Формы и методы работы с одаренными детьми
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы и методы работы с одаренными детьми
Автор: Филатова Елена Викторовна
Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школеУрочная деятельностьК ней относятся следующие виды деятельности: проблемно-развивающее обучение, проектно-исследовательская деятельность, игровые технологии (деловые игры и путешествия), ИКТ; творческие и нестандартные задания. Внеурочная деятельность.К ней относятся следующие виды деятельности:предметные недели; театрализованные представления; олимпиады; конкурсы, выставки, концерты; классные часы и праздники, посещение музеев, спектаклей, вовлечение детей в кружки, секции.Проблемно-развивающее обучениеРаботая с одарёнными детьми, учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Проектно-исследовательская деятельностьЭто «обучение через делание», они самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.В своей работе на уроке учитель может использовать: Метод вживания. Ребёнок как бы переселяется в изучаемый объект, старается почувствовать и познать его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт. Это тот самый случай, когда нужно представить себя столом или самолётом, чтобы понять устройство объекта. Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.Кто? Кто герой текста? О ком эта былина?Где? Где происходит действие?Зачем? Зачем народ сложил о нем былину?Чем? Чем прославился герой?Когда? Когда Илья Муромец стал защитником земли русской?Как? Как народная былина передает характер и внешность богатыря?Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт – совместно сформулированное определение понятия, которое записывается на доске.Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира. Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.Метод придумывания. Ребёнок создаёт неизвестный ранее продукт. «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования. Упражнение «На одну букву». За определенное время дети находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С» 2. Метод «фантастических гипотез». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира. 3. Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.