"Развитие творческих способностей у обучающихся с ОВЗ""


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие творческих способностей у обучающихся с ОВЗ""
Автор: Людмила Александровна Трянина

Развитие творческих способностей на уроках трудового обучения.ЦЕЛЬ: Через внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности развить творческие способности.Как известно, творчество- это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, которому предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков.Способности- это психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков.Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к воплощению новых идей. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?Урочная деятельность.В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы: различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов об истории развития различных наук, о жизни и творчестве великих ученых, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков к ответам, задачам, сочинениям, сказкам.На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.Внеурочная деятельность.Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах - эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.Чем же для нас привлекательна эта форма работы:
  • Во – первых, привлекательность для детей и учителей участия в менее традиционных видов деятельности, нежели урок.
  • Во – вторых, ребенок является активным участником педагогического процесса.
  • В третьих, праздничные мероприятия – это совместная деятельность педагогов и учащихся, это творческий процесс, увлекающий как одних, так и других.
  • Кружки в школе - как одна из форм развития творческих способностей учащихся.Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если имеет только к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.Эти слова Л.Н.Толстого относятся ко всем учителям. Учительство – это состояние души, это жизнь. Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках художественного труда. Этот процесс длительный, по этому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно.Нет детей без таланта. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.Уроки трудового обучения - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает ученикам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наше время, когда у родителей не хватает время посидеть со своим ребенком, научить или передать ему свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детейСегодня, опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психологические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей и д.т. Занятия по трудам позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников, нравственных качеств личности, развитию способностей, воспитанию трудолюбия.Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрения. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу. Учитель труда призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.Закрепить у учащихся интерес к изучаемому материалу помогут советы учителя. Сделать сюрприз своим близким: приготовить еду, красиво сервировать стол, подарить к празднику какую- либо изготовленную своими руками вещь, при этом учителю следует обращать особое внимание на трудоемкость того или иного изделия.Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.тест на определение уровня творческого потенциала учащихся.Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.Инструкция: выбери один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:А) да;Б) нет, он и так достаточно хорош;В) да, но только кое в чем.2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:А) да, в большинстве случаев;Б) нет;В) да, в некоторых случаях.3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете.А) да;Б) да, при благоприятных обстоятельствах;В) лишь в некоторой степени.4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что- то принципиально изменить:А) да, наверняка;Б) это мало вероятно;В) возможно.5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:А) да;Б) часто думаете, что не сумеете;В) да, часто.6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:А) да, неизвестное вас привлекает;Б) неизвестное вас не интересует;В) все зависит от характера этого дела.7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:А) да;Б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;В) да, но только если вам это нравиться.8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нем все:А) да;Б) нет, вы хотите научиться только самому основному;В) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.9. Когда вы терпите неудачу, то:А) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;Б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;В) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.10. По – вашему, профессию надо выбирать, исходя из:А) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;Б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;В) преимуществ, которые она обеспечит.11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?А) да;Б) нет, боитесь сбиться с пути;В) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:А) да, без труда;Б) всего вспомнить не можете;В) запоминаете только то, что вас интересует.13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значение:А) да, без затруднений;Б) да, если это слово легко запомнить;В) повторите, но не совсем правильно.14. В свободное время предпочитаете:А) оставаться наедине, поразмыслить;Б) находиться в компании;В) вам безразлично, будите ли вы один или в компании.15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:А) дело закончено и кажется вам отлично выполнено;Б) вы более- менее довольны;В) вам еще не все удалось сделать.16. Когда вы один:А) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;Б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;В) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станните думать о ней:А) независимо от того, где и с кем вы находитесь;Б) вы можете делать это только наедине;В) только там, где будет не слишком шумно.18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:А) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;Б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;В) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.Ключ к тестовому заданию.Подсчитайте очки, которые вы набрали таким образом:
  • За ответ «а» - 3 очка;
  • За ответ «б» - 1;
  • За ответ «в» -2.
  • Результат:
  • Вопросы 1, 6, 7, 8-й- определяют границы вашей любознательности;
  • Вопросы 2,3,4,5-й -веру в себя;
  • Вопросы 9 и 15-й -постоянство; вопрос 10- й- амбициозность; вопросы 12 и 13- й «слуховую память»; вопрос 11-й – зрительную память; вопрос 14-й – ваше стремление быть независимым; вопросы 16 и 17-й – способность абстрагироваться; вопрос18-й – степень сосредоточенности.
  • Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков кажет уровень вашего творческого потенциала.49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.23 и мене очков. Ваш творческий потенциал, увы невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.Список используемой литературы:
  • Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.
  • Каневец О.Ф Технология: Тетрадь для учащихся 5,6,7, классов- Саратов.
  • Касьянов В.П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.
  • Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно - деятельностные технологии обучения.