Использование нейродорожек в работе педагога-дефектолога
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование нейродорожек в работе педагога-дефектолога
Автор: Румянцева Ирина Юрьевна
Педагог дополнительного образования, учитель-логопед,учитель начальных классовРумянцева Ирина ЮрьевнаИП Румянцева И.Ю.Методическая разработка учителя-дефектолога на тему :" Использование нейродорожек в работе педагога-дефектолога "Нейродорожки являются основным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Головной мозг состоит из правого и левого полушарий. Правое полушарие мозга человека отвечает за творческое мышление. Эти люди более чувствительны, а также склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений. Левое полушарие отвечает за логическое мышление. Ведущая его роль означает наличия у человека более сильных аналитических способностей, а также лингвистических наклонностей.Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное эмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят – это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам.Нейропсихологические упражнения (нейроигры) являют собой эффективную методику, позволяющую помочь детям при нескольких видах нарушений. На своих логопедичеких занятиях я использую нейродорожки, яркие, красочные и еще с такими дорожками можно использовать сказочных героев, которых дети могут взять в руки и научиться развивать мелкую моторику, описать игрушку, с помощью которой проводят по дорожкам.Дополнительно используются артикуляционные упражнения с пользой для межполушарных связей.«Часики» и «Качели» с пальчиком.Язычок подружился с пальчиком и следует за ним.Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него.Язычок подружился с глазками и они гуляют вместе.Упражнения с ватной палочкой.Выполнять все сразу очень сложно:1.Захват ватной палочки.2. Удержание артикуляционной позы.3. Кинезиопозирование.1) Поднятие кончика языка к верхней губе, удержание палочки + кинезио.2) Ватная палочка находится на языке + кинезио.3) Ватная палочка укладывается под язык, кончик языка стремится к подбородку + кинезио.4) Палочка укладывается под язык, язык упирается в нижние резцы+кинезио.5) Палочка помещается в положение губ «Дудочка», щеки попеременно наполняются воздухом и спускают его.Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия -межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается память, внимание, речь.«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно. При этом можно это делать вместе с автоматизацией звуков.«Симметричные рисунки или двуручное рисование» (зеркальное). Ребенок берет в каждую руку по фломастеру и одновременно обводит одинаковые рисунки, при этом называя вслух эти рисунки. Например, картинки на звук Р – для автоматизации в начале, в конце слова, дифференциацию Р-Л.; также звуки Ш, С, Ж, З. Также игра «Картинки-половинки» (соединяем двумя фломастерами в правой и левой руке картинку на автоматизируемый звук).Всем известное упражнение: «Кулак-ребро-ладошка». Можно применять в заучивании скороговорок, стихов. (Бра-бро-бру-бры…, Ехал Грека через реку…).Игры с мячом. 1) Одной рукой ребенок бросает мяч, другой - ловит. Использую для развития грамматического строя речи: «Один-много», «Антонимы», «Назови ласково». 2) Отбиваем, подбрасываем мяч правой или левой рукой. «Живое-неживое», «Летает-не летает» - отбивать мяч правой рукой на звук Ш, на звук Ж – левой. 3) Проговариваем скороговорку, перебрасывая мяч из руки в руку на каждое слово.Использование нейродорожек для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука, слогов или слов. Направлены на развитие координации, формирование содружественных движений двумя руками. Составляется ритмический ряд (или используется готовый). Используется фишки или карточки с картинками (ребенок, цветы, машина, животные, птицы).Развитие фонематического слуха и моторики обеих рук. Приготовим два стаканчика разного цвета, твердые камни (будут обозначать твердый звук) и мягкие помпоны (мягкий звук). И далее дифференцируем твердые, мягкие звуки.Игры с прищепками, пирамидками поп ит и др., делаем все одновременно двумя руками, для автоматизации звуков. Применение нейродорожек в работе логопеда помогает активизировать мыслительную деятельность: позволяет улучшить у детей память, внимание, речь, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, а также усилить способность к произвольному контролю, использование нейроигр и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений. Благодарю за внимание!