Конспект занятия по теме самообразования на тему : " Такие разные ткани"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по теме самообразования на тему : " Такие разные ткани"
Автор: Беляевских Ирина Юрьевна

«Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани»»(По теме самообразования)Воспитатель: Беляевских Ирина Юрьевна.Программное содержание: закрепить у детей знания о происхождении тканей, рассказать о разных видах тканей и одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей (способность пропускать воздух и возможность стирать, гладить, мять).Материал: образцы тканей: ситец, льняная и капроновая ткани, драп, болонья, шёлк, бумажная кукла, наряды для куклы из бумаги. Иллюстрации (лён, поле хлопчатника, веточки хлопчатника с раскрытыми коробочками).Предшествующая работа: чтение сказки «Иголочка», о тутовом шелкопряде, чтение сказки. А. Коновалова «Волшебная коробочка», рассматривание образцов тканей.                                               ХодВоспитательСегодня утром. Почтальон принёс нам письмо от детей из детского сада "Сказки". Они прислали нам в подарок любимую куклу Таню и красивую одежду для неё. Кукла Таня модница. У неё много нарядов: платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка. Как вы думаете, зачем Тане так много одежды?Высказывания детейНарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник. Тёплые вещи нужны для того. Чтобы гулять на улице - зимой в шубе. А осенью в пальто.Как вы думаете, хорошо иметь много одежды? Почему?Можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду одеваться по - разному. Воспитатель; а я считаю, что иметь слишком много одежды тоже плохо, много тратится денег на лишнюю одежду, её негде хранить, она занимает много места, из неё быстро дети вырастают.А зачем люди носят одежду?Чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.Воспитатель; из чего шьют одежду! И приглашаю вас в лабораторию, где мы побеседуем об о тканях, рассмотрим ткани и проведем опыты.Дети проходят за столы. Перед вами образцы тканей, найдите среди них льняную ткань. Вспомните, из чего делают эту ткань?Рассказ ребёнка. Когда цветёт лён всё поле в голубых цветочках. Отцветёт лён тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань.Скажите, ребята, а какая ещё особенность есть у льняных тканей?У льняных тканей есть ещё одна особенность. Полотно из толстых льняных нитей называют холстом. На нём художники пишут свои картины масляными красками, а масло, на котором замешены краски, выжимают из семян льна.Скажите, что шьют из льняных тканей?Скатерти, полотенца, постельное бельё, летнюю одежду.Молодцы, правильно. Теперь рассмотрим хлопчатобумажную ткань-ситец и сравним её с льняной тканью. Чем они отличаются?Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань.Вспомните, что вы знаете о выращивании хлопчатника.Рассказ ребёнка. Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато - уборочный комбайн. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити.А что делают из семян хлопчатника?Семена тоже идут в дело. Из них выжимают хлопковое масло, да и сам хлопок мы имеем благодаря семенам, потому что волоконца хлопка это волоски на семенах хлопчатника.Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты.Правильно. Ещё в одежде из хлопчатобумажной ткани тело дышит. Посмотрите на этот коврик (показываю 2 бумажных коврика). Представьте, что это ткань. Полоски это нити. Между ними остаются дырочки, а так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а дышит.Рассматривание драпа. Какой он на ощупь? Толстый, мягкий. Что можно сшить из драпа? Тёплую юбку, пальто, курткуТёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.ОпытРебята, положите перед собой ситец, драп и лён. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями? Эти ткани промокли. Если эти ткани посушить, что с ними произойдёт? Они не изменятся, не расползутся как бумага, их можно стирать, гладить и они останутся такими же какими были.Рассматривание шёлка. Какой он? Блестящий, гладкий. Кто же даёт нам шёлковые нити? Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку. Гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеницаопутывае5 себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику.Физминутка.Начинается разминка.Встали, выровняли спинки, вправо влево наклонилисьИ ещё раз повторилиА теперь рывки руками выполняем вместе с вамиРуки вверх и руки внизТы давай ка не ленись. На одной ноге стоюА другую подогнуА теперь попеременно буду поднимать колениОтдохнули, посвежели. За столы тихонько сели.Опыт; намочите образцы из шёлка и капрона. Что с ними произошло? Шёлк намокает. А с капроновой ленты капельки скатываются, она плохо впитывает влагу. Рассмотрим ткань болонью. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. Какую одежду можно сшить из болоньи? Куртки, штаны, сумки, зонты. Как вы думаете, хорошо ли тело дышит в такой одежде? Плохо. Почему? Она не намокает и её не продувает ветер. Правильно, сейчас мы с вами в этом убедимся. Подойдите к моему столу.Опыт с зонтиком. Полейте воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдёт. Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи.Давайте повторим новые слова: болонья, непромокаемая, воздухонепроницаемая. А ткани из хлопка и льна наоборот - водопроницаемые, они хорошо впитывают влагу.Воспитатель: Давайте сравним бумагу и ткань. Сомните их, а теперь разгладьте. Что вы можете сказать? Бумага сильно мнётся, плохо расправляется, а ткань, если прогладить утюгом, она станет такой же как и была. Теперь попробуйте порвать бумагу и ткань. Ткань прочная, а бумага нет. Намочите бумагу и ткань, выжмите и расправьте. Что вы видите? Бумага размокает и рвётся, а мокрую ткань можно высушить.Воспитатель:обратите внимание. Наряды у куклы Тани бумажные, можно ли носить такую одежду?Такую одежду носить нельзя, она не прочная, нужно шить одежду из ткани. Что нужно сначала сделать с тканью, прежде чем сшить одежду? Раскроить, вырезать детали одежды, затем их сшить.Молодцы!Рефлексия. Чем мы с вами занимались ? Сравнивали ткани. Какие слова узнали? (Болонья, водонепроницаемая, непромокаемая, ткани из хлопка и льна водопроницаемые, хорошо впитывают влагу)Вот видите, какие разные бывают ткани: одни гладкие, другие ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие. Из тканей шьют одежду.