«Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
Автор: Князева Лилия Владимировна

Конспект мастер-класса для родителей «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»Цель: создать условия для повышения компетентности и опыта родителей в подготовке детей к школе.Задачи:
  • Познакомить родителей с играми, развивающими у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю.
  • Развивать коммуникативные умения родителей, навыков взаимодействия с ребенком - будущим школьником.
  • Способствовать сближению взрослых и детей в процессе выполнения заданий и игр.
  • Ход мастер-класса:Вводная частьСкоро наши дети из дошколят превратятся в школьников. Игра сменится на учёбу. Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.К большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе.Основная частьХочется развеять неправильное мнение об игре. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры.-Что такое замысел игры?В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал.-Как Вы понимаете, что такое творческий потенциал?Очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый.Самостоятельность, активность, саморегуляция поведения и действий - важнейшие черты мотивированной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника.Выготский Л. С. подчёркивал, что личность ребёнка формируют четыре фактора: наследственность, обучение и воспитание, среда и активность самого ребёнка. В игре благоприятно соблюдены все, три внешних фактора, поскольку игра активизирует процесс деятельности ребёнка. Обучение и воспитание приобретает форму сотрудничества и партнёрской деятельности с родителем. Игровая среда, мотивирует ребёнка к деятельности, также способствует развитию ребёнка. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители.Сегодня я хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к школе.Упражнение на развитие произвольного внимания:Еще до начала обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания – интересного и неинтересного.«Корректурная проба».Ребенок просматривает строчки и как можно быстрее зачёркивает разными способами три разных элемента: домик - поперечной чертой, мяч – вертикальной, звездочку – крестиком. Фиксируется время выполнения задания. Дети 6-7 лет должны справиться с заданием за 2-3 минуты«Графический диктант». (выявляет уровень произвольности)Важным показателем сформированности восприятия ребёнка является умение ориентироваться в пространстве. Пространственная ориентировка важна не только в математике, но и при обучении письму, чтению и т.д.Перед проведением графического диктанта подготовьте всё необходимое: лист в клетку, карандаш, ластик (чтобы можно было исправить ошибки, которых на первых порах точно не избежать). Задания для диктанта вы можете придумывать самостоятельно, а можете купить специальные рабочие тетради или скачать и распечатать графические диктанты из интернета.Сначала сами посмотрите задание. Когда убедитесь, что вам всё понятно, приглашайте ребёнка поиграть в новую игру.Убедитесь, что ребёнок сел правильно, с ровной спинкой, правильно взял в руки карандаш. Эти моменты нужно обязательно держать под контролем всякий раз, когда вы проводите для своего дошкольника развивающие занятия в домашних условиях. Напомните ребенку, где правая сторона, где левая.Сейчас мы с вами выполним графический диктант, но прежде. Чем начать надо пальчики размять.«Дружные пальчики»Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний "идут" по другой руке).Эти - любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга, шурша).Эти - тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)А большой с мизинцем братцемМогут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца). Проводится графический диктант «Кот».«Пространство».Задание для всех родителей: Покажи правую, левую руку, ногу, правое, левое ухо и т.д..Возьмем 5 игрушек (например, куклу, зайчика, мишку, уточку, лису), лист бумаги в клеточку.(выполняют 1-2 человека): на столе расположите игрушки следующим образом: в центре – мишка, справа – уточку, слева – заяц, впереди – кукла, сзади – лиса, и просят ответить на вопросы: Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка стоит позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?Задание для всех родителей: Нарисуйте на листе бумаги в клетку в центре - круг, слева – квадрат, выше круга – треугольник, ниже – прямоугольник, над треугольником – два маленьких кружка, под прямоугольником – маленький кружок.«Классификации предметов».У данного упражнения есть несколько вариантов, мы рассмотрим один.Цель: расширение кругозора, увеличение словарного запаса; развитие и тренировка операции классификации на невербальном и вербальном уровне, речи.Игра с мячом.По команде «Начали!» необходимо последовательно называть предметы на заданную тему. По команде «Стоп!» ответы прекращаются.Темы: Цветы, Деревья, Одежда, Растения, Мебель, Времена года, Дни недели, Месяца, Посуда, Игрушки, Овощи, Фрукты, Транспорт, Продукты питания, Домашние животные, Дикие животные, Школьные принадлежности и т.д. К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Оно не является ведущим у дошкольника, однако определенного уровня развития должно достичь к концу дошкольного возраста. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребёнка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, классификация, способность рассуждать.«Логика».Ребёнок отвечает на вопросы:Какое из животных больше – лошадь или собака?Утром люди завтракают, а вечером?Днем на улице светло, а ночью?Небо голубое, а трава?Почему когда идёт поезд, опускают шлагбаум?Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака – это?Для чего автомобилю нужны тормоза?Для чего люди занимаются спортом?Ребенок 6-7 лет должен правильно ответить примерно на 15 из 20 подобных вопросов.Предлагаю вашему вниманию упражнение «Школьное будущее моего ребенка». Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, любой ответ, а как правило, то что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни.• В школе мой ребенок будет…• Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…• Когда ребенок пойдет в первый класс…• Я думаю, что школа для моего ребенка…Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.Рефлексия «Все у меня в руках»А теперь подведем итоги нашей сегодняшней встречи.Предлагаю на листе бумаги обвести свою руку. Впишите внутри контура свои ответы на вопросы, которые я вам задам.- Больше всего мне понравилось…- В дальнейшем я буду использовать…- Здесь я сегодня узнал (а) нового…- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …- Неожиданным для меня сегодня было…Никогда не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека, и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши: внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.Большое спасибо всем. Благодарю вас за участие.Родителям раздаются памятки по проведению графического диктанта и их примеры.