Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников с тяжелыми нарушениями речи


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Кузнецова Елена Ивановна

Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников с тяжелыми нарушениями речи Кузнецова Елена ИвановнаДеятельностный подход. Основы такого подхода к обучению были заложены в работах психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, рассматривавших деятельность в качестве основы и движущей силы развития личности. Главными структурными компонентами деятельности при этом являются действия речевого и неречевого характера, имеющие свой мотив, способ выполнения и результат. В методике преподавания деятельностный подход получил свою интерпретацию в рамках коммуникативно-деятельностного (личностно-деятельностного) подхода к обучению, первоначальное обоснование которого было предложено И.А. Зимней (Зимняя, 1985), а практическая реализация — в рамках коммуникативного и ряда интенсивных методов.Суть такого подхода означает, что обучение языку носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством «речевой деятельности», с помощью которой участники общения стремятся решать реальные и воображаемые задачи с помощью средств языка. Средствами же осуществления такой деятельности являются задания трех видов: а) ролевые игры, с помощью которых организуется учебное общение в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными между учащимися ролями и межролевыми отношениями; б) проблемные ситуации с использованием речемыслительных заданий, предусматривающих выполнение действий, основанных на критическом рассуждении, на предположении, на догадке, на интерпретации фактов, на умозаключении и др.; в) свободное (спонтанное) общение, которое на занятиях имеет следующие особенности: его содержание не всегда предсказуемо, требуется активная мобилизация речемыслительных резервов и предшествующего речевого опыта, используются разнообразные коммуникативные стратегии, позволяющие передать содержание высказывания при недостаточной сформированности языковой базы. Материалом для заданий этого типа обычно являются ситуации реального общения.Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь. Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для решения и выполнения этих задач, мною на каждом занятии разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также головоломки, шарады, ведутся наблюдения. Работая с детьми с ТНР, жизненно необходимо выполнение реализации технологии деятельностного метода на занятиях различной целевой направленности. А осуществить это возможно путём создания проблемных ситуаций, проблемного диалога. Примеры приёмов создания проблемных ситуаций. « Образование сложных слов».Технология проблемно-диалогического обучения (подводящий к теме, побуждающий).Эта технология является составной частью деятельностного метода обучения младших школьников. Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. Организация учебного процесса проходит по формуле: «Обучаем через открытие». Организация учебного процесса строится на реализации метода проблемности в обучении, который реализуется как в содержании учебного предмета, так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе. Подводящий к теме проблемно-диалогический диалог это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы занятия, которые не требуют создания проблемной ситуации, хорошо выстраиваются «от повторения». Посредством подводящего диалога на занятиях сначала предоставляется помощь ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге организовывается «открытие» школьниками знаний, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.Примеры подводящего к теме диалога.« Правописание безударных гласных в корне слова». Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие способности. Необходимо создать проблемную ситуацию, затем произносить специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения необходимо побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечить открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке. Пример побуждающего к проблемной ситуации диалог.