Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Автор: Семенова Татьяна Ильинична

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Чёрный Ключ муници-пального района Клявлинский Самарской области ©Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школеª Семенова Татьяна Ильинична, учитель начальных классов высшей квалификационной категории с. Чёрный Ключ Статья на тему ©Приёмы формирования функциональной грамотно-сти на уроках литературного чтения в начальной школеª Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться. Э.Тоффлер Первостепенная задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы каждый ученик начальной школы овладел прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, вырази-тельность. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется ©Проверка техники чтенияª. При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам ©способ чтенияª, ©темп чтенияª, ©правильность чтенияª, ©выразительностьª, а пара-метр ©осознанность чтенияª рассматривали на самом последнем месте, т.е. пер-востепенной считалась техническая сторона чтения. В современном обществе умение школьников читать не должно сводить-ся лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового по-коления заставляют нас по-новому взглянуть на само определение слова ©чте-ниеª. Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно со-вершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятель-ности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её. Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием ©грамотностьª, появилось понятие ©функциональная грамотностьª. Что же такое ©функциональная грамотностьª? Функциональная грамот-ность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках рус-ского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на раз-витие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных клас-сах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Каковы же критерии функционально грамотной личности? Какими ка-чествами должен обладать младший школьник? Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адапта-ция. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со сто-роны, оценить свою работу. Как же включить всех учащихся класса в осмысленную, продук-тивную, мотивированную деятельность? Как сформировать ©функционально грамотную личностьª? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько метапред-метные и личностные, что полностью соответствует новому стандарту. Это за-лог успешной адаптации в обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных дей-ствий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государствен-ном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется ©…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразованияª. Уроки литературного чтения являются базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов зада-чи развития младшего школьника. Надеюсь, что представленный мной материал вызовет интерес и будет использован на уроках литературного чтения для формирования читательской грамотности младших школьников. За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом: I этап. Работа с текстом до чтения. II этап. Работа с текстом во время чтения. III этап. Работа с текстом после чтения. Приёмы для формирования функциональной грамотности I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает в себя: -постановку цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирова-ние навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению; -определение характера текста: сплошные тексты (без визуальных изоб-ражений),несплошные тексты (с визуальными изображениями); -просмотр заголовка текста; -предположение о цели его написания, т.е. замысел автора. Наиболее распространенные приемы: ©Глоссарийª Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, кото-рые могут быть связаны с текстом. Закончив чтения текста, дети возвращаются к данным словам (это будет уже после текстовая стратегия), смотрят на значение и употребление слов, ис-пользуемых в тексте. ©Ориентиры предвосхищенияª Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отно-шения к теме текста. Учащимся предлагаются суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащи-еся объясняют, почему это произошло (после текстовая стратегия) ©Рассечение вопросаª Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Ученикам предлагаю прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте. ©Верите ли вы, что…ª Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать инфор-мацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предла-гаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и по-сле знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением? Верите ли вы, что главным героем будет мальчик? Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения пред-полагать, предвосхищать содержание текста. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. 1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чте-ние- слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответ-ствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностя-ми учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации пер-вичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 2.Перечитывание текста. Медленное ©вдумчивоеª повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточ-няющего вопроса к каждой смысловой части. 3.Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необ-ходимости) к отдельным фрагментам текста. Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (ис-толкования, оценки). Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и дока-зываются в процессе чтения. К приёмам текстовой деятельности относятся (во время чтения): ©Чтение про себя с вопросамиª Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой отвечает. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают. ©Чтение с остановкамиª Цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка. ©Чтение про себя с пометкамиª Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический ана-лиз. Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными науч-ными текстами. Учащиеся при чтении делают пометки: понял, не понял, надо обсудить. ©Ключевые словаª. Это наиболее важные слова в тексте. ©Восстанови текстª (развивает логическое мышление). ©Пирамидная историяª (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения) ©Дерево предсказанийª Использовать после первой или второй остановки приём ©чтения со сто-помª при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адре-сованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами. Прием ©Мозговой штурмª позволяет активизировать младших школь-ников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы по-дошли к данной сказке, и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами - логически – поисковое задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки. Использование этих и других приёмов помогает: -научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его це-лостный смысл; -находить в тексте требуемую информацию; -выделять не только главную, но и второстепенную информацию; -читать внимательно и вдумчиво. 3 этап. Работа с текстом после чтения. Это: 1.Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Об-ращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 3.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания) Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с ав-торским замыслом. Приёмы после текстовой деятельности: ©Тайм-аутª Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе. Чтение первой части текста. Работа в парах. Дети задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на об-суждение всей группы после завершения работы с текстом. ©Вопросы после текстаª Классификация вопросов, известная под названием ©Таксономия вопросовª, предполагает баланс между группами вопросов к: фактической информации текста, изложенной вербально; подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте; концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста. К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом тек-ста. ©Написание творческих работª хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать аналог сказки, продолжение. ©Создание диафильмаª На уроках литературного чтения предлагаю ученикам иллюстрирование изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые ча-сти, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах. ©Крестики-ноликиª. Этот прием предполагает два вида работы: Работа проводится в парах: один ученик ©крестикª, а другой ©ноликª. После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домаш-него задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков. У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице ©хª, если не согласен – ©0ª. Предлагаю использовать ещё следующие приёмы работы: Приём – ©Чтение с остановкамиª Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пой-дёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спо-койного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргу-менты оказались несостоятельными. Приём ©Синквейнª В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах. Приём ©Работа с вопросникомª применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на соб-ственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фрон-тальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. Приём ©Знаю, узнал, хочу узнатьª Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на ста-дии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети само-стоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим прие-мом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа ©Хочу узнатьª дает по-вод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. Приём ©Уголкиª можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс де-лится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных ка-честв героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Приём ©Написание творческих работª хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Эта работа выполняется детьми, в зависи-мости от их уровня развития. Например, детям предлагается написать аналог сказки. Подготовка к составлению сказки. Заполнение таблицы - Прочитайте вопросы в таблице. Как вы думаете, что поможет сделать таблица? (Сочинить сказку). Придумай свою сказку, заполни таблицу. - О каком герое будете сочинять сказку? Запишите в таблицу рядом с первым вопросом. Самостоятельное заполнение всей таблицы. Кто герой сказки? Какой он? ………………………………………………………… ……………………………………………………….... Что может делать? ………………………………………………………… ……………………………………………………….... Что не может делать? ………………………………………………………… ……………………………………………………….... О чём мечтал? ………………………………………………………… ……………………………………………………….... Кому и как помог? ………………………………………………………… ……………………………………………………….... Кем был спасён? ………………………………………………………… ……………………………………………………….... Задание 3: составить небольшие сказки по заглавию ©Мальчик – Снего-викª, ©Стеклянный человечекª, ©Пластилиновый человечекª, ©Мальчик-Фантикª, ©Девочка – Хрустальная туфелькаª Приём ©Создание викториныª После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – ©знатокаª, а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие). Приём ©Логическая цепочкаª После прочтения текста учащимся предлагается построить события в ло-гической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе тек-стов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения. Приём ©Тонкие и толстые вопросыª Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов 1) Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? 2) Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…? Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание. ©Древо мудростиª: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дере-ву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают во-прос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки. Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры. Образовательные достижения по повышению читательской грамот-ности школьников представляют собой: 1) личностные результаты – сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствова-ние читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование разви-вающего круга чтения; 2) метапредметные результаты – умение эффективно использовать различные источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности; 3) предметные результаты - уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др. ЗАКЛЮЧЕНИЕ При использовании на уроках литературы указанных форм и методов ра-боты у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия ©читательская грамотностьª. В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого про-цесса. Тогда он уверенно может сказать: ©Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое самиª ( И.Г. Песталоцци). Список литературы: 1.Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Про-свещение, 1997. 2. 3. 4. Долгополова Р.Г. Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим досту-па: 5. Валиева Д.Ф. Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: 6. Ерош О.А. Современные приемы формирования функциональной гра-мотности младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: