"Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования требования и особенности организации образовательного процесса "


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования требования и особенности организации образовательного процесса "
Автор: Темиралиева Дэметкен Мухтаровна

Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования: требования и особенности организации образовательного процессаЦель: подготовка педагогов ДОУ к переходу на новую федеральную образовательную программу.Общие нормативные положения о ФОП ДОС 1 сентября 2023 года, в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования», дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой Федеральной образовательной программе – ФОП ДО.Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
  • обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности доступными средствами и на соответствующем его возрасту содержании;
  • создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой родины;
  • создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
  • Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.Теперь детские сады будут разрабатывать и утверждать свои образовательные программы с учетом ФГОС ДО и Федеральной программы. ФОП определяет базовые объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования, которым должны соответствовать образовательные программы во всех детских садах с 1 сентября 2023 года ().Обязательную часть своей ОП детские сады должны оформлять в виде ссылки на Федеральную программу. Часть ОП, которую формируют участники образовательных отношений, как и раньше, должна учитывать национальные, социокультурные, региональные условия, в которых находится детский сад, и его традиции. Педколлективы также вправе выбирать парциальные образовательные программы и формы работы с детьми с учетом их потребностей, интересов и возможностей детского сада.Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию. Закон разрешает детским садам использовать её и не разрабатывать свою аналогичную документацию ().Структурные элементы ФОП ДОФООП состоят из трех разделов: целевого, содержательного и организационного, что соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) к структуре основной образовательной программы.Рассмотрим общие положения ФОП ДО.I. Общие положенияФедеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – Федеральная программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
  • обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
  • создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой родины;
  • создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
  • Федеральная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – ДОО), а также планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).ФГОС ДО и Федеральная программа являются основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО образовательных программ дошкольного образования (далее – Программа), обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет объем обязательной части этих Программ, который, в соответствии со ФГОС ДО, составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на:
  • специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • сложившиеся традиции ДОО;
  • выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.
  • Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы.Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания (далее – Программа воспитания), примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы (далее – План) и иные компоненты.В Федеральной программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.В целевом разделе Федеральной программы представлены:
  • цели, задачи, принципы ее формирования;
  • планируемые результаты освоения Федеральной программы в младенческом, раннем, дошкольном возрасте, а также на этапе завершения освоения Федеральной программы;
  • подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
  • Содержательный раздел Федеральной программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены:
  • описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы;
  • особенности образовательной деятельности разных видов, культурных практик и способов поддержки детской инициативы;
  • описание взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
  • направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее – КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.
  • В содержательный раздел Федеральной программы входит федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.Организационный раздел Федеральной программы включает описание:
  • психолого-педагогических и кадровых условий реализации Федеральной программы;
  • организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в ДОО;
  • материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
  • Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, федеральный календарный план воспитательной работы.Целевой раздел ФОП ДО: содержаниеЦелевой раздел включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения Федеральной программы и описание подходов к педагогической диагностике достижений планируемых результатов.Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.Цель Федеральной программы достигается через решение таких задач, как:
  • обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
  • приобщение детей, в соответствии с возрастными особенностями, к базовым ценностям российского народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России);
  • создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
  • построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе возрастных и индивидуальных особенностей развития;
  • создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
  • достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
  • Федеральная программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО:
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития.
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок активно участвует в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  • Содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе – взрослые).
  • Признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  • Сотрудничество ДОО с семьей.
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.
  • Содержательный раздел ФОП ДО: обзорВторой раздел ФОП – содержательный.В содержательном разделе Федеральной образовательной программы ДО раскрыты:
  • Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям.
  • Основные направления развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО: «Федеральная программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)».
  • ФОП ДО в рамках каждого направления определяет:
  • Задачи образовательной деятельности.
  • Содержание образовательной деятельности.
  • Задачи и содержание образовательной деятельности утверждены для следующих возрастных групп:
  • от 2 месяцев до 1 года;
  • от 1 года до 2 лет;
  • от 2 до 3 лет;
  • от 3 до 4 лет;
  • от 4 до 5 лет;
  • от 5 до 6 лет;
  • от 6 до 7 лет.