"Цикл занятий по постановке и автоматизации звука Ш"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Цикл занятий по постановке и автоматизации звука Ш"
Автор: Колесник Татьяна Владимировна
Методическая разработка на тему:Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда .Путешествие в страну Правильной речи.Подготовила учитель-логопедКолесник Т.В. «Игра для школьников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. КрупскаяОсобое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей школьного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре школьники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у детей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка. Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов. Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста;2.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы. Оборудование: ноутбук, экран, мультимедиа, мяч, магнитная доска, картинки, с изображением разных предметов, настольная игра «Ходилка», интерактивные игры «Мерсибо». Ход мастер-класса-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас на мастер-класс «Использование современных игровых технологий по развитию речи в работе учителя – логопеда .»Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в определении путей повышения эффективности процесса, путем внедрения игровых технологий.Активное применение игровых технологий на логопедических занятиях позволяет организовать коррекционную работу в соответствии с требованиями ФГОС. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. Цель дидактических (обучающих) игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Основными функциями дидактических игр являются: формирование устойчивого интереса к учению; формирование психических новообразований; формирование общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы; формирование собственно учебной деятельности; а также навыков самоконтроля и самооценки.Сегодня я покажу вам, как организовать игровую деятельность детей с нарушениями речи. Крикните громко и хором, друзья,Помочь откажетесь мне? (нет или да)Деток вы любите? Да или нет?Пришли вы на мастер-класс,Сил совсем нет,Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)Я вас понимаю….Как быть господа?Проблемы детей решать нужно нам? (Да)Дайте мне тогда ответПомочь откажетесь мне? (Нет)Последнее спрошу у вас я:Активными все будете? (нет или да)Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы отправляемся в путешествие по стране Правильное речи. (звон колокольчика)А поедем мы на паровозике. Проходите, присаживайтесь. (В стороне стоят стулья – имитация паровозика) На поезде мы можем поехать только в том случае, если купим билеты. Вот самые настоящие билеты на наш поезд. Возьмите их и найдите своё место в вагонах.( Берут билеты, смотрят звук, указанный в нём, и находят картинку, приклеенную к стульчику, которая начинается на этот звук, занимают места в двух вагонах.) Повторяем движения за мной!Едет-едет паровоз - (вращаем кулачки обеих рук во внутр. сторону)Слышен громкий стук колёс. (стучим кулачками друг об друга)К морю он везёт ребят - (сжимаем разжимаем кулачки)Дети парами сидят: (разжимаем кулачки, поворачиваем ладошки друг к другу)Гоша с Антошей(складываем большие пальцы рук)Нина с Полиной (указательные)Миша с Аришей (средние) Саша с Наташей (безымянные)Яша с Дуняшей (мизинцы)Паровоз вперёд летит - (вытянули руки со сложенными пальцами вперёд)Всем счастливого пути! (разъединили пальцы, помахали ладошками)Приехали. Остановка «Словечкино», выходите.И здесь нас ждет словесная игра «Цепочка слов» (на закрепление ранее пройденного материала. Игровые задачи: Упражнять в дифференциации изученных звуков.)Вставайте в полукруг.(беру мяч)Я называю первое слово «зима» и передаю мяч 1 ребёнку. Ребенок придумывает слово на последний звук и передают мяч следующему ребёнку по кругу (например, «зима» - «арбуз» и так далее).Молодцы. Наше путешествие продолжается, садимся в паровозик, едем дальше.Приехали. Остановка «Искалкино»(На столах разложены по четыре картинки, с изображением разных предметов)Проходите, присаживайтесь за столы.Из 4 слов найдите лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:1 стол: слон - стол - сумка - карандаш 2 стол: книга - кошка - портфель - компас3 стол: обруч - тетрадь - ослик - облако4 стол: утка - улитка - ухо - собака5 стол: лук - лиса - рак – ландышОстановка «Загадкино»А сейчас попробуем отгадать, какое же слово зашифровано в синквейне.В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять строк»; это стихотворение, которое требует синтеза информации в кратких выражениях.1 строка: Кто? Что? (1 существительное) – тема синквейна;2 строка: Какой? (2 прилагательных) – раскрывает тему;3 строка: Что делает? (3 глагола) – описывает действия;4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов) – целая фраза;5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 существительное) – слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, личное отношение.Попробуем все вместе! По теме нашей встречи.Предполагаемые ответы1 строка: существительноеИгра2 строка: какая?Интересная, словесная, настольная, интерактивная3 строка: что делает?Обучает, развивает, помогает4 строка: что вы думаете о теме?Актуальное направление работы (используется в детском саду)5 строка: новое словоИнновация (развитие)Молодцы! Отправляемся дальше. Посмотрите впереди озеро, надо нам переправиться на другой берег.Дыхательная гимнастика «Кораблик»"Кораблик"Оборудование: бумажный кораблик, контейнер с водой.Пустить в контейнер с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку: Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до другого берега нас перевези.Следующая станция «Грамотейка»Слова бывают короткие, а бывают длинные. Как же их отличить? Как их можно измерить? Чем? Линейкой?Измерить длиннющее слово –Да это проще простого!Сколько слогов в нём, надо узнать –Хлопать в ладоши пора начинать!Давайте покажем: как это, хлопая в ладоши, измерять слова?(Организуется игра «Собери игрушки по количеству слогов»)Посмотрите сколько игрушек. Первый вагон будет собирать игрушки, названия которых состоят из одного слога, а второй вагон – игрушки, названия которых состоят из двух слогов, а третий вагон –из трех слогов.. Раз, два, три, начни!(Подходим к столу, и выбираем только нужную игрушку. После окончания игры вместе проверяем, правильно ли выбрали себе игрушки, исправляют ошибки)Поиграли, отправляемся дальше.Остановка «Играйкино».Сейчас поиграем в электронные игры (база интерактивных игр «Мерсибо»)Присаживайтесь на стульчики. (обращаю внимание на интерактивную доску)Игра «Меткий стрелок». (В этой игре развивается речевое внимание и умение производить звуковой анализ слова.) вы должны выбрать ту картинку, в которой нет заданного звука. Для этого стрелок называет картинки, а вы выбираете, в какую из них надо целиться. (Дети выходят по очереди и с помощью электронного маркера выбирают правильный ответ)«Находчивая буква». (Игра на определение места согласного звука в слове.) Я выбираю букву в настройках и начинаем игру. Где находится звук в этом слове: в начале, в середине или в конце? (Ребенок называет слово, анализирует и выбирает правильную схему.)Молодцы!Наше путешествие по стране Правильной речи подходит к концу и нам нужно возвращаться обратно. Поехали!Музыкальное задание: Железновы «Паровозик». - Вам понравилось путешествие?- Да!ИтогУважаемые коллеги, как вы считаете, какие игры самые полезные, универсальные?Предполагаемые ответы:Все игры полезны и нужны в работе учителя-логопеда.Систематическое, многоплановое использование игр, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.Спасибо за внимание!