"Развитие творческих способностей на уроках технологии"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие творческих способностей на уроках технологии"
Автор: Ольга Владимировна Жаринова

«Развитие творческих способностей на уроках технологии»Подготовила: Жаринова О.В.учитель ИЗО и технологииМОУ «СОШ № 52» г. СаратовЕсли учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель. (Л.Н. Толстой)Эти слова Л.Н. Толстого относятся ко всем учителям. Учительство - это состояние души, это жизнь.Уроки и беседы с родителями, экскурсии и походы, тетради и самодеятельность - это замкнутый круг. И не разорвать этот круг, и не выйти из него, как не выйти из круга обязанностей матери, которая любит своих детей и живет ради них.Я никогда не смогла бы стать ни кем другим, кроме учителя. Школа - это мой второй дом. Приходя в него, я каждый день стараюсь отдать детям то, чему меня научили в институте, то, чему научила меня жизнь.Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. Но, к сожалению, до сих пор в начальном трудовом обучении преобладают репродуктивные методы. И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желания работать самостоятельно, инициативно.Неталантливых детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. И это задача каждого учителя.Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает время посидеть со своей дочерью, научить или передать ей свои умения, этот предмет просто необходим.Сегодня, опираясь на свой 20-летний опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей и т.д. Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников, нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие.Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к предмету.Дифференцированный подход к учащимся предполагает наличие достаточного количества инструкционно - технологических карт, карточек - заданий, раздаточного материала, различных по степени трудности.Учитывая все это, я разработала и изготовила инструкционные карты и различный материал. Эстетично оформленные, они вызывают интерес у детей и желание выполнять работу так же красиво и качественно.Продуманное оформление мастерской (со вкусом подобранные занавеси, ухоженные цветы, красивые стенды с поделками и пр.), наличие наглядных пособий, раздаточного материала - все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и порядок в мастерской служат воспитанию собранности, аккуратности, дисциплинированности, формируют хороший вкус, а главное - вызывают желание учиться, делать красивые вещи своими руками. Это очень важное воспитание мотивов учения.В конце учебного года привожу 3-4 классы на экскурсию в свою мастерскую. Рассказываю, чем они здесь будут заниматься, показываю работы своих учеников, сообщаю, что надо подготовить для уроков. К началу занятий готовлю стенды для всех классов с изделиями, которые учащимся предстоит выполнить в учебном году. На первом занятии в 5 классе провожу беседу о культуре поведения и общения, знакомлю с историей этикета. Причем стараюсь "разговорить " девочек, включить их в диалог, выслушать их мнения. Это сближает нас, помогает мне лучше понять своих новых учениц, создает атмосферу доверия.Большой интерес у школьниц вызывают беседы о красоте, здоровье, личной гигиене, об особенностях развития девочки и девушки. Дети могут задавать любые вопросы. Опросы их показывают, что далеко не все родители разговаривают, с ними на подобные темы. Постоянно разъясняю и показываю учащимся правильные и безопасные приемы труда, рассказываю о средствах индивидуальной защиты, оказании первой помощи. Объясняю, почему необходимо следить за правильной организацией рабочего места, порядком размещения инструментов и рабочих материалов.На некоторых уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться, улыбнуться. А в приятной обстановке и работа лучше ладится.Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно побудить у детей желание "хочу узнать". Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу "хочу сделать", вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца - "я сделал!" Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу.Закрепить у школьниц интерес к изучаемому материалу помогут советы учителя сделать сюрприз своим близким: приготовить еду, красиво сервировать стол, подарить к празднику какую-либо изготовленную своими руками вещь. При этом учителю следует обращать особое внимание на трудоемкость того или иного изделия. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.Как правило, на уроках технологии учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях, а в альбомах наклеивают образцы и выполняют чертежи. Вот некоторые рекомендации на этот счет. Новые темы, термины надо записывать на доске. В тетрадях выделять их цветом или подчеркивать, чтобы можно было при необходимости быстро найти. Записывать только главное - коротко и четко. Слежу за тем, чтобы при выполнении чертежей учащиеся пользовались линейкой и циркулем.При изучении раздела "Рукоделие" девочки с удовольствием впитывают все знания, приобретают навыки. Работы детей настолько хороши, что вызывают восторг и восхищение. Мне нравиться самой заниматься с девочками различными видами рукоделия. Я вижу огонек в их глазах, вижу, как им хочется закончить начатую работу, и благодарю Бога, который дал мне Дар - обучать детей.