Социализация детей с нарушением слуха


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социализация детей с нарушением слуха
Автор: Вараина Наталия Александровна

Семья обеспечивает ребенку с нарушенным слухом (как и каждому человеку) полноту ощущения детства и делает его жизнь радостной, насыщенной теплом, заботой, вниманием. Семья, которая выпадает на долю малыша, а затем и подростка с нарушенным слухом, может быть самой различной по составу: однодетной, малодетной (еще один ребенок) и многодетной, в которой кроме глухого или слабослышащего ребенка есть и слышащие дети неполной семьей. Статистика показывает, что такие ситуации (отсутствие отца) – нередкое явление для семей с глухими или слабослышащими детьми. Родители ребенка могут быть слышащими и людьми со слуховым дефектом.От полноты взаимоотношений детей, имеющих нарушения слуха, с родителями и другими членами семьи зависит то, насколько адекватными будут их отношения с социальной средой. Изучение особенностей внутрисемейных отношений (Т.Г.Богданова, Н.В. Мазурова, 1998) выявляет сложный и многомерный характер их влияния на развитие личности неслышащих школьников. Так, в семьях, где родители тоже глухие, складываются более близкие межличностные отношения, чем в семьях с слышащими родителями. В первом случае родители принимаю активное участие в судьбах своих детей, ибо у глухих (или слабослышащих) родителей отсутствует проблема общения с детьми: и те и другие пользуются специфическими способами общения.Глухие школьники, имеющие слышащих родителей, выражают свою симпатию к матери в меньшей степени, чем дети глухих родителей. Они чаще проявляют положительное отношение к сестрам и братьям, чем к отцу и матери, что связано с более тесными социальными контактами детей с братьями и сестрами на предметно - практическом уровне и что затруднено в общении со слышащими родителями.У глухих детей положительные отношения к матери выражаются в большей степени, чем к отцу. Для родителей, принадлежащих к социуму слышащих людей, характерно взаимное непонимание между ними и детьми. Материалы исследования И.В.Цукерман (1998) подтверждают, что трудности общения глухих детей и их слышащих родителей, которые, как правило, не владеют навыками использования жестовой речи и дактилологии, сохраняются долгие годы. Сами родители признаются, что недостаточно хорошо понимают устную речь своих детей. В роли переводчиков, устанавливающих контакты между ними, выступают сурдопедагоги и воспитатели.Возникающий при этом дефицит удовлетворенных потребностей в общении часто идет к преобладанию у учащихся отрицательных эмоций, повышенной раздражительности и инертности. В дальнейшем такая неудовлетворенность может послужить причиной своеобразия эмоциональных отношений с окружающими и привести к возникновению социальной изоляции, тяжелому переживанию дискриминации. Подобные внутрисемейные ситуации особым образом влияют на развитие личностных качеств у школьников с нарушенным слухом.Достаточно распространенная особенность таких отношений – выбор родителями детей со слуховым дефектом изоляции как способа защиты от фрустрирующей ситуации, в которой оказалась семья. Причинами этого часто бывают недостаточная их педагогическая компетентность и дефицит специальных знаний. Поэтому важными задачами в работе со слышащими родителями являются их обучение установлению межличностных контактов со своими детьми и оказание им помощи в воспитании ребенка.Взаимное приспособление между братьями и сестрами, одни из которых имеют нарушения слуха, а другие нет, зависит от пола, возраста, порядка рождения ребенка, имеющего нарушение, социально-экономического статуса родителей, их поведения по отношению к ребенку и степени тяжести нарушения.При обследовании семей, имеющих детей с нарушенным слухом, немецкие психологи обнаружили, что слышащие братья и сестры, у которых складывались положительные отношения с братом или сестрой со слуховым дефектом, располагали тесными эмоциональными связями с родителями. Слышащие братья и сестры, которые высказывались о неслышащих негативно, отмечали, что их связь родителями нарушилась из-за появления ребенка со слуховым дефектом и что забота и внимание родителей распределялись между детьми неодинаково.Воспитание детей со слуховым дефектом часто происходит в условиях гиперопеки взрослых, что культивирует формирование личностной модели со сниженным уровнем притязаний и самостоятельности. Родители, следуя данной тактике воспитания, вольно вырабатывают у своих детей комплекс таких личностных качеств, как осторожность, несамостоятельность, зависимость от других. При этом снижается значимость таких свойств, как ответственность, умение постоять за себя, стремление к достижению успеха, независимость. В ситуации конфликта с детьми слышащие родители в большинстве случаев не стремятся к пониманию его причин, что не позволяет и детям со слуховым дефектом в свою очередь осознать мотивы как собственных поступков, так и поступков других людей.