РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Автор: Щелкунова Елена Владимировна
УДК 373.33Е. В. Щелкунова(Студентка 5 курса, направление «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика начального образования», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск.)РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯВ статье рассматриваются вопросы формирования умения устанавливать причинно-следственные связи у младших школьников в процессе изучения естествознания. Представлены результаты диагностики и способы решения проблемы. Универсальные учебные действия (УУД); причинно-следственные связи.Современное начальное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основу ФГОС положена новая идеология: компетентностный подход к образованию. В рамках ФГОС НОО особое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, которые необходимы современному ученику для самостоятельного усвоения новых знаний и умений, для саморазвития и самосовершенствования. В связи с этим, перед школой вообще и перед начальной школой, в частности, встали задачи, направленные на воспитание у учащихся новых ценностных ориентаций, во многом связанных с восприятием окружающей действительности. Одна из ключевых компетенций: умение устанавливать и объяснять причинно-следственные связи, необходима при организации исследовательской деятельности. Данная деятельность требует от детей умственных усилий, применения логических операций (анализ, синтез, обобщение), умение работать с различными источниками информации. Причинно-следственная связь - связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определённых условий, порождает другое явление, называемое следствием. Умение устанавливать причинно-следственные связи относится к познавательным логическим универсальным действиям. Опираясь на вышесказанное, я определила для себя педагогическую стратегию: установление причинно-следственных связей – способ формирования исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. Диагностика уровня развития изучаемой компетенции была проведена с помощью методики из комплекта по психолого-педагогическому изучению детей С.Д. Забрамной, О.Я. Боровик, в основе которой лежит установление смысловой последовательности изображенных событий. Проведенное исследование показало, что большинство младших школьников 2 класса имеют средний уровень развития умения устанавливать причинно-следственные связи, что говорит о необходимости проведения специально разработанных занятий, направленных на его повышение. Большие возможности для этого представляют уроки окружающего мира, в особенности естествознания, и внеурочная деятельность по изучению природы. Особое значение при реализации данной программы имеют такие виды деятельности учащихся, как: - моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); - эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Все это помогает развивать у младших школьников умение устанавливать причинно-следственные связи. Ниже представлены темы занятий, которые были проведены с детьми, и примерные вопросы для обсуждения. На занятии на тему «Осень» учащимся предлагалось ответить на вопросы: - Почему желтеют листья? Зачем деревья сбрасывают листья? Почему опавшие листья нельзя сжигать? - Как птицы узнают о времени отлета? Какие птицы улетают первыми и почему?На экскурсии «В гости к осени» школьники обращают внимание на погоду, сравнивают с летней погодой. Определяют осенние изменения в неживой природе и связанные с ними особенности в жизни животных и растений. На внеурочных занятиях «Я – Исследователь» проведены игры «Почему это произошло?», «Что может произойти, если...», «Найди связь».В процессе проведения занятий, направленных на развитие у младших школьников умения устанавливать причинно-следственные связи, отмечалось повышение интереса к изучению естествознания. Дети пытались объяснить причину того или иного явления. Они задавали много вопросов и предлагали свои, пусть не всегда правильные, решения, что также свидетельствует о развитии познавательной активности, что положительно сказывается на умении учиться. В результате существенно увеличилась доля учащихся с высоким уровнем развития умения устанавливать причинно-следственные связи.Научный руководитель – канд. биол. наук, доц.О.Н.Чернышова