"Формирование экологической культуры младших школьников через организацию урочной и внеурочной деятельности""
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование экологической культуры младших школьников через организацию урочной и внеурочной деятельности""
Автор: Толебаева Жаслана Николаевна
ОТЧЕТ ПО ТВОРЧЕСКОЙ ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ТОЛЕБАЕВОЙ Ж.Н ЗА 2023-2024 УЧ.ГОДЛюбовь к природе – великое чувство. Она помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Чтобы научиться любить природу, мы, взрослые, должны с самого раннего детства прививать детям сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней.Младшим школьникам свойственна доброта и любознательность, но им не хватает опыта и знаний. Поэтому считаю одной из важнейших задач в начальной школе - экологическое воспитание учащихся. Поэтому тема моей творческой работы определяется как «Формирование экологической культуры младших школьников через организацию урочной и внеурочной деятельности».Мой опыт показывает, что дети младшего школьного возраста без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Эффективность экологического образования определяется умелым сочетанием разнообразных видов деятельности. Внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе призваны все учебные предметы начальной школы.Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и технологии. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать её. На уроках русского языка используем тексты упражнений и диктантов о природе. Математика создает условия для умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природе и социальном окружении. Текстовые задачи открывают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. Математические раскраски – это комплексные задания, в которых необходимо выполнить математические действия, выбрать цвет для раскрашивания, который зависит от результата действий. В них изображаются как редкие, так и часто встречающиеся растения и животные. Ребята с ними могут работать как самостоятельно, так и в группах. Экологические сказки. «Сказка может быть использована для того, чтобы предложить ребенку способы решения конкретной проблемы». Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. К тому же экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.Благоприятно подавать сведения с опорой на этно-экологию. Издавна, бытующие в народе экологические ценности формируются в строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. На уроках литературного чтения читаем очень много рассказов и стихотворений о природе, дети заучивают загадки, поговорки, пословицы. И приятно слышать, когда дети говорят, что любят читать стихи и рассказы о природе.Одним из залогов успешного экологического воспитания младших школьников является игра. Экологические игры способствуют организации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Играя, дети всегда стремятся вперёд. Различные головоломки, шарады, ребусы, игры – это путь к познанию детей самих себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Природная любознательность, повышенная эмоциональная чуткость, интерес к игровой деятельности младших школьников способствуют успешному выполнению задач экологического воспитания. Продолжением и расширением своей методической мастерской СЧИТАЮ создание в 2019 году экологического клуба «ЮНЭК», в котором объединяются учащиеся моего класса. Этот год не стал исключением. Девиз: "В наших бережных руках, прекрасен шар земной! Природа создала всех нас, и важен здесь любой!"Цель создания клуба: формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры учащихся основной чертой которой является ответственное отношение к природе.Программа экологического клуба направлена на развитие у ребёнка разносторонних знаний о живой природе, формирование экологической грамотности; воспитание в моральных качеств, необходимых для закрепления убеждений в необходимости бережного отношения к природе, важности приумножения её богатств.Клуб не живёт сам по себе. Он тесно сотрудничает с объектами социальной сферы села. Более подробно мне бы хотелось рассказать о том, как мы сотрудничаем с Национальным парком «Сайлюгемский. Это особо охраняемая территория , целью которого является сохранение и воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу. Мои экоклубовцы принимают самое активное участие в различных экологических мероприятиях, проводимых отделом экологического просвещения парка, такие как экологическая акция, направленная на сохранение лесного и животного фонда, фестивали, экологические марафоны как муниципального так регионального уровней. Одним из направлений деятельности клуба является пропаганда экологических знаний через классные часы, конкурсы рисунков, плакатов, газет, участие в экологических акциях и исследовательских проектах, фестивалях, театрализованных представлениях, Это способствует развитию у детей «ситуации успеха» , фантазии, нестандартного мышления, расширяют их кругозор. Положительной формой работы является помощь волонтёрам, заключающаяся в участии в проведении таких акций, как «Помоги птицам зимой», «Что бы ты изменил в нашем селе?», «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен». Все это дает членам клуба «ЮНЭК» возможность самореализации в рамках клубной и научно-исследовательской деятельности; умение выступить с сообщением или докладом перед аудиторией; развивать исследовательские навыки и умения. Члены клуба являются постоянными участниками районных и муниципальных конкурсов , становятся победителями и призерами. Большую помощь в экологическом воспитании детей оказывают родители. С помощью родителей устраиваем кормушки для зимующих птиц. В работе с родителями мною используются все доступные формы, что бы объяснить им важность экологичекого воспитания детей. Более подробно о жизни нашего экоклуба вы можете ознакомиться на официальном сайте клуба ЮНЭК в социальной сети В контакте. Итогом работы клуба является создание образовательной и воспитывающей среды, которая способствует: Активизации исследовательской деятельности учащихсяПовышению экологической грамотности учащихсяВыявление одаренных детей, создание условий для развития и реализации их способностей Профессиональной самореализации учеников «Дети охотно всегда чем –нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать ,но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.» Я. Коменский. Анализ результатов экологической работы с детьми позволяет сделать вывод об эффективности работы экоклуба «ЮНЭК». Можно отметить положительную динамику уровня экологической воспитанности младших школьников . Следