Су-джок - терапия в логопедической работе с детьми раннего и младшего возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Су-джок - терапия в логопедической работе с детьми раннего и младшего возраста
Автор: Елена Геннадьевна Константинова

Здоровьесберегающие технологии в логопедииСу-джок - терапияв логопедической работе с детьми раннего и младшего возраста МАДОУ «Детский сад №390» учитель-логопед высшей категории Константинова Е.Г Актуальность Какова роль родного языка в развитии ребенка? «Конечно, огромная!» - скажете вы. Именно родной язык помогает нашим детям познавать окружающий мир и является средством общения. Те дети, которые не получили в раннем возрасте определенное речевое развитие, с большим трудом в дальнейшем наверстывают упущенное. Именно в этом периоде ребенок должен самостоятельно пользоваться словами, проявлять интерес к увиденному и услышанному.Это подвело нас к мысли о необходимости больше внимания уделять именно развитию речи детей раннего возраста. Не секрет, что в этих группах в основном заботятся о создании комфорта. А ведь именно в раннем возрасте закладываются основы грамотной, четкой, выразительной речи, и ведется работа по развитию интереса ко всему, что нас окружает. Наблюдая за игровой деятельностью детей, принимая участие в играх, у нас сложилось определенное представление об их речевом уровне развития. Выяснилось, что не все дети одинаково овладевают речью. Речь у большинства детей этого возраста характеризуется бедностью словаря, несформированностью фонематического слуха, связной речи, у них нарушен грамматический строй, речевое дыхание, страдает звукопроизношение. Страдает и сенсорное развитие детей: более 50% не называют цвет, форму, величину предметов.  Наши наблюдения  показали, что только у 55% детей данного возраста речевое развитие соответствует норме. У остальных наблюдается задержка речевого развития. Одним из направлений педагогической работы по развитию речи детей раннего и младшего возраста является работа по укреплению мышц мелкой моторики и движению кистей рукОт степени сформированности мелкой моторики пальцев рук зависит речевое развитие ребенка. Чтобы работа по данному направлению была успешной, необходимо подобрать эффективные методы и приемы.Нас заинтересовали нетрадиционные формы работы с детьми раннего и младшего возраста. Смогут ли они оправдать наши надежды? Су-джок терапия – одна из них. «Это лучшая система самооздоровления, обладающая высокой эффективностью, безопасностью и простотой!» - доказывают корейские ученые.«Су» по-корейски – кисть, «джок» - стопа. Для лечебного воздействия необходимо используют только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Мы используем Су-джок -массажеры - массажные шарики в сочетании с играми и упражнениями по развитию речи. Приемы работы по использованию Су-джок-массажеров Массажный шарик (выполняются каждой рукой)Учить:
  • Удерживать колючий шарик на расправленной ладошке.
  • Удерживать шарик на расправленной ладошке левой руки прижатый сверху ладошкой правой руки и наоборот.
  • Сжимать и разжимать шарик в кулачок.
  • Каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика.
  • Надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика
  • Удерживать колючий шарик тремя пальчиками (большой, указательный, средний)
  • Захватывать колючий шарик тремя пальчиками и передвигаться им по дорожкам разной конфигурации
  • Прокатывать колючий шарик по ладошке круговыми движениями в разные стороны
  • Прокатывать колючий шарик вдоль расправленных ладошек вверх-вниз
  • Су-джок терапия создает функциональную базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, для целенаправленной оптимальной речевой работы с ребенком и повышению физической и умственной работоспособности детей.Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.Ранний возраст – благоприятное время для сенсорного развития, без которого не смогут сформироваться умственные способности ребенка и развиться речь.Существует пять чувств познания – это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, благодаря которым дети раннего и младшего возраста познают окружающий мир. Взяв это за основу при освоении приемов работы Су-джок- массажеров, нами разработана система развивающих игр и упражнений на закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики, фонематического слуха, правильного речевого дыхания, связной речи.Сочетание работы Су-джок терапии с упражнениями по развитию сенсомоторных навыков позволяет быстрому развитию психических процессов детей, укреплению мышц мелкой моторики, и конечно, развитию речи.Использование Су-джок терапии помогает открывать новые методы и приемы, что в свою очередь способствует не только развитию мелкой моторики, но и развитию таких сторон языковой системы, как фонематический слух, словарь, грамматический строй, связная речь.Цель: Использование игр и упражнений с элементами Су-джок терапии для закрепления сенсомоторных навыков и развития речи детей раннего и младшего возраста.Задачи:
  • Продолжать развивать в играх и упражнениях лексику, грамматику, ф/слух, связную речь с использованием Су-джок - массажеров;
  • Использовать пять чувств познания: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус в овладении приемами работы Су-джок - массажеров;
  • Развивать мелкую моторику для стимулирования речевых областей в коре головного мозга с помощью Су-джок массажеров.
  • Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память.
  • Для реализации задач выбираем следующие формы работы с использованием пяти чувств познания - слух, зрение, осязание, обоняние, вкус:
  • формирование фонематического слуха;
  • различение цвета, формы, величины, поверхности предмета;
  • развитие мелкой моторики, навыков пространственной ориентировки;
  • работа над правильным речевым дыханием;
  • развитие вкусовых ощущений.
  • Используя элементы Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:
  • Словесные (потешки, стишки, сказки)
  • Игровые (игра, игровые упражнения)
  • Наглядные ( предметные картинки, схемы, иллюстрации)
  • Практические (массаж кистей, пальцев рук)
  • Су-джок терапия проводится поэтапно:1 этап: Знакомство с Су-джок - массажерами и правилами его использования ( терапевтическая сказка ) см. Приложение 12 этап: Закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи (серия терапевтических сказок ) см. Приложение 13 этап: Самостоятельное использование колючих шариков в игре. Форма организации: индивидуальная и подгрупповая.Сроки реализации: комплекс игр с элементами Су-джок терапии используется как часть развивающей работы педагога с детьми раннего и младшего возраста в рамках общеобразовательной программы в течение учебного года. Результативность При систематическом использовании комплексов речевых игр с Су-джок массажёрами, наблюдается положительная динамика в развитии речи детей. К концу учебного года дети самостоятельно играют с колючими шариками, прокатывают их в ладошках; на вопросы педагога отвечают фразой, простым предложением, согласовывая слова по роду, числу; у детей формируется фонематический слух играх дифференцируют громкие и тихие звуки, называют правильно цвет, форму, величину предмета; охотно вступают в речевые контакты с педагогом и близкими людьми. В результате использования игр с элементами Су-джок терапии:
  • Развивается речь, внимание, память, мышление, необходимые для становления учебной деятельности.
  • Развивается моторный праксис (общая и мелкая моторика)
  • Стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
  • В дальнейшем планируется продолжать работу по развитию речи детей в играх с элементами Су-джок массажеров. Комплексы речевых игр и упражнений можно рекомендовать логопедам, воспитателям общеобразовательных и коррекционных групп, родителямИгротека речевых игр для детей раннего и младшего возраста с элементамиСу-джок терапии в логопедической работеСистема игр и упражнений разделена на комплексы, основана на работе 5 чувств познания: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Форма организации – индивидуальная, подгрупповая.Первый комплекс: «Ушки на макушке»Игры и упражнения на развитие фонематического слухаИгра: «Громкий звук услышат ушки – подними шар над макушкой»Цель: Дифференцировать на слух громкие и тихие звуки Игра: «Шариком по столу стук, если слышишь тихий звук»Цель: Дифференцировать на слух громкие и тихие звукиИгра: «Чудесный мешочек»Цель: Дифференцировать на слух громкие и тихие звуки. Развивать слуховое внимание, речь.Игра: «Телеграфисты»Цель: Дифференцировать на слух громкие и тихие звуки. Развивать слуховое внимание, ритм.Игра: «Спрячь шарик в ладошке, когда замяукает кошка»(зарычит собака, замычит корова, закукарекает петушок и т.д.) Второй комплекс: «Глазки-краски»Игры и упражнения на закрепление и различение цвета, величины, формы, поверхности предметаИгра: «Найди свой домик»Цель: Соотносить цвет шарика- массажёра со цветом коробки-домика. Закреплять в речи основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий.Игра: «Непослушные ежата»Цель:: Соотносить цвет шарика - массажёра со цветом коробки- домика. Закреплять в речи основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий.Игра: «Красный шарик кати – слово говори»Цель: Закреплять в речи основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий, согласовывать словосочетания прил.+сущ. по роду Игра: «Исполни моё желание»Цель: Развивать слуховое внимание, память. Закреплять в речи названия цвета, величины, поверхности шариков.Игра: «Чудесный мешочек»Цель: Учить составлять описательный рассказ по мнемодорожке (с помощью наводящих вопросов). Закреплять в речи названия цвета, величины, поверхности шариков. Третий комплекс: «Послушные пальчики»Игры и упражнения на закрепление приемов работы с Су-джок - массажерами и на развитие мелкой моторики. Упражнение: «Поиграй с колючим шариком»Цель: Закрепить в словесных упражнениях основные приемы работы с массажным шариком Су-джок 1.Я на левую ладошку колючий шарик положуПокатаю, покатаю и к ладошечке прижмуЯ на правую ладошку колючий шарик положуПокатаю, покатаю и к ладошечке прижму 2.Я в своих ладошках шарик покатаюВверх-вниз, вверх-вниз пальчики считаюНа правой руке:1,2,3,4,5На левой руке: 1,2,3,4,5(ладони поставить перед собой вертикально, при счете прокатывать шарик по каждому пальчику вверх-вниз)3.На ладошку шарик положуКрепко в кулачок его сожмуПодержу и разожмуШарик всем я покажу(играем с правой, а затем с левой рукой)Упражнение: «С шариком играем, команды выполняем»Цель: Учить выполнять словесную инструкцию педагога – соотносить слово с действием. Развивать слуховое внимание, память, мелкую моторику.Упражнение: «Делай, как я» Цель: Развивать произвольное внимание, мелкую моторику.Упражнение: «Волшебное колечко»Цель: Закреплять названия пальцев рук. Развивать память, внимание , мелкую моторику.Упражнение: «На каком пальчике колечко»Цель: Закреплять названия пальцев рук. Развивать память, внимание, мелкую моторику.Игра: «Веселая прогулка»Цель: Прокатывать массажный шарик по дорожкам различной конфигурации. Развивать связную диалогическую речь (составлять простое предложение из 2-3 слов), интонацию.Четвертый комплекс: «Носиком вдыхаю, через ротик выдыхаю»Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыханияИгра: «Под каким деревом сидел ёжик»Цель: Развивать речь по теме «Фрукты». Продолжать работать над правильным дыханиемИгра: «Помоги ежатам собрать урожай фруктов»Цель: Развивать речь по теме «Фрукты». Продолжать работать над правильным дыханием. Пятый комплекс: «На зубок проверяй и вкус называй»Игры и упражнения на развитие вкусовых ощущенийИгра: «Витамины для ежат»Цель: Определять по вкусу кислые и сладкие фрукты. Развивать речь по теме «Фрукты», обогащать словарь прилагательными.Игра: «Мамины помощники»Цель: Развивать речь по теме «Фрукты», обогащать словарь прилагательными. Определять по памяти вкус фруктов. Игра: «Заготовки на зиму»Цель: Определять по памяти вкус фруктов. Активизация словаря по теме.