Отношение родителей к воспитанию детей с нарушенным слухом зависит от уровня их образования и культуры, от материальных условий семьи, морально-психологического климата и личностных установок в восприятии собственного ребенка. Особое значение имеет деятельная, активная позиция родителей, проявляющаяся в стремлении понять особенности нарушенного развития ребенка и желании овладеть необходимыми знаниями и умениями для оказания ему коррекционно-развивающей помощи. Из-за особенностей развития детей с нарушенным слухом воспитательные функции семьи усложняются.Условия, благоприятно сказывающиеся на воспитании ребенка и стимулирующие его личностное развитие, могут быть разными. Одним из вариантов является социальное единство семьи, превалирование в ее жизни трудовой атмосферы, где каждый вносит посильный вклад в создание материального благополучия и способен соотносить свои потребности с потребностями других членов семьи и с материальным достатком.Вместе с тем чрезвычайно важны четкая, правильная организация жизни ребенка и оказание ему помощи в формировании позитивного опыта поведения, привычек, взаимоотношений между ним и взрослыми, чему способствуют совместная трудовая деятельность и разумное разделение труда между всеми. Кроме того, следует помнить и о рациональном ведении хозяйства, включая порядок хранения вещей, определение постоянного места труда и отдыха, следование общему распорядку и режиму дня.Большое значение имеют доброжелательные отношения в семье: содружество, наглядное живое участие во всех проблемах каждого, взаимопонимание между отцом и матерью, дружба и уважение между старшими и младшими. И наконец, важную роль играет сочетание требовательности с уважением и гуманным отношением к детям и к каждому члену семьи.Родители в силу родственной близости и непосредственного общения с детьми располагают неограниченными возможностями в «изучении» их возрастных и индивидуальных особенностей и привлечении их к полезной деятельности. Так, при поступлении ребенка в школу родители под руководством сурдопедагога помогают своим детям включиться в систему новых отношений, приучают их к систематической, повседневной учебной работе, содействуют развитию речи и речевого слуха.В подростковом возрасте именно родителям принадлежит значимая роль в организации поведения школьников, научении их навыкам общения и конструктивного взаимодействия в различных жизненных ситуациях, в том числе и в трудных. Для старшеклассников родители могут оказаться лучшим примером при формировании социально значимых ценностных ориентаций, помочь им в выборе профессии, обретении смысла жизни, в правильном и адекватном планировании совместного с ними будущего.Воспитание детей с нарушенным слухом в семье направлено на разностороннее развитие личности и основано на знании возрастных особенностей и изменений, на создании условий для сглаживания кризисных периодов становления характера растущего человека. Оно включает заботу о сохранении и укреплении физического, нравственного и психического здоровья ребенка или подростка, развитии его умственных способностей в активной познавательной деятельности, формировании социального и культурно-нравственного опыта, положительных личностных качеств, подготовке к будущей самостоятельной жизни.Наряду с общепедагогическими задачами родители детей с нарушенным слухом решают и специфические, участвуя в оказании помощи в преодолении последствий слухового дефекта. Среди них – развитие коммуникативных навыков, усвоение устной речи, формирование слухового восприятия, коррекция познавательной деятельности, физического развития. Решение этих задач способствует социальной адаптации и интеграции школьников с нарушенным слухом.В семейном воспитании используется комплекс методов – практически-действенных, побудительно-оценочных, информационных. Каждый акт жизнедеятельности детей со слуховым дефектом в семье ориентирован на их многообразное сочетание и на свободный выбор вариативных форм работы. Так, для приобщения детей с нарушенным слухом к восприятию прекрасного родители организуют посещения музеев, проведение экскурсий по историческим местам и на природу, совместное чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов и т.д.