Конспект открытого итогового музыкального занятия для детей старшей дошкольной группы «Ложки – деревянные, резные, звонкие да расписные!»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого итогового музыкального занятия для детей старшей дошкольной группы «Ложки – деревянные, резные, звонкие да расписные!»
Автор: Гусева Ульяна Сергеевна

Конспект открытогоитоговогомузыкального занятия для детей старшей дошкольной группы

детского сада №393

Педагог дополнительного образования МОУ Дворца творчества Гусева Ульяна Сергеевна

Датапроведения26.04.2024 г.

Место проведения:МОУ Детский сад №393

Тема: «Ложки – деревянные, резные, звонкие да расписные!»

Цель: Развивать музыкальность детей: тонкость и чуткость тембрового слуха, чувство ритма, координированность, согласованность при игрена ложках и в музыкальном движении.

Задачи: (образовательные, развивающие, воспитательные)

- Познакомить детей с новым приемами игры на ложках.

- Развивать творческие способности.

- Воспитывать музыкальную, речевую, двигательную и общую культуру.

- Создавать условия для комплексной интеграции детей, приобретения чувственно - интеллектуального и эстетического опыта.

- Расширять общий кругозор детей.

Использовалась интеграция пяти образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие

-познавательноеразвитие

-речевое развитие

-художественно-эстетическое развитие

-физическое развитие

Оборудование: музыкальный центр

Ход занятия:

Организационный момент.Дети входят в группу, где фоном звучит русская народная песня «Ах, вы сени»

Воспитатель:Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, гости желанные!

Милости просим!

Сюрпризный момент

Педагог:(держит в руках корзинку накрытую платком, где находятся ложки разного размера и из разного материала) 

- Ребята! Вижу вам очень интересно узнать, что лежит в этой корзинке? А это вы узнаете, отгадав загадку:

По моей тарелочке лодочка плывет.

Лодочку с едою отправляю в рот… (Ложка)

Выправильно отгадали загадку.

Мне нужны два помощника, чтобы разложить на столе всё, что находится в корзине.

    Рассматривание, обследовательские действия

- Для чего ложки нужны людям?

- Какие ложки вы знаете? (столовая, десертная, чайная)

- Разложите ложкив одну линию по размеру, начиная от самой большой, и заканчивая самой маленькой! (дети выполняют задание)

- Из каких частей состоит любая ложка? (ручка-черенок и черпак)

- Чем различаются ложки, лежащие на столе, друг от друга? (размером, материалом, назначением)

- Разложите ложки в зависимости от материала, из которого они сделаны.

(дети выполняют задание, раскладывают ложки на три группы – деревянные, пластмассовые, металлические)

Естественно- научная деятельность.

- Из чего сделаны ложки, которыми мы сейчас кушаем? (Из металла). А раньше ложки вырезались из дерева. И ели такими ложками все, от простого народа до царей. А потом кто-то заметил, что ложками не только есть удобно, руки не пачкаются, но они и звучат красиво.

И стали использовать ложки не только для еды, но и для игры. Так, стала деревянная ложка - народным инструментом.

А вы знаете, кто были первые исполнители на народных инструментах? А кто такие скоморохи? (ответы детей)

Правильно, это бродячие музыканты. Они пели песни, играли намузыкальных инструментах, танцевали, развлекали простых людей (показ картинки на магнитной доске со скоморохом)

Знакомство с новыми приёмами игры на ложках. Сколько разных приёмов игры на ложках придумал русский народ! Примечательно то, что специальных нотных записей для исполнения на ложках, конечно, не было, поэтому искусство игры на них зависело от фантазии исполнителей. Так из поколения в поколение накапливался своеобразный игровой опыт - различные способы и приёмы игры на этом самобытном народном инструменте. 

Приемы игры на ложках:

1. «Игра двумя ложками» Черенки ложек находятся в обеих руках. Черпаки тыльными сторонами обращены друг к другу. Существуют две разновидности этого приема:

1) черпачки двигаются навстречу друг другу

2) одна ложка находитсяперед собой, а удар производится другой ложкой сверху.

2. «Скользящие удары ложки о ложку» Ударяют тыльными сторонами о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

3. «Игра двумя ложками в одной руке»Ложки держат в правой руке, Между черенками ложек находится указательный палец. Большой палец сверху. Черпаки ложек тыльными сторонами обращены друг к другу. Расстояние между ними один, два сантиметра. Определяют места удара: ладонь, бедро правой ноги чутьвыше колена, бедро левой ноги, удар по плечу. Все эти ударные точки могут чередоваться между собой.

Закрепление приёмов игры на ложках  

Педагог: А сейчас, я предлагаю вам всем вместе создать большой оркестр ложкарей! Я буду показывать приём игры, а выего исполнять. Всем хорошо известна русская народная песня «Светит месяц». Сейчас мы все вместе будем играть на ложках. Слушайте музыку, и друг друга. И, всё у нас получится! (Дети осваивают новые приёмы игры на ложках под мелодию русской народной песни «Светит месяц»)

Расписные наши ложки, веселее, чем гармошки!

Как начнём на них играть, так и хочется плясать!

Дети исполняют танец «Ложки-поварешки

Педагог:Вот видите, ребята, как мы вместе и дружно играем на ложках! Деревянные ложки самый лучший сувенир,который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. Пусть ваш дом будет - полная чаша, а ложка - кормилица ваша!

Продуктивная деятельность

Педагог:Ребята, посмотрите на свои ложки. Какая роспись на них?(хохломская роспись, из села Хохлома)Какая форма у ложек? (круглая)

Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор? (ветки с ягодами, завитки, травка)Какие замечательные ложки изготовил мастер!

А давайте споем песню про нашу расписную ложку?

Песня«Расписная ложка»

А вы хотите превратиться в таких мастеров? (дети: да!) Сегодня вы будете художниками-мастерами. Вам предстоит нарисовать хохломской узор на ложках. Для того чтобы ложечки получились нарядными и красивыми, нужно каждому «мастеру» очень-очень этого захотеть!

(Дети проходят в группу, садятся за рабочие столы, где разложены заготовки ложек. Дети расписывают ложки хохломским узором. В аудиозаписи звучит русская народная мелодия.По окончании работы ложки вывешивают на стенде)

Педагог: Ребята,вы все очень постарались! Спасибо вам за нарядные, расписные, чудесные, хохломские ложки! Теперь будут все ими любоваться! До свидания!