ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
Автор: Татьяна Алексеевна Карасаева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО – АЛАНИЯГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»ДОКЛАДТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ Подготовила Карасаева Т.А.Методист РКЦМеняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников. На уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира. Что значит современный урок? Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить оценки и указать: этот урок хороший, этот плохой. Этот современный, а этот устаревший.Важно другое – нужно понять:- что происходит с современным уроком;-насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;- как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения;- как меняется позиция учителя и другие вопросы.Одним из основных требований к современному уроку является компетентностный подход в целеполагании, проведении и оценке результатов. Компетентностный подход к уроку.Вспомним определения понятий «компетенция» и «компетентность».«Компетенция» – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. «Компетентность» – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности".Формирование у учащихся базовых компетентностей в учебном процессе и называется компетентностным подходом.Его специфика состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем-то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Одним из аспектов КО урока является целеполагание. В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Целеполагание является проблемой современного урока. В чем суть проблемы? Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке их дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределённость спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками. Цели должны быть: · Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные. · Конкретные. · Понятные. · Осознанные. · Описывающие желаемый результат. · Реальные. · Побудительные (побуждать к действию). · Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять». Алгоритм проектирования урока в логике компетентностного подхода включает следующие этапы:Формулировка темы урока. Необходимо определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности. Целеполагание. Цель формулируется как ожидаемый конкретный, диагностируемый результат. Проектирование содержания и его «компетентностная интерпретация» включает следующие шаги:- подобрать литературу по теме, отобрать из доступного материала только тот, который служит достижению поставленных целей наиболее простым способом. Желательно добиваться ориентации учебного материала на решение профессиональных и жизненных задач; интегрировать содержание, т.е. в изучении темы опираться на знания и умения, полученные при изучении других дисциплин. Если это практическое занятие, то определить, какой практический опыт получит студент, какие практические умения будут отрабатываться при изучении темы;- продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности обучающихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность обучающихся, а не пассивное восприятие нового.Выбор вида учебного занятия: урок, его тип (урок изучения нового материала, урок закрепления знаний и т.д.) и вид (определяется по преобладающей технологии или методу обучения: урок-деловая игра, урок-лекция, проектный урок, проблемный урок); лабораторная работа; практическое занятие; лекция; семинар и т.д. и формы организации познавательной деятельности обучающихся (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная).Определение методов и приемов совместной деятельности с обучающимися, подбор учебных заданий, которые обеспечат формирование необходимых знаний и умений, компонентов компетенций, а также будут направлены на применение знаний и умений в незнакомой ситуации, с использованием творческого подхода. Необходимо также продумать и задание на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению. По возможности подготовить дифференцированные задания для разных групп, обучающихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д.Подготовка «изюминки» урока.Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг обучающихся – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже изученному и пр.Планирование контроля деятельности обучающихся на уроке. Надо продумать:- что контролировать;- как контролировать;- как использовать результаты контроля.При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать обучающимся подлинный интерес к их работе. К оцениванию работы обучающихся на уроке следует отнестись не формально. Фраза «Все молодцы, всем «5» недопустима. Отметки необходимо комментировать. Можно предложить обучающимся самим оценить себя, проанализировать свою работу на уроке. Определение методик для получения обратной связи, проведения рефлексии занятия, подбор диагностического инструментария для проверки уровня освоения компетенции.Отбор учебно-методического обеспечения, определение средств обучения: дидактических, материально-технических, информационных и т.п. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, всё ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. Оценить качество презентации, видеофрагмента и т.п. Документальное фиксирование результатов проектирования учебного занятия в виде плана урока, технологической карты урока, конспекта, сценария, методической разработки. Деятельностные методы и приемы обучения При проектировании урока учителем, планируется прежде всего деятельность учащихся; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций, общеучебных умений. 80% урока должен работать и говорить не учитель, а школьники. Учитель – организатор, дирижёр урока, чем меньше его заметно, тем лучше. Эффективным является решение компетентностно- ориентированных заданий (КОЗ) или ситуационных заданий. КОЗ позволяют представить как полученные знания и умения можно применить в практической деятельности, в новой ситуации. Развитию компетенций на уроке способствует применение современных педагогических технологий. Технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке достаточно много:технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология,коллективная и индивидуальная мыследеятельность,ИКТ. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, беря из нее только отдельные приемы. Такой подход является педагогически неверным.Прежде чем преступить к проектированию компетентностно-ориентированного урока, нам необходимо ответить на вопрос – что изменяется в образовательном процессе при реализации компетентностного подхода. Компетентностный подход ориентирует проектировщика на результат образования. Под результатом образования понимаются ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающихся, которые определяют, что он должен будет способен делать по завершении той или иной части образовательной программы. Сравним результат образования в традиционном и компетентностном подходе. Результат образования в традиционном и компетентностном подходеТрадиционный подход, подчёркивает доминирующую роль учителя, в этом случае результативность урока определяет процесс преподавания, какие методы, приёмы использует учитель в своей деятельности, то есть зависит всецело от педагогического мастерства учителя.