Важное значение имеет продуманная и правильная организация жизненного пространства детей с нарушениями слуха в семье, что предусматривает наличие бытовых приспособительных и тренировочных устройств: звонка с прерывистым сигналом, светового сигнализатора звука, будильника с вибратором, адаптера для подключения к бытовой аппаратуре, телефонного аппарата с бегущей строкой или с усилением звука, мобильного телефона с вибратором, тренажера для проведения индивидуальных слухоречевых занятий в домашних условиях и др.Дети с нарушенным слухом не всегда в состоянии объяснить свои привязанности, свое отношение к другим людям, а также причины своих поступков. В качестве средства, содействующего пониманию внутреннего мира ребенка, может послужить организация взрослыми совместного с ребенком ведения повседневных дневниковых записей (О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская, 2004). На основе разработанной учеными и сурдопедагогами методики в увлекательной форме с использованием наглядных и вербальных опор происходит осмысление и объяснение того, что случилось с ребенком, что происходит в семье сейчас а также того, что произойдет в будущем.Сотрудничество коррекционных образовательных учреждений и семьив решении проблем воспитания детей и подростковОбъективная предпосылка успешности воспитания детей с нарушенным слухом – согласованность действий родителей и сурдопедагогов. Объединяя свои усилия в воспитании, обучении и коррекции нарушенного развития учащихся, они достигают согласованной реализации целей и содержания образовательно-воспитательной деятельности, развития социально значимых качеств личности (интересов, ценностных ориентаций и творческих способностей), координации взаимосвязанных действий в формировании речи и слухового восприятия как средств общения, в совершенствовании произносительных умений и познавательной деятельности.Сотрудничество специальных образовательных учреждений и семьи проявляется в оказании родителям помощи в воспитании, обучении и коррекции нарушенного развития и привлечении их к участию во внеурочной работе образовательных учреждений.Деятельность образовательных учреждений I и II видов по оказанию помощи семье в воспитании, обучении и коррекции нарушенного развития учащихся предусматривает комплекс мер, включающих организационно-педагогическую работу, педагогическое просвещение и индивидуальную работу.Организационно-педагогическая работаобеспечивает объединение совместных усилий школы и семьи по воспитанию детей с нарушенным слухом. Формы реализации такой работы – общешкольные родительские собрания или конференции и классные (групповые) собрания, дни открытых дверей. Для полноценного участия в этих мероприятиях родителей, имеющих нарушения слуха, используютсяспецифические средства общения, в том числе разговорный (или калькирующий) жестовый язык.Общешкольные родительские собрания или конференции проводятся два-три раза в год и посвящаются рассмотрению актуальных проблем деятельности специальных школ, а также текущим вопросам обучения и воспитания детей. Например, темами обсуждения на таких собраниях могут быть: повышение качества знаний учащихся; обобщение результатов работы кружков; опыт трудового обучения и профессиональной ориентации; сотрудничество семьи и школы по формированию речевого поведения учащихся и др.Классные (групповые) родительские собрания являются более оперативной формой работы с семьей; проводятся они не реже одного раза в четверть. Здесь родители узнают об успеваемости и дисциплине учащихся, подводятся итоги воспитательной работы, совместно обсуждаются актуальные вопросы жизни классного коллектива, обобщается и становится достоянием других положительный опыт отдельных семей. Такие собрания содействуют оперативной связи семьи и школы, обеспечивают действенность педагогического руководства семейным воспитанием.Особое значение имеет деятельность общешкольных и классных родительских комитетов (родители входят в совет школы. Прописано в Уставе обр. уч-я). Их задачи, содержание работы, права и обязанности определены «Положением о родительском комитете специальной школы». Количественный состав комитета устанавливается решением общего собрания (конференции) родителей. Родительские комитеты помогают школе в решении широкого круга вопросов: контролируют взаимодействие родителей и школы, организуют педагогическое просвещение членов семей, участвуют в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, в профессиональной ориентации школьников.И наконец, важное место среди форм организационно-педагогической работы коррекционных учреждений для детей с нарушенным слухом занимает проведение дней открытых дверей. В такие дни родители могут посещать уроки, внеклассные и индивидуальные занятия, встречаться с директором и его заместителями, получать дополнительные консультации у сурдопедагогов или воспитателей по различным вопросам обучения, воспитания, коррекционно-развивающей помощи.При посещении уроков и занятийродители имеют возможность познакомиться со спецификойработы сурдопедагога, учителя-дефектолога, воспитателя, понаблюдать за повседневной учебной деятельностью и поведением своих детей, пополнить свой багаж педагогических знаний, поучиться использованию различных методов и приемов работы, установить более тесные контакты с педагогическим коллективом школы.Педагогическое просвещение родителейпредоставляет им возможность ознакомиться с системой специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного семейного воспитания в настоящем и вближайшем будущем.Опыт практической работы многих школ показывает, что лучшими формами организациипедагогического просвещения являются университет для родителей и лектории по семейному воспитанию. И там, и там занятия проводятся раз в месяц и включают в себя лекции, тематические занятия, семинары по обмену опытом семейного воспитания организацию выставок литературы по сурдопедагогике и специальной психологии и т.д.Общешкольные лекции для родителей, как правило, посвящаются общим вопросам сурдопедагогики, актуальным проблемам воспитания, например: формированию познавательных интересов у младших школьников; трудностям в поведении и общении глухих и слабослышащих подростков; расширению читательской культуры учащихся и др. Темы согласуются с интересами и предложениями родителей. Для успеха их проведения важен также выбор нестандартных тем, вызывающих особый интерес у родителей, например: «Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс?», «Знаете ли (понимаете ли) вы своего ребенка?», «Праздники (традиции) в семье и семейный досуг, их организация», «Формирование культуры речевого общения в семье» и т.д.На просветительских занятиях по классам (группам) родители узнают о своем ребенке много важного для правильного их участия в его воспитании, учатся использованию дактильной речи на начальном этапе обучения глухих детей; проведению упражнений и игр, направленных на развитие остаточного слуха ребенка и т.д.Эффективной формой коллективной работы с родителями являются родительские конференции, которые проводятся один-два раза в год и предназначены для обмена лучшим опытом обучения и воспитания детей, для повышения педагогических знаний и кругозора.Тематика для различных форм педагогического просвещения разрабатывается с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня общей и педагогической культуры родителей, объема их специальных знаний и умений, особенностей развития разных групп детей с нарушенным слухом.Индивидуальная работа школы с родителяминеобходима для согласования действий и оказания адекватной коррекционно-развивающей помощи конкретному школьнику со слуховым дефектом. Особое значение она приобретает для глухих родителей, которые нуждаются в дополнительных разъяснениях со стороны сурдопедагога и воспитателя. В ходе индивидуальной работы – наконсультациях и в личных беседах – сурдопедагоги, воспитателичителя-дефектологи совместно с родителями могут анализировать причины недостатков в учебе и поведении школьников и намечать согласованные действия по их преодолению.Во время педагогических консультаций они дают родителям практические ответы по преодолению индивидуальных проблем, возникающих у их детей. Проблемы эти могут быть связаны с трудностями общения, с негативным поведением, со сложными взаимоотношениями в классе. Такие консультации требуют от сурдопедагога чуткости и тактичности, профессиональной подготовки к решению этих встречающихся проблем.Индивидуальные беседы с родителями проводятся для уточнения, разъяснения и корректировки совместных усилий школы и семьи по воспитанию у учащихся личностных качеств, привычек нравственного поведения, а также для сообщения родителям о достигнутых детьми успехах или о неудачах. Тон беседы должен бытьспокойным, доброжелательным, способствующим взаимопониманию и откровенному обсуждению проблем, требующих решения.Привлечение родителей к разным формам сотрудничества с коррекционными учреждениями – важное направление взаимодействия специальных школ и семьи. Их участие во внеурочной работе учащихся придает ей разнообразие и повышает ее содержательность. Форма и степень такого участия определяются их интересами, индивидуальными склонностями, способностями, наличием свободного времени.В практике работы специальных школ широко используется помощь родителей в организации внеурочных мероприятий, таких, как экскурсии на промышленные предприятия или в научные учреждения, факультативные занятия и кружки (моделирования, технического творчества и т.д.), беседы по различной тематике; а также в профориентационной работе.