Современные образовательные технологии как стимул к познанию предмета


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные образовательные технологии как стимул к познанию предмета
Автор: Елена Ивановна Шаткова

Введение
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве, - так трактует это слово толковый словарь Ожегова.
По мнению исследователя В. П. Беспалько, педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, технологию мастерских и др.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка и литературы является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
По характеру игровой методики существуют такие типы игр, как предметные, сюжетные, ролевые, деловые и т. д.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, компьютерные и с ТСО.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, в зарубежной — 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие.
В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг.
В последнее время поиски ученых (3. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова, К. Фопеля и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими
Методика и типология проведения игр на уроках
Событийная игра.
Игра на уроке — активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, оживают и действуют люди - участники какого-либо события.
Игра побуждает ребенка перевоплотиться в другого человека из прошлого или современности, заставляет его прыгнуть выше себя, ибо он изображает взрослого, примеривая на себя далекий от его повседневной практики образ. Выделяют два важных признака событийной игры: наличие прямой речи (диалогов) участников и воображаемой ситуации, будто бы имевшей место в прошлом или происходящей в наши дни (с обсуждением прошлого).
Деловые игры
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще-учебных умений.
Например, игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). Такая игра строится на учебном диалоге и проводится с большой долей импровизации ребят.
Другая форма деловой игры - игра-исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но основана на индивидуальных действиях героя, который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином событии.
Имитационные игры. Имитируется деятельность героев литературного произведения и обстановка, условия, в которых происходит событие
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Героя. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается ситуация, между учащимися распределяются роли с обязательным содержанием.
Деловой театр. В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке, Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов.
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. Определяется режим работы При необходимости ученики обращаются к учителю за консультацией. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Ретроспективные игры
Их можно условно разделить на ролевые и неролевые.
1. Ролевые игры основаны на разыгрывании ролей - участников событий в условиях воображаемой ситуации. Они делятся на следующие подвиды: театрализованное представление, театрализованная игра и проблемно-дискуссионная игра.
Театрализованное представление имеет четко обозначенный и прописанный сценарий, по которому и разыгрывается, как на сцене театра, действие. Оно воссоздает различные образы и картины прошлого. Все атрибуты театральной постановки, включая декорации, костюмы актеров, должны иметь место. Смысл такой игры для школьников заключается не только в оживлении картин прошлых эпох, но и в последующем обсуждении этих сцен всем классом.
В театрализованной игре тексты персонажей составляют сами дети. Главным ее отличием от предыдущего подвида является большая доля импровизации участников игры (они же и очевидцы событий). Однако в данной игре театрализованное действие все же приближено к той эпохе, которая изучается. Модернизация прошлого здесь не допускается. Данный тип игры отличается от театрализованного представления и большим количеством вовлеченных в игру участников. Актером здесь может стать любой ученик.
В основе проблемно-дискуссионной игры лежит воображаемая ситуация, при этом действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участников, учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Ученики же в этой игре призваны решить проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы.
Неролевые игры. К таким играм относятся конкурсные В такой игровой ситуации учитель проверяет знания учащихся на конкурсной основе.
Другой тип неролевой игры - это маршрутная игра, или воображаемое путешествие (аналогичный термин - заочная экскурсия). Маршрутная игра - это особая форма урока, когда дети путешествуют по определённым разделам русского языка или литературы. Они намечают собственный маршрут, придумывают остановки, фрагменты беседы (интервью)
Тренинговые игры. К ним относятся: 1) настольные игры (домино, лото, поле чудес и др.), 2) игры на основе заданного алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки)
Практика показывает, что игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.