Стараюсь постоянно самообразовываться, ищу новое: плетение бисером, бумагокручение (квиллинг), сколько нового, интересного можно сделать своими руками. Изготовление картин из теста. Необычно, но, сколько можно проявить умений, фантазию и творчество.При изучении раздела "Рукоделие" я не навязываю им, какое выбирать изделие. У девочек есть выбор. Они могут рассчитывать на свои силы. Выбрать работу на "3", но сделать ее на "5". Или выбрать на "5", но сделать на "3".Девочки сами подходили и выбирали понравившиеся изделие. Это ли не творчество - Я сама.На уроках по кулинарии трудностей не бывает. Здесь я учу девочек правильно и красиво сервировать стол, вкусно готовить, приобщаю к национальным блюдам.С 5 класса стараюсь приучить девочек правильно оформлять блюдо, подходить творчески к любой работе.Пример: при изучении темы "Виды бутербродов". Можно сделать бутерброд, просто нарезав хлеб и намазав сливочным маслом, но можно сделать по-другому.Работая в 5 классах, я стараюсь увлечь детей делать красивые вещи. Хотя не сразу виден хороший результат, но, прививая, учу трудолюбию. В 6 классе виден результат целого года работы, и работать уже легче. Девочки понимают, чего от них хочу я, и стараются выполнять работы аккуратно, проявляют свое мастерство и фантазию в оформлении изделия.На уроках по изготовлению швейных изделий, разрешаю ученицам выбрать модель изделия по желанию. Например, в 6 классе - все шьют фартук с квадратными деталями, т.к. их обрабатывать легче, но есть дети, которые желают изменить форму фартука. Вот это первый шаг к творчеству. А к 9 классу эти девочки будут шить платья сложных фасонов, не испытывая трудности в изготовлении изделия.Я никогда не навязываю детям, какую модель они будут шить. Они выбирают сами, хотя я объясняю, что технология изготовления этого изделия сложнее. Они отвечают: "Я смогу".В 2007 году впервые ввела в 5 классах систему опорных конспектов при изготовлении изделия. Качество знаний при этом не ухудшилось, а даже улучшилось. Во-первых, девочки правильно применяют терминологию; во-вторых, развивается мышление вырабатывается технически правильная речь; в-третьих, осуществляется систематический самоконтроль.Хотя, конечно, на первых порах было просто автоматическое заучивание опорных конспектов. Но этот эксперимент я буду продолжать до 9 класса. Результаты будут, я думаю, впереди.В 7 - 9 классе девочки выполняют самостоятельный проект. Ученицы работают по индивидуальным планам, пользуясь инструкционно-технологическими картами. Я добиваюсь, чтобы все изделия были выполнены с хорошим и отличным качеством. Все изделия девочки оставляют в школе. Это результат их работы и моей. Чему смогла я их научить.Почти по каждому разделу предусмотрено проведение итоговых уроков для повторения, закрепления и систематизации знаний и умений. Это способствует поддержанию интереса к изучаемому материалу.При изучении раздела "Конструирование и моделирование изделия" пользуемся при построении чертежа условными обозначениями и опорными конспектами. Девочки меньше испытывают трудности при расчете и построении чертежей.Главной целью обучения в образовательной области "Технология" является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности. Ребята должны овладеть основами рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умение применять их при реализации собственной продукции и услуг. Поэтому учителя технологии должны обучать учащихся оформлять объекты труда с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства, давать знания и развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.Все эти задачи ребенок реализует в творческом проекте. Вот уже третий год я с девочками изучаю проектный метод. После анкетирования среди 7-х классов видно, что девочки заинтересовались проектным методом. Выполняют интересные работы, проявляют творческие способности при изучении тем. И моей целью на уроках является приблизить учащихся к акту творения. Ведь подлинное творчество расцветает там, где есть влечение, привязанность и страсть к делу. Я пришла к выводу, что, все-таки, 2/3 части детей - творческие дети. Стоит их только вовремя развивать и чем раньше, тем лучше. Творческий проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося.На занятия по швейному делу, кулинарии имеются широкие возможности для использования проблемности. Это обусловлено тем, что изготовление швейных и кулинарных изделий требует творческого подхода.Проблемные ситуации возникают и во время конструирования и моделирования изделий, когда из системы имеющихся знаний нужно выбрать необходимые. Например, при описании модели платья, автор предлагает клетчатую ткань, а девочка хочет выполнить эту модель из полосатой ткани. Возникает ряд вопросов. Можно ли заменить предложенную модель тканью в полоску? Как разместить фасонные линии на платье? Какие элементы платья изменить? Как расположить рисунок на ткани? Девочки должны самостоятельно найти ответы и аргументировать их. Вот вам и еще один элемент творчества и самостоятельности.Опыт показывает, что по окончании 9 класса учащиеся вполне самостоятельно выполняют работы по моделированию, конструированию, пошиву изделий, вышиванию и вязанию. Если мои ученицы, заканчивая обучение, сожалеют, что больше не будут приходить ко мне в мастерскую, то и мой труд не пропал даром.Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. А чтобы труд был радостным и творческим, надо зажечь хотя бы одну свечу в темноте, и, тогда "Свеча зажжет огни".