В процессе подготовки и проведения различных форм внеурочной работы учителя и воспитатели консультируют родителей по вопросам их организации, помогают им в решении возникающих затруднений. Руководство школ и педагогические коллективы благодарны родителям за такое сотрудничество, поощряют их и делают их Помощь достоянием гласности не только в самой школе, но и по месту их работы.иализация учащихся с нарушением слуха через внеурочную деятельность в условиях школы-интернатаАмериканский ученый Роберт Мак отметил: «Для того, чтобы просто существовать нормально слышащему ребенку требуется четыре объятия в день, для глухого же – двенадцать». А это значит, каждый педагог должен быть более чутким в 3 раза, более добрым, более терпеливым и внимательным, доступным для детского понимания.Формирование личности ребенка с нарушениями слуха происходит медленнее, чем слышащего, что связано с определенными трудностями усвоения им социального опыта, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально ценностного отношения к действительности. Глухие дети прекрасно осознают свою непохожесть на других, хотя в своем коллективе они на равных, а за пределами школы, их безжалостно ранят любопытные взгляды. Это обусловливает необходимость создания определённых условий, способствующих воспитанию личности, доброжелательно настроенной к окружающим, свободной от комплексов, имеющей активную жизненную позицию, способной самостоятельно решать свои жизненные проблемы. Мы считаем, что социальная забота государства об инвалидах должна заключаться не только в том, чтобы воспитаннику школы-интерната выплачивать ежемесячное пособие или выдавать материальную помощь (такая социальная забота малоэффективна), но и необходимо создать такие условия, при которых воспитанник самостоятельно смог бы решать свои проблемы.Для многих наших воспитанников первичная социализация проходит в условиях школы-интерната. Именно в стенах школы-интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.Над проблемой социализации в школе работают специалисты различных направлений: учителя-дефектологи, медицинские работники, психолог, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели. Главной задачей при этом является формирование личностных и коллективных ценностных ориентаций, что достигается за счёт расширения пространства общения, создания отношений с постоянным кругом людей, повышения объёма получаемой информации.Задача последующей адаптации воспитанников решается путём определённого построения учебного материала (в учебных программах усилена практическая направленность обучения, особое внимание уделяется развитию навыков устной коммуникации, как средства общения, чётко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала по каждому предмету, что является наиболее важным для осознанного восприятия учащимися единства и общности многих явлений и понятий).Допрофессиональная трудовая подготовка, с учётом пожелания детей и родителей, осуществляется в СКПУ-63 по трём направлениям:
  • слесарь-ремонтник ;
  • маляр-штукатур;
  • повар-кондитер.
  • Особенности современной ситуации требуют от наших выпускников возможности адаптироваться к быстро меняющимся реалиям жизни. Существует несколько условий, во многом предопределяющих успех последующей адаптации. К главным из них относится уровень сформированности у воспитанников практических и социально значимых навыков, которые они приобретают в процессе обучения и воспитания в школе-интернате. В целом эту задачу можно обозначить как формирование жизненной компетентности наших воспитанников. И эта задача гораздо шире, для её решения недостаточно школьного обучения и допрофессиональной трудовой подготовки.Мы понимаем, что навыки общения (взаимодействие с людьми разных возрастов, представителями различных социальных групп), умение разрешать конфликты, обращаться за помощью к другим, опыт пребывания в различных жизненных ситуациях также являются необходимыми компонентами жизненной компетентности.Анализируя результаты воспитательной работы, мы видим качественное влияние проблемы глухоты на особенности развития социальных возможностей воспитанников интерната. Следовательно, в повседневной жизни, в повседневных контактах воспитанники не могут получить этот опыт, поэтому нужно создавать особое образовательное пространство для решения обозначенных выше задач.Необходимо отметить, что на сегодня нет разработанных программ воспитания, обеспечивающих полноценное и всестороннее развитие детей с нарушениями слуха.Но в системе образования провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели.Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимозависимых и взаимосвязанных блока:
  • воспитание в процессе обучения;
  • внеурочная деятельность;
  • внешкольная деятельность.
