Наставничество, как технология интенсивного развития личности педагога в системе дополнительного образования детей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Наставничество, как технология интенсивного развития личности педагога в системе дополнительного образования детей
Автор: Сапьянова Анна Андреевна

Тема. Наставничество, как технология интенсивного развития личности педагога в системе дополнительного образования детей.Процессы модернизации дополнительного образования требуют активного включения эффективных механизмов, обеспечивающих высокий уровень подготовки квалифицированных кадров. В этой связи вопрос наставничества вновь стал актуальным. Во Дворце творчества детей и молодежи Красноармейского района Волгограда 18 апреля 2022 года педагогическим советом принято положение о системе наставничества для педагогических работников. Целью является - реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых специалистов в педагогической профессии. Система наставничества педагогических работников помогает решать следующие задачи:- содействовать созданию в образовательной организации психологически комфортной образовательной среды; - оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников; - содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых педагогов; - оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности в МОУ Дворец творчества, ознакомление с традициями и укладом жизни учреждения, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей; и другие задачи…В работе применяются разнообразные формы наставничества, сегодня мне хотелось бы остановиться на одной из основных традиционных форм «педагог педагог».Так, например в 2022-2023 учебном году я являлась наставником молодого педагога Валерии Сергеевны Р. Для Валерии Сергеевны это первый опыт работы в образовательной организации и поэтому основными задачами было ввести в профессию педагога, помочь адаптироваться в данном учреждении, наладить позитивные отношения с коллегами, учащимися и родителями учащихся, а также не потерять интерес к профессии в виду ведения множества педагогической документации.В мои обязанности входило оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего педагога был разработан ряд мероприятий, который включал:
  • составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
  • индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста;
  • подбор методических рекомендаций для организации работы;
  • осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
  • анализ результатов работы.
  • Валерия Сергеевна музыкант, специальность «хоровое дирижирование». Было принято решение о создании творческого детского объединения художественной направленности для детей младшего школьного возраста Вокальный ансамбль «Фантазеры». Работа молодого педагога началась со знакомства с программой дополнительного образования «Звуков мир чудесный». Проводились консультации и беседы по реализации данной программы, о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста. Валерия Сергеевна получила задание составить календарно-учебный график в соответствии с содержанием данной программы и прекрасно справилась с заданием.Отдельным этапом работы был набор детей в объединение. Мы вместе осуществляли запись, проводя индивидуальные беседы с родителями детей. На этом этапе Валерия Сергеевна проявила себя очень сдержанным, воспитанным и тактичным человеком, что очень важно для профессии педагога. Проводились консультации по планированию первых занятий, этапах и времени проведения занятий. Валерия Сергеевна также была приглашена на занятия, проводимые опытными коллегами. Очень интересующийся и талантливый молодой педагог сразу сформулировала для себя ряд вопросов и проблем, на которые опытные коллеги с удовольствием дали свои рекомендации.В декабре Валерия Сергеевна в рамках мониторинга «Воспитательная работа в объединениях» подготовила открытое занятие «Новый год шагает по планете», где в игровой форме познакомила детей с традициями празднования нового года в разных странах. Совместно с Валерией Сергеевной мы поработали над планом открытого занятия, которое получилось очень веселым и музыкальным.Молодой педагог подбирает для разучивания с детьми очень интересный музыкальный материал: «Говорят» (Ю.Антонов - М.Пляцковский),Посетив занятие Вокального ансамбля «Фантазеры», я предложила Валерии Сергеевне принять участие в районном конкурсе вокалистов в рамках городского фестиваля детского художественного творчества «Калейдоскоп детских фантазий». Очень ответственно педагог подошел к подготовке и репетициям. Весной 2023 года учащиеся вокального ансамбля получили первое место в районном конкурсе, и перешли в следующий тур. Показав свой творческий номер на городском этапе конкурса, который проходил в Городском детско-юношеском центре, ребята стали призерами и заняли второе место в своей номинации и возрастной категории. В мае 2023 года Вокальный ансамбль «Фантазеры» успешно принял участие в отчетном концерте Дворца творчества детей и молодежи. В конце учебного года Валерия Сергеевна подготовила методическую разработку «Аннотация хорового произведения», которая успешно прошла проверку и получила одобрение на сайте Учебного центра «Инфоурок». По окончании учебного года мы подготовили портфолио достижений педагога Валерии Сергеевны Р.Было волнение, сомнения и страхи, но совместными усилиями мы справились с задачей и показали очень плодотворную работу.Конечно же, есть ещё на чем работать, над правильностью заполнения журналов, над распределением времени на занятии, но есть самое главное - жажда творчества и желание работать с детьми. Я горжусь своей наставляемой и теми успехами, которые ей удалось достичь в этом учебном году.Передача опыта из поколения в поколение есть основа человеческого существования. Так было всегда. Нам нужно лишь искать современные формы и подходы для решения соответствующих задач, удовлетворяющие новому времени.Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Педагогом.