Обратимся к вопросу об участниках игры Учитель может выступать в игре в следующих игровых ипостасях: 1) инструктора, , 2) судьи-рефери, 3) тренера 4) председателя- Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, эксперты. Основные этапы ролевой игры. Первый этап - подготовительный, он проходит до проведения самого урока. В этот период обсуждаются общий замысел и стратегия игры, проводится инструктаж участников, покупаются и подготавливаются необходимые для проведения занятия материалы, оборудование. Учитель объясняет ребятам игровую задачу, распределяет роли, учитывая игровые интересы и способности, дает необходимую дополнительную литературу, составляет опережающие задания и знакомит с ними детей. При необходимости учитель проводит и индивидуальные консультации Второй этап уже происходит на самом уроке. Он называется вводным, ибо именно на этом этапе учитель еще раз объясняет уже всему классу задачи и возможности игры, роль отдельных участников и дает общее направление игре, формулируя познавательные задания на весь урок
Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечением всех учеников класса в игровое действие. Ребята в этот период как бы проживают ситуацию в ее игровом воплощении, действуют по определенным игровым правилам
На последнем, оценочном этапе после того, как игра закончена, проводится анализ занятия, выслушиваются оценки и самооценки участников, обсуждается сам ход и результативность игровых действий учеников.
Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы помогает в той или иной степени
снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала
вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.
Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка и литературы способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Игровые технологии я использую чаще в пятом классе. Это связано с тем, что пятый класс – это класс, где дети адаптируются в новой для них обстановке: разные учителя со своими требованиями, новые программы, предметы. Поэтому задача учителя – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не разочаровала их и не отвратила от учёбы.
Важно ежедневные встречи с фонетикой, лексикой, морфологией сделать не скучными, а интересными. Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача обучения, - говорил К. Ушинский. Вот тут на помощь приходят игровые технологии.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: 1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках.
Требования к подбору игр следующие:
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. 2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей. 3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Примеры игр по русскому языку
1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка Говорите по-русски правильно. В каких формах можно предложить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, которые могут подсказать учителю, как разнообразить задания.
Составь текст и озвучь его
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)
Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике Произносите правильно
Пригласи на обед
Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
2. Лексико-фразеологические игры
Собери фразеологизм
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял. - Как в воду канул. - Ветер свистит в карманах. - На языке вертится. - В ежовых рукавицах.
Собери пословицу
1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
2. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.
1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.
2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.
3) Волков бояться - друга обмануть.
4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.
5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.
6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.
Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.
3. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.
1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.
2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).
3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).
4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).
Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.
3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм
Мягкая посадка
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Как проходит игра? Например, изучается тема Спряжение глагола. Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
Третий лишний
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Например, лимонный, соломенный, каменный (лишнее – соломенный);, -могуч, горяч, плач (лишнее плач,так как существительное)_. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
Такие игры я часто использую на уроках литературы, часто при этом создаю мультимедийные презентации с анимированными фигурами. Так, например, мною созданы тесты, викторины по темам: Салтыков-Щедрин (7 класс), М. Ю. Лермонтов Песня про купца Калашникова (7 класс), Былины (7 класс). Викторина по былинам предваряет и завершает урок и организует повторение. Она включает мини-кроссворды на знание теории литературы, вопросы викторины с выбором ответа на знание текста былин. Практически любой урок литературы я стараюсь завершить игровой тестовой или викториной проверкой знаний, полученных на уроке.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
Такие уроки-путешествия созданы мною по темам: В поисках золотого руна (по мифам об аргонавтах), Путешествие по календарю, Путём Одиссея. Работу на уроке организует мультимедийная презентация, которая предлагает маршрут с преодолением воображаемых препятствий. При этом проверяется знание текста, умение пересказывать, отвечать на проблемные вопросы, сопоставлять.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Множество таких уроков я провожу в 5-6 классах, в которых игровой момент должен быть наиболее реализован в связи с возрастными особенностями учащихся и в связи с тем, что игра являлась основной формой усвоения материала в начальной школе. Такие соревнования проводятся по темам: Русская народная сказка, Сказки А. С. Пушкина, Басни, Сказки Андерсена, В стране речевого этикета, В гостях у азбуки и другие. На таких уроках ребята не только соревнуются, но и инсценируют сказки, басни, что развивает творческий потенциал учащихся.
Используемая литература:
Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989. – 304 с.
Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 256 с.
Евладова Е.В., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-352с.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр Академия, 2001. - 216 с.
Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 256 с.
Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества: Книга для учителя. М.: Народное образование. 1996. - 344 с.
Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
Морозова О.П. Педагогический практикум. М.: Издательский центр Академия, 2000. - 320 с.
9. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия Среднее профессиональное образование, Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2004. – 384 с.