, прослеживается ли связь с жизнью, с практической деятельностью);
  • формы организации деятельности обучающихся на уроке (фронтальные, групповые, парные, индивидуальные);
  • использование методов, приемов, технологий (неактивные, активные, интерактивные, выбор соответствует целям урока, используются методы и приемы включения обучающихся как субъектов деятельности на некоторых или на всех этапах урока)
  • рефлексивность (отсутствует, эмоциональная рефлексия, анализ и оценка способов деятельности, оценка результатов);
  • результативность урока (сформированы компоненты профессиональных компетенций (какие); наличие продукта, отчета о процессе деятельности; сформированы компоненты общих компетенций (указать какие); наличие продукта, отчета о процессе деятельности, результат достигнут некоторыми или обучающимися);
  • оценивание (традиционное, по 5-бальной шкале, качественная, словесная оценка деятельности, другие виды оценивания);
  • выводы: компетентно-деятельностный подход в обучении (не реализуется, реализуется частично, реализуется).
  • Критерии эффективного урокаСамостоятельность учащихсяАктивная и творческая работа учащихсяВзаимодействие учителя и ученикаСамостоятельность учащихсяУмение общаться, стиль общенияУчет учебных возможностей ученикаСотрудничествоВзаимодействие учителя и ученикаНасыщенность урока.Рефлексивное пространство урока Используя рефлексию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психо-логического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи. Рефлексия помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности. Как же развивать рефлексивные способности? Можно задавать традиционный вопрос о том, чему учащиеся научились на уроке, что нового узнали. Но это уже давно никого не устраивает, ни меня как учителя, ни детей. Три постулата современного урока:Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства. ВыводыВ период перехода на новую педагогическую ступень и новые ценностные педагогические ориентиры урок остается ключевой формой организации образовательного процесса. В отличие от урока традиционного, урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, компетентностно - ориентированный. В новом стандарте образования отражен переход в конструировании содержания образования от «знаний» к «способам деятельности», поэтому при выборе технологий и методов обучения для реализации компетентностного подхода особое внимание уделяется методам, обеспечивающим включение обучающихся в активную деятельность, развитие их инициативы и ответственности, это прежде всего развивающие технологии, основанные на активных, деятельностных формах и методах обучения, проблемная технология обучения, проектно-исследовательские методы, интерактивные методы, самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся. Методов и форм работы очень много, необходимо максимальное разнообразие заданий, видов деятельности, средств, источников, языка представления (научный, графический, символический, образный и т. д., наряду с фронтальной должны использоваться индивидуальная и групповая, парная организационные формы, приоритет отдается методам, ориентированным на организацию самостоятельной учебной деятельности обучающихся, где явно может быть представлен «продукт» или «процесс» работы, который может быть оценен как преподавателем, так и самими обучающимися. Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Умение конструировать компетентно-ориентированный урок - основа успешной деятельности педагога по формированию у учащихся ключевых компетенций и личностных качеств, необходимых для принятия верных решений в различных жизненных ситуациях.