В компетентностно - ориентированном подходе результативность учебного занятия определяется продуктом, результатом активной деятельности учащихся по освоению компетенций и личностных качеств. Поэтому предполагает изменения в определении целей, структуры и функций урока. Учитель отходит от доминирующей роли, когда он единственный носитель знаний, от учителя требуется умение организовать активную деятельность учащихся по поиску, усвоению, переработке информации.Необходимым условием эффективности обучения в компетентностном подходе является личное включение ученика в активную деятельность. Задача учителя продумать и организовать активную работу учащихся, обеспечить необходимые условия средствами. Без самостоятельной, осознанной, мотивированной деятельности учащихся не может быть процесса усвоения, урок просто превращается в процесс информирования. От того, насколько чётко учитель определит какие компетентности будут формироваться при изучении дисциплины, темы, зависят цели конкретного урока, организация учебной деятельности. Таким образом, центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.Абсолютно некомпетентностных форм и методов нет. Однако некоторые формы и методы сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций:- монолог учителя;- фронтально-индивидуальный опрос;- самостоятельная индивидуальная работа учащиеся с учебником, по требованию учителя;- демонстрация видеофильма;- традиционная форма оценивания.Процедура выбора технологий:- сопоставление тем учебного плана и компетенций, личностных качеств, в результате чего выявляются тематические зоны для поиска адекватных им образовательных технологий;- на основе организационных форм обучения осуществляется выбор конкретных технологий в зависимости доминирующих в конкретной теме, модуле компетенций.Рекомендации учителям для формирования компетенций:- нельзя подавлять интуицию обучаемого, часто бывают ситуации, когда учащийся высказывает догадку, предположение и получает порицание учителя. Учащегося необходимо поощрять за попытку использовать интуицию.- необходимо формировать у обучаемых уверенность в своих силах, веру в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречён на не успех.- опора на положительные эмоции (удивления, радости, переживание успеха, юмор).- необходимо стимулировать стремление у учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности.- необходимо шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания.- вести совместную исследовательскую деятельность с учениками. Это возможно только в том случае, когда решается задача, ответ на который не знает ни ученик, ни учитель.Для современного урока очень важна оценка его эффективности, его анализ. Анализ компетентно-ориентированного урокаСамоанализ учебного занятия - процедура рефлексивной деятельности педагога, анализ и оценка проведенного им учебного занятия. Можно привести следующие аргументы, свидетельствующие о пользе самоанализа учебного занятия и необходимости развития у педагогов умений проводить его:1. Без самоанализа невозможно надеяться на серьезные успехи в профессиональном развитии учителя, рост его потенциала. Рефлексия, самоанализ - универсальные способы погружения педагога в ситуацию, которая способна перевести его в режим саморазвития.2. Самоанализ - прекрасное средство психологической самозащиты педагога.3. Без самоанализа педагогу невозможно реально улучшить качество своей работы. 4. Без самоанализа учителю трудно осознать себя полноценным и полноправным автором своих собственных разработок, какими бы скромными они ни были. При анализе компетентно-ориентированного урока необходимо обратить внимание на:целеполагание (цель формулирует преподаватель или совместно с обучающимися); мотивация (эмоциональная, содержательная, социальная, студент осознает, насколько важен для него данный учебный материал, создание настроя на познавательную деятельность в течении всех этапов урока)содержание урока (имеется ли межпредметная интеграция содержания, прослеживается ли связь с жизнью, с практической деятельностью); формы организации деятельности обучающихся на уроке (фронтальные, групповые, парные, индивидуальные); использование методов, приемов, технологий (неактивные, активные, интерактивные, выбор соответствует целям урока, используются методы и приемы включения обучающихся как субъектов деятельности на некоторых или на всех этапах урока) рефлексивность (отсутствует, эмоциональная рефлексия, анализ и оценка способов деятельности, оценка результатов); результативность урока (сформированы компоненты профессиональных компетенций (какие); наличие продукта, отчета о процессе деятельности; сформированы компоненты общих компетенций (указать какие); наличие продукта, отчета о процессе деятельности, результат достигнут некоторыми или обучающимися); оценивание (традиционное, по 5-бальной шкале, качественная, словесная оценка деятельности, другие виды оценивания); выводы: компетентно-деятельностный подход в обучении (не реализуется, реализуется частично, реализуется). Критерии эффективного урокаСамостоятельность учащихсяАктивная и творческая работа учащихсяВзаимодействие учителя и ученикаСамостоятельность учащихсяУмение общаться, стиль общенияУчет учебных возможностей ученикаСотрудничествоВзаимодействие учителя и ученикаНасыщенность урока.Рефлексивное пространство урока Используя рефлексию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психо-логического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи. Рефлексия помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности. Как же развивать рефлексивные способности? Можно задавать традиционный вопрос о том, чему учащиеся научились на уроке, что нового узнали. Но это уже давно никого не устраивает, ни меня как учителя, ни детей. Три постулата современного урока:Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства. ВыводыВ период перехода на новую педагогическую ступень и новые ценностные педагогические ориентиры урок остается ключевой формой организации образовательного процесса. В отличие от урока традиционного, урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, компетентностно - ориентированный. В новом стандарте образования отражен переход в конструировании содержания образования от «знаний» к «способам деятельности», поэтому при выборе технологий и методов обучения для реализации компетентностного подхода особое внимание уделяется методам, обеспечивающим включение обучающихся в активную деятельность, развитие их инициативы и ответственности, это прежде всего развивающие технологии, основанные на активных, деятельностных формах и методах обучения, проблемная технология обучения, проектно-исследовательские методы, интерактивные методы, самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся. Методов и форм работы очень много, необходимо максимальное разнообразие заданий, видов деятельности, средств, источников, языка представления (научный, графический, символический, образный и т. д., наряду с фронтальной должны использоваться индивидуальная и групповая, парная организационные формы, приоритет отдается методам, ориентированным на организацию самостоятельной учебной деятельности обучающихся, где явно может быть представлен «продукт» или «процесс» работы, который может быть оценен как преподавателем, так и самими обучающимися. Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Умение конструировать компетентно-ориентированный урок - основа успешной деятельности педагога по формированию у учащихся ключевых компетенций и личностных качеств, необходимых для принятия верных решений в различных жизненных ситуациях.