  • Начиная каждый новый учебный год, мы прежде всего выявляем склонности, интересы, увлечения, способности детей и затем выстраиваем учебно-воспитательную работу, так как без позитивного отношения ребёнка к себе, без уверенности в своих силах невозможно полностью реализовать способности.За последние десять лет в школе-интернате создана своя система планирования внеурочной деятельности, включающая в себя опорно-четвертные, традиционные дела и деятельность учащихся в разных направлениях:
  • здоровье (навыки ЗОЖ, санитарно-гигиенические нормы);
  • социализация (освоение нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни, расширение сферы общения, развитие межличностных отношений);
  • труд (общественно-полезный труд, экономические знания и др.);
  • учение (интеллектуальное воспитание и развитие);
  • культура (нравственная: общечеловеческие ценности, эстетическая, правовая, культура общения, поведения, внешнего вида);
  • семья (нравственный опыт поведения, уважение к старшим, навыки ведения хозяйства)
  • Основная задача работы по данным направлениям - включение воспитанников в деятельность, обеспечивающую возможность формирования высших форм сотрудничества, при которых создаются условия для полноценной интеграции в общество слышащих и проявление творческих способностей.Планируя любое дело, мы стараемся действовать в единстве учебной и внеучебной деятельности, влияя на ребёнка комплексно, привлекая не только, учащихся, но и классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, родителей, педагогов дополнительного образования.Принятое в школе помесячное планирование обычно заканчивается финальным коллективным творческим делом, в подготовке и проведении которого участвуют буквально все – и дети и взрослые. Важное преимущество школьного творческого дела состоит в том, что в процессе общей работы происходит взаимодействие всех возрастов, интенсивно формируется чувство общности, чувство «мы», состоящие из множества «я».Важнейшим аспектом воспитательной системы является использование всех позитивных возможностей для развития личности, которое представляет наш город. С первого класса мы проводим пешие прогулки-экскурсии по городу, вернувшись с которых, дети с удовольствием рисуют увиденное. Все классы посещают музеи и выставки. Всё это помогает в воспитании горожанина, знающего, любящего свой Нижнекамск и заботящегося о нём и пополнить представления детей об окружающем мире, о родном городе.Очень важным звеном внеклассной работы являются детские праздники, которые в школе традиционно устраиваются в конце каждой четверти. К праздникам дети готовятся с удовольствием, с гордостью приглашают на них родных и знакомых, очень ждут их приближения. Переоценить воспитательное значение этих событий в школьной жизни невозможно.Надо отметить, что приобщение всех детей к искусству, прежде всего концертно-театральной деятельности, является важным звеном в воспитательной системе нашей школы. Мы считаем, участие в подготовке и проведении праздников важно для полноценного нравственного воспитания детей с нарушениями слуха, приобщения их к культуре, социальной адаптации в целом. Кроме того, концерт (театральное представление) является основной и конечной формой творческой самореализации учащихся. В совместной деятельности у детей развивается чувство общности, что способствует формированию активной жизненной позиции.В школе существует традиция организации театрализованных представлений, которые проводятся силами как отдельных групп учеников, так и учеников совместно с учителями. Представления, в которых участвуют и воспитанники, и учителя, имеют значение для создания общей творческой атмосферы, которая является важнейшим условием воспитательной деятельности и способствует установлению доверительных отношений между взрослыми и детьми. В таких мероприятиях, как правило, принимают участие воспитанники разных классов, что позволяет воспитать навык создания временных творческих коллективов. Таким образом, в течение года в подобных мероприятиях принимает посильное участие практически каждый школьник и каждый учитель.Если рассматривать жизнь внутри интерната как «малый социум», то внешнее окружение можно определить как «большой социум». Воспитанники школы-интерната имеют возможность общаться с представителями различных общественных организаций. Для наших детей очень важен выход за пределы школы-интерната, интеграция в среду сверстников. Это обеспечивается занятиями учащихся в Детской школе искусств «Созвездие», в Детской музыкальной школе №5, в спортивных секциях греко-римской борьбы при физкультурно-оздоровительном комплексе «Батыр», в кружках по интересам при Дворце творчества детей и молодёжи имени И.Х. Садыкова. Всё это позволяет расширить кругозор детей, способствует расширению коммуникативных навыков детей, перед ними раскрывается окружающий мир.К числу «сильных» сторон организации воспитательного процесса в школе-интернате следует отнести эффективное использование в воспитательной практике работу объединений по интересам (кружки и секции).Развитие сферы дополнительного образования в нашей школе очень актуально и специфично. Прежде всего, по причине патологии слуха не все дети могут посещать учреждения дополнительного образования в городе. Исходя из наших условий и возможностей, нам удалось увлечь детей изобразительной деятельностью, вязанием, работой с бисером, с кожей и бросовым материалом, аэробикой, танцами, игрой на музыкальных инструментах. Мы считаем, что привычка быть занятым должна укрепиться у детей на всю жизнь. И мы должны им в этом помочь. Вся работа по дополнительному образованию проводится во второй половине дня, в определенное время и часы, по заранее утвержденному плану и графику. Каждый руководитель составляет свою программу, учитывая склонности и возможности учащихся. Дети приходят на занятия в сопровождении воспитателей, которые являются самыми активными помощниками всего творческого процесса. В отличие от работы со слышащими детьми, на занятиях по интересам, ребенку с нарушенным слуха требуется больше усилий и внимания, чтобы понять всю последовательность выполнения работы. Это обязывает педагогов очень грамотно подходить к установлению диалога в процессе работы, так как часто ребенок, стремясь получить быстрый результат, пренебрегает важными трудовыми операциями.Таким образом, роль дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе огромна. Во-первых, на занятиях хореографии, жестовой песни, аэробики, рисования учащиеся раскрывают свой творческий потенциал; в спортивных секциях совершенствуют свои физические возможности, укрепляют здоровье. Во-вторых, дополнительное образование оказывает большое влияние на развитие внеурочной деятельности, у детей воспитывается потребность быть постоянно занятыми.Мы очень внимательно следим за тем, как меняются интересы детей с возрастом, у них появляются новые увлечения, и мы стараемся привлечь соответствующих педагогов в наше учреждение.У Гегеля есть мысль о том, что человек должен, прежде всего «выполнить себя». Это значит, реализовать себя, свою уникальную индивидуальность. Школа и существует для того, чтобы развить в ребенке способности к самоактуализации посредством дополнительного образования. Необходимо, чтобы педагогический коллектив видел эти резервы и создавал условия для их реализации. А создание активной жизненной среды, в которой развивается глухой ребенок, помогает самоутверждению и самореализации. Важно то, чтобы для него было создано пространство, в которое вошли бы все стороны его жизни.Система дополнительного образования стирает границы между разными системами обучения, объединяет всех ребят независимо от их способностей и возможностей. Опыт дополнительного образования нашей школы убеждает в том, что это одно из самых эффективных средств создания благоприятных условий для рационального использования ребёнком своего свободного времени, обогащения образовательной деятельности, формирования воспитательного пространства. Мы расширяем воспитательное поле школы, включая школьников в самые разные виды деятельности, в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.Наиболее важные достижения воспитанников:
  • Наблюдается рост удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе – важнейшего показателя улучшения нравственно-психологического климата в школе-интернате.
  • Постепенно формируется «лицо» школы с привлекательными и неповторимыми чертами.
  • Радует повышение уровня воспитанности учащихся; их успехи и достижения в различных видах деятельности.
  • Жизнь коллектива учащихся становится осознанной, интересной, значимой.
  • Немаловажным в нашей работе являются результаты деятельности, общественное признание. Это выступления и победы на городских, республиканских конкурсах и фестивалях, в соревнованиях. Кроме этого, наши выпускники имеют активную жизненную позицию, поступают в учебные заведения, создают семьи. Все это стимулирует дальнейшее развитие и творческую активность.Мы считаем, главной задачей школы, на сегодня, чтобы из ее стен выходили социально-адаптированные личности. Поэтому вся деятельность коллектива направлена на выполнение коррекционной программы, а именно: на реализацию потенциальных возможностей детей с нарушениями слуха, воспитание у детей внутренней убежденности в том, что они нужны обществу, что они будут востребованы при условии овладения определенными знаниями, нормами поведения, умениями и навыками.