"Развитие познавательных способностей и логического мышления на занятиях по развитию речи"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие познавательных способностей и логического мышления на занятиях по развитию речи"
Автор: Федотушкина Светлана Александровна
Мастер-класс для педагогов ДОО «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников»Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии, повышение профессионального мастерства.Задачи: 1. Познакомить педагогов с образовательной технологией «экологический геокешинг»;2. Апробировать образовательную технологию в практической деятельности.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Форма организации: подгрупповая.Материалы, оборудование и инструменты: мультимедийное оборудование, 6пазлов-фрагментов карты, иллюстрации: следы животных леса, животные леса, лекарственные растения, загадки, вопросы к заданиям, тексты проблемных ситуаций, буклеты для педагогов «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников».Ход мастер-класса:1 часть «Теоретическая»— Добрый день, уважаемые коллеги!Тема мастер-класса, который я вам представлю: «Экологический геокешинг».По условиям реализации ФГОС ДО от воспитателя требуется подготовить совершенно новое поколение: здоровое, активное, думающее, любознательное. Важно, чтобы ребенок проявлял любознательность, задавал вопросы взрослым и сверстникам, пытался самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; умел наблюдать, экспериментировать. Необходимо развивать воображение, которое реализовалось бы в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Для этого педагоги стараются внедрять в образовательный процесс новые технологии. Одной из таких инновационных технологий, направленных на всестороннее развитие личности, является технология геокешинга.Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник), получается – «поиск тайника в земле». В России геокешинг появился в 2002 году. Первые энтузиасты заложили «тайник» в Московской области и уже через год игра разрослась до 100 «тайников».Мы с детства знакомы с этой технологией. Все играли в «Зарницу». Путеводителем по маршруту для детей может быть волшебный клубок, карта, карточки с подсказками и метками. В конце игры детей ждет сюрпризный момент — клад. Эта технология, помогает ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество.Геокешинг – это эффективный способ узнать много интересного, познавательного о родном крае, уметь действовать в различных жизненных ситуациях.Суть технологии – организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Данную технологию можно использовать не только на прогулке, но и в любых режимных моментах. Дети с удовольствием справляются с задачей по поиску «клада».В ходе геокешинга дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, учатся правилам безопасного поведения в природе, узнают много интересного, познавательного о родном крае, о данной местности. Вместе со взрослым дети любуются природой, наблюдают за изменениями в разное время года. Ребенок прислушивается к звукам природы, всматривается в ее образы, а окружающий мир открывает свои кладовые и помогает малышу развить любознательность, наблюдательность и творчество. Систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением элементов технологии геокешинга, способствует развитию начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивает экологическое мышление, творческие способности, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети с удовольствием общаются с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.Рекомендуется применять этот вид игры, начиная со средней группы.Экологический геокешинг обладает характерными особенностями и включает в себя:1. Наличие команды игроков. 2. Наличие чётко оговариваемых правил: к цели нужно идти четко по подсказкам, пропускать нельзя. Иначе не достичь главной цели – клада.3. Участники сами выбирают способ, при помощи которого они будут решать поставленную задачу.4. Игроки – команда. Каждый имеет право на свое мнение.5. Итог – неожиданный приз, приятный для всех.Методика проведения элементов геокешинга включает в себя 4 этапа:1 этап – предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОО или другого объекта, находящегося на территории (за территорией учреждения). Также на этом этапе с детьми проводятся игры занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.2 этап – подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.3 этап – проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.4 этап – презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.Я вам предлагаю поиграть в игру «Экологический геокешинг на тему «По лесным тропинкам».2 часть «Практическая»Ведущий: Для игры приглашаю 7 неравнодушных к экологическим проблемам педагогов.— Мы с вами превращаемся в любознательных детей подготовительной к школе группы и поучаствуем в экологическом геокешинге. «Неожиданно раздается звук входящего смс сообщения на телефоне ведущего.Ведущий: «Мне на телефон пришло смс сообщение, но от кого оно, я не знаю. (Читает участникам текст смс сообщения). «Здравствуйте уважаемые участники игры! Я знаю, что вы очень любите природу и много знаете о ней. Я решил пригласить вас к себе в гости и приготовил для вас подарок. Предлагаю поиграть в увлекательную игру – геокешинг (туристическая игра на ориентирование на местности). А чтобы узнать, куда я вас приглашаю, и кто я, а также, чтобы бы попасть на начальную точку поиска, вам необходимо выполнить первое задание – отгадать загадку.Здесь ручей, журча, течет,Солнце спину не печет,Тень прохладу обещает,И меня к себе влечет.Между елочек иду,Может, здесь грибы найду.Только спрятались маслятаМухоморы на виду.Вижу белку на суку,Слышу близкое «ку-ку».Еж калачиком свернулся,Отдыхает на боку.Показался и исчез –Я подумал: леший, бес…Он всегда загадок полный –Заповедный, что же?….Ведущий: Вы догадались, куда мы отправляемся? (В лес), а кто же нас приглашает в гости? Старичок Лесовичок. Правильно, а вот и первая подсказка.(Участники игры получают фрагмент карты с местом обозначения – елка, возле входа в детский сад. Ведущий вместе с педагогами идут к обозначенному месту. Под елью участников встречает Старичок Лесовичок).Старичок Лесовичок: Я рад, что вы приняли мое приглашение отправиться в гости. Я спрятал клад на территории детского сада, давайте его найдем. Для этого вам надо преодолеть препятствия и выполнить много трудных заданий. За каждое выполненное задание вы будете получать подсказку пазл — фрагмент карты, по которой будете передвигаться по территории. Если вы соберете все пазлы, и правильно их соедините, то сможете узнать место, где находится мой тайник с подарком для вас. Впереди вас ждет несколько остановок, на каждой из которых вам предстоит выполнить задание. А я буду наблюдать как вы выполняете мои задания.Станция «Станция следопытов»Ведущий: На этой станции вы покажите, как вы умеете читать следы. Посмотрите на рисунок следа и определите какому животному они принадлежат, вы должны выбрать правильный ответ, за который и получите пазл-фрагмент карты.(После выполнения задания участники получают пазл-фрагмент карты, и по нему двигаются к обозначенному месту).Станция «Экологические задачи»Ведущий: На этой станции за выполнение заданий получите 1 пазл-фрагмент карты. Найдите неправильные действия героев в следующих историях, всё ли верно или нет?— Грибник нашел один боровик, а весь мох вокруг разрыл, выискивая мелкие грибы? Он правильно сделал?— Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес. Костя набрал целую корзинку боровиков, а Миша корзинку мухоморов. «Зачем ты собрал мухоморы?» – удивился Костя. «Что бы другие не отравились.» – ответил Миша.— Сережа залез в ласточкино гнездо. «Зачем?» – спросили его. «Интересно!» – ответил Сережа.— Девочка Маша приехала в лес со своей семьей. В лесу было просто замечательно.Ярко светило солнце, пели птицы. Молодые деревца радовали глаз. «Красота!» – сказал Машин папа, вытащил из машины магнитофон и громко включил музыку. «Чтобы весело было! – сказал он.Старший брат решил развести костер, взял топор и принялся рубить молодую березку. «Березовые ветки хорошо горят! – сказал он.Машина мама расстелила на земле скатерть и начала распаковывать продукты. Бумагу, пакеты и банки она аккуратно свернула и выбросила подальше. «Чтобы было чисто!» – сказала мама. Маша тем временем гуляла неподалеку. Увидев незатейливые лесные цветы, девочка решила собрать букет. Но стебельки не ломались, и Маше пришлось выдергивать их с корнем. «Ничего» – подумала Маша, — «Папа потом обрежет их ножиком». Время пролетело незаметно. Костер сам по себе начал гаснуть. Отдохнувшая семья отправилась домой.(После выполнения задания участники получают пазл-фрагмент карты, и по нему двигаются к обозначенному месту).Станция «Вопросы Старичка Лесовичка»Ведущий: На этой станции вы должны ответить на вопросы, если ответите на все вопросы получите 1пазл-фрагмент карты.1. Почему в лесу нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена)2. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (замазать глиной рану)3. Главный враг леса. (пожар)4. Почему опасен пожар в лесу?5. Кто чаще всего виноват в возникновении пожаров в лесу?6. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)7. Может ли гриб съесть дерево? (Гриб-трутовик превращает дерево в труху)8. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Птицам трудно находить корм под снегом)9. Пользу или вред приносят синицы зимой? (Синицы зимой разыскивают в коре деревьев спрятавшихся там насекомых, их личинки и яйца, и поедают их.)10. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают много вредных насекомых)11. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Они являются кормом и лекарством для многих животных)12. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы)13. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы)14. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери)15. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).16. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук)17. У кого на сучке кладовая? (У белки)18. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)19. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока)(После выполнения задания участники получают пазл-фрагмент карты, и по нему двигаются к обозначенному месту)Станция «Лесная аптека»Старичок Лесовичок: Отгадаете мои загадки о лекарственных растениях, которые произрастают в лесу и покажете их на картинках, тогда получите 1 пазл — фрагмент карты.Растет зеленою стеной,Ее обходят стороной,Колючая и злая дива.А как зовут траву? (Крапива)Он сорняк, он цветок,От болезни мне помог.Как присяду на диванчик,Вспомню желтый… (Одуванчик)Неприметна среди трав,У нее спокойный нрав.Кто полезностью гордится? —Ароматная… (Душица)Если что-то заболит,Даже зверь не устоит.С какой же травкой пить настой?С чудо-травкой… (Зверобой)Вкусен чай и ароматен,С ней он легок и приятен:Листочки сорваны, помяты.Что ты вдыхаешь?-Запах… (Мяты)Ранки, ссадины излечишь,Сорвешь листочек осторожно.Кто нас излечит? (Подорожник) (После выполнения задания участники получают пазл-фрагмент карты, и по нему двигаются к обозначенному месту).Станция «Жалобная книга»Ведущий: На этой станции вы должны рассмотреть 3 жалобы от животных и определить от какого животного эта жалоба, за все верные ответ получите 1пазл-фрагмент карты.К Вам поступили жалобы от животных. Давайте ознакомимся с ними и решим, верно, ли поступает человек.Жалоба №1.Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.— Кто это? (Жаба)— Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.Жалоба №2Ох и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».— Кто это? (Сова)— Сова с 1946 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.Жалоба №3Мы сосем кровь человека. Из-за нас люди не могут нормально работать и отдыхать. От нашего тоненького голоса многие люди начинают чесаться».— Кто это? (Комары)— Но все же комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются некоторые жуки, пауки, птицы и даже летучие мыши.(После выполнения задания участники получают пазл-фрагмент карты, и по нему двигаются к обозначенному месту).Станция «Удивительных превращений»Ведущий: На этой станции проверим знание сказок и произведений литературы. За выполнение задания на этой станции получите 1 пазл – фрагмент карты.В кого превращались:1. Князь Гвидон из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»?(В комара, муху, шмеля)2. Великан- людоед из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»? (Во льва, мышь)3. Одиннадцать братьев- принцев из сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»?(В лебедей)4. Курица Чернушка из повести А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»? (В человечка)5. Чудовище из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек»? (В принца)6. Петя Зубов – герой сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»? (В старика)7. Айога из нанайской сказки «Айога»? (В гусыню)8. Гадкий утенок из сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий Утенок»? (В лебедя)9. Два брата из сказки Е. Шварца «Два клена»? (В клены)10. Лягушонок из сказки братьев Гримм «Король- лягушонок»? (В королевича)11. Багдадский калиф Хахид, герой сказки В. Гауфа «Калиф-аист»? (В аиста)(После выполнения задания участники получают пазл-фрагмент карты, и по нему двигаются к обозначенному месту – в музыкальный зал).Ведущий: Предлагаю вам соединить все пазлы-фрагменты карты, чтобы узнать, где находится клад.(Участники находят клад – в нем памятки на тему «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников»).Ведущий: Ну а мы с вами возвращаемся из нашего путешествия. Подведем итоги мастер-класса. Прошу вас, как участников, поделиться своими впечатлениями.Сейчас я предлагаю вам оценить сегодняшнюю работу мастер-классаПеред вами «градусник» выберите температуру для себя по шкале, по которой определяется значение семинара: