Программа кружка
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа кружка
Автор: Тендентник Марина Николаевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЯЛУТОРОВСКА «ДЕТСКИЙ САД №9» Дополнительная ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ общеразвивающая программа «Бумажки»направленность: социально-гуманитарнаяУровень программы: стартовыйВозраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации: 1 годАвтор-разработчик:Тендентник Марина НиколаевнаВоспитательЯлуторовск 2023Содержание Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программыПояснительная запискаНормативной базой для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бумажки» являются:Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждениипорядкаорганизациииосуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказомМинистерствапросвещения РФ от 09.11.2018 №196;Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ; Санитарные правила СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждены 28.09.2020 №28;Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018г. №16);Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ министерства просвещения РФ от 3.09.2019 № 467);Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Патриотическое воспитание» и др.;Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажки» (далее – Программа) художественной направленности, стартового уровня дает возможность познакомить детей с плетением из бумажной лозы как видом декоративно-прикладного творчества, а также развить ручную умелость. Программа направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, на удовлетворение их потребностей в интеллектуальном и художественно-эстетическом развитии. А также программа направлена на экологическое развитие детей, т.к. дети понимают, что из использованной бумаги можно создавать красивые и практичные вещи, которые могут быть полезны в быту.Актуальность программы обусловлена тем, что часто современные дети имеют трудности в концентрации внимания, неусидчивы, проявляют признаки гиперактивности. Плетение - вид работы, который способствует развитию произвольности поведения и саморегуляции. Развитие этих качеств актуально для старших дошкольников при поступлении в школу. Кроме того, уже давно доказана взаимосвязь развития мелкой моторики рук и интеллекта. Даже простейшая работа руками требует внимания и заставляет ребенка думать. Чем сложнее ручная работа, тем больше развивается мозговая активность. Дети приобретают навыки работы в коллективе, учатся выслушивать и воспринимать чужую точку зренияНовизна программы заключается в приобщении детей к художественному и ручному труду, а также в том, что материалы для изготовления поделок легко найти, т.к. газеты и журналы есть в любом доме. Поэтому ребенок с легкостью может закрепить полученные навыки в домашних условиях и вместе с родителями сделать своими руками предметы декора и подарки своим близким. Технология плетения из бумажной лозы доступна для понимания и освоения старшими дошкольниками. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что изготовление поделок из бумажной лозы учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения, способствует развитию мелкой моторики пальцев, требует от ребенка внимания, усидчивости и терпения. Даже самые простые работы заставляют ребенка думать нестандартно и творчески.Программа предполагает не только овладениями элементарными приемами техники плетения из бумаги как художественного способа конструирования, а также получения и использования готовых изделий для эстетического оформления интерьеров. Программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет.Категория обучающихся. Работа осуществляется в группе детей седьмого года жизни (6-7 лет). Количество детей соответствует списочному составу группы.Срок реализации программы.Программа рассчитана на 1 год обучения, общее количество часов в год составляет 36 часов.Форма и режим занятийФорма обучения – очная.Режим занятий: 1 занятие в неделю по 30 минут (в соответствии с Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28).Программа включает практические занятия. Теоретические занятия по программе не предусмотрены. Формы и методы организации деятельности ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности детей 6-7 лет.Формы работы: творческие занятия, продуктивная деятельность.Методы: игровые, наглядные, словесные, практические. Формы контроля освоения программы:- выставки поделок в детском саду, участие в конкурсах и выставках различного уровня, использование готовых изделий в игровых ситуациях и интерьере группы и комнаты дома, изготовление подарков родным и близким.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫЦель: изготовление поделок из бумажной лозы. Задачи:Формировать представления детей об истории плетения, как о части истории народных промыслов.Формировать умения скручивать трубочки из газетной и гофрированной бумаги.Освоить базовую технику плетения из бумажных трубочек.Освоить технику изготовления предметов из гофротрубочек.Воспитывать произвольность поведения и навыки саморегуляции.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ(ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ)Планируемые результаты соответствуют задачам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:ребенок самостоятельно может подготовить бумагу для лозы необходимого размера.может самостоятельно изготовить бумажную лозу (трубочку из бумаги).самостоятельно скручивает трубочку из гофрированной бумаги.владеет базовой техникой плетения из бумажной лозы. владеет техникой создания простых поделок из гофротрубочек.самостоятельно может создавать изделия из бумажной лозы.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫУЧЕБНЫЙ ПЛАНсодержание учебного планаРаздел 1. «Осень, осень, в гости просим!»Теория. Знакомить с приемами плетение из бумажной лозы. Обогатить представления детей о предметах ближайшего окружения; Развивать воображение.Практика. Развивать представления о свойствах бумаги: мнется, намокает, рвется и т.д. Формировать умения разрезать бумагу на полоски. Познакомить детей со способами окрашивания бумаги. Формировать умения скручивать бумажные трубочки. Совершенствовать умение устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы.Раздел 2. Гофротрубочки – это классно!Теория. Формировать представления о гофрированной бумаге. Практика. Развивать умение скручивать гофротрубочки; формировать умение плести гофротрубочек; создать условия для знакомства детей с новым видом творчества.Раздел 3. «Здравствуй, зимушка – зима»Теория. Продолжить формировать умение плетения из бумажной лозы. Обогатить представления детей о предметах ближайшего окружения; Развивать воображение.Практика. Формировать умения красить бумажные трубочки; развивать умение скручивать трубочки из гофрированной бумаги; Формировать умение плести из гофротрубочек. Обогатить представления детей о предметах ближайшего окружения; Раздел 4. «Наша армия сильна»Теория. Развивать отзывчивость, слуховые представления;Практика. Формировать умение плести самолетик из бумажных трубочек; формировать умение изготавливать солдатика из бумажной втулки и гофротрубочек.Раздел 5. «Весна-красна»Теория. Расширить знания детей о предметах быта, которые мы используем; Создать предметы – подарки к весенним праздникам.Практика. Развивать умение скручивать колечки из бумажных трубочек. Показать, как можно из колечек сделать вазочку; формировать умение плести котика в технике простого плетения; развивать умение оплетать бумажную втулку гофротрубочками; развивать умение оплетать бумажную основу гофротрубочкамиРаздел 5. «Май встречай – праздники отмечай!»Теория. Создать условия для составления подбора материалов для плетения задуманного.Практика. Формировать умение плести гвоздики из гофротрубочек; развивать навыки плетения из бумажной лозы. Формировать умение плести сову из бумажных трубочек; развивать умение скручивать гофротрубочки. Формировать умения сплести фиалку из трубочек и втулки.Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условийКАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИКПродолжительность учебной недели: понедельник-пятница.Продолжительность учебного года: начало учебных занятий – с 1 сентября учебного года, окончание учебных занятий – 31 мая учебного годаПраздничные нерабочие дни: общегосударственные праздничные дниДополнительные дни отдыха - государственные праздники.Данная программа рассчитана на 1 год обучения детей. Количество недель в учебном году: 36 недель.Занятия проводятся по пятницам во вторую половину дня с 16.10 до 16:40Режим занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня по 30 минут.Форма организации – групповаяУСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫМатериально-технические условия реализации программыЗанятия проводятся в групповом помещении.Для реализации программы имеются демонстрационный и раздаточный материал. Демонстрационный материал – изделия из бумажной лозы и гофротрубочек, иллюстрации с готовыми изделиями.Раздаточный материал - гофрированная бумага, газетная бумага, краски (пищевые, гуашь), кисточки, клей, ножницы, палочки для накручивания бумаги.Методическое обеспечение - описание изготовления поделок и разработанные мастер-классы по ссылкам:группа в социальной сети «ВК» «МК Пустельга» ;страница пользователя в социальной сети «Яндекс дзен» «Спицы. Ножницы. Бумага» Формы аттестации и оценочные материалыМониторинг по дополнительной образовательной программе «Бумажки» проводится в апреле на основе наблюдения.Показатели усвоения программы:Умение подготовить бумагу для изготовления трубочек (лозы).Самостоятельное изготовление бумажной лозы.Самостоятельное изготовление гофротрубочек.Владение базовыми техниками плетения из бумажной лозыВладение техникой изготовления предметов из гофротрубочек.Умение самостоятельно изготовить поделки из бумажной лозы и гофротрубочек. Результаты диагностики заносятся в таблицу.Оценка результатов освоения программыУровни сформированности показателей развития:СформированВ стадии формированияНе сформированПоказатель сформирован (достаточный уровень) - говорит о том, что ребенок самостоятельно может подготовить бумагу для поделок, скрутить трубочки и выполнить работу в известной ему технике плетения.Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) - есть некоторые трудности: ребенок выполняет работу при напоминании педагогом последовательности техники плетения бумажных трубочек, нужна помощь в изготовлении поделки. Ждет одобрения и подсказки взрослого.Показатель не сформирован (недостаточный уровень) - не проявляется ни в одной из ситуаций, ребенок не может самостоятельно подготовить бумагу для плетения. При скручивании трубочек требуется помощь взрослого. Не усвоил базовые техники плетения. Не может самостоятельно сделать поделку из трубочекОценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения программы. Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бумажная трубочка». МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫМетоды обучения:словесный (рассказ, объяснение)наглядный (демонстрация готовых изделий, схемы изготовления поделок, показ плетения, выставки готовых работ) практический (выполнение детьми упражнений)игровой (игры с готовыми изделиями, пальчиковые игры на расслабление и отдых).Усвоение материала контролируется при помощи наблюдения за детской продуктивной деятельностью, правильностью плетения в соответствии с инструкцией, активностью и эмоциональной включенностью детей в практическую деятельность. Осуществляется анализ детских работ. Дети проводят рефлексию собственной деятельности.Формы организации образовательного процесса - групповая, индивидуально-групповая.Формы организации учебного занятия - совместная образовательная деятельность, практические упражнения. Итоговое (контрольное) занятие проводится в виде выставки готовых изделий. В работе с детьми используются технология игровой деятельности, личностно-ориентированные технологии.Структура занятия:Показ и анализ готового изделияПодготовка необходимых материалов.Составление и обсуждение плана работы.Выполнение работы.Рефлексия В работе по программе используются пальчиковые игры, игры на развитие психических процессов, решение проблемных ситуаций, игры с готовыми изделиями.Дидактический материал к занятию подбирается и систематизируется в соответствии учебно-тематическим планом, возрастными особенностями и уровнем развития детей.Рабочая программа воспитанияРабочая программа воспитания реализуется в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бумажки» и является её компонентом. Структура Программы воспитания включает цель и особенности организуемого воспитательного процесса, формы и содержание деятельности, планируемые результаты и формы их проявления.Цель программы: формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.Формы и содержание деятельностиПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯПланируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания представлены в виде целевых ориентиров как обобщенных портретов ребенка концу раннего и дошкольного возрастов.В детском саду не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры ОП ДО не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».Календарный план воспитательной работыпо Дооп «БУМАЖКИ»Список литературыгруппа в социальной сети «ВК» «МК Пустельга» ;2.страница пользователя в социальной сети «Яндекс дзен» «Спицы. Ножницы. Бумага» Приложение 1КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ«БУМАЖКИ»Список используемой литературы:Академия Плетения by AnnaFireArt. Бумажная лоза. Начало. Мастерская Анны Бабенковой МК Пустельга PLETY - Мастерская Анны Бабенковой Спицы Ножницы Бумага.