Тема: «Лэпбук как средство формирования математических представлений у детей с ТНР».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема: «Лэпбук как средство формирования математических представлений у детей с ТНР».
Автор: Шулика Елена Ивановна
Муницыпальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №7 "Умка"Тема: «Лэпбук как средство формирования математических представлений у детей с ТНР». Воспитатель: Шулика Е.И.г. В.Уфалей.2024гТема: «Лэпбук как средство формирования математических представлений у детей с ТНР».Актуальность: Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Математическое образование имеет большое значение для целостного, в том числе и когнитивного, развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).Математические представления у дошкольников с ТНР отличаются от математических представлений у детей с нормативной речью. Знания детей с ТНР неустойчивые, выполнение заданий требует постоянной зрительной опоры. Трудности в оперировании словесными образцами затрудняют осуществление переноса на аналогичные задания. Дети с большим трудом запоминают инструкцию, удерживают в памяти вербальную организацию практического задания. Отсутствие комментария математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения задания. Отмечены неустойчивые количественные представления. Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено.Как же сделать так, чтобы пройденный материал дошкольником с ТНР остался в памяти, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу?В поиске новых форм организации образовательной деятельности, результатом стала тематическая папка или «лэпбук». Лэпбук – новейший способ организации развивающей, проектной и игровой деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагога и детей.Лэпбук актуален в настоящее время по следующим причинам:Во-первых, лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера);- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д.;- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.Во-вторых, работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:- включенность воспитателя наравне с детьми;- добровольное присоединение детей к деятельности;- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;Лэпбук в работе по формированию элементарных математических представлений у детей с ТНР способствует овладению детьми математическими способами познания, на основе использования обучающих игр, с цельюобеспечения активности мыслительной и практической деятельности в процессе самостоятельной и совместной деятельности дошкольников и взрослых.Таким образом, лэпбук – это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это одновременно игра, познание и творчество.Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы. Цель: повышение уровня математического развития детей с тяжелыми нарушениями речи посредством лэпбука.Исходя из поставленной цели, мной были намечены следующие задачи:ü Изучить методическую литературу по данной теме самообразования,изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет для повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства.ü Разработать и внедрить в практику образовательной деятельностилэпбуки по формированию математических представлений у детей с ТНР.ü Развитие познавательной активности, логического мышления,стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей детей с ТНР.ü Вовлечь родителей в образовательный процесс в рамках темысамообразования, стимулировать их творческую активность.ü Повысить уровень педагогических знаний родителей по формированиюматематических представлений детей старшего дошкольного возраста.ü Проверить эффективность проведенной работы и сделатьсоответствующие выводы.Принципы:ü Принцип индивидуального подхода.ü Принцип систематичности и последовательности.ü Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенкаполноценным участником (субъектом) образовательных отношений.ü Принцип доступности.Предполагаемые результаты:Для педагога:ü Проанализирована методическая литература по теме самообразования,изучен педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет; повышение уровня педагогической компетенции.ü Определение эффективности использования лэпбука в работе поформированию элементарных математических представлений у детей с ТНР.ü Разработан и внедрен в практику образовательной деятельностилэпбук по формированию математических представлений.Для воспитанников:ü Проявляют познавательные интересы, развито внимание, память, речь,воображение, логическое мышление; сформированы элементарные математические представления.ü Умеют сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать, делатьвыводы и объяснять свое решение.Для родителей:ü Повышение уровня педагогических знаний родителей по формированиюматематических представлений детей с ТНР.ü Принимают активное участие в рамках темы самообразования,проявляют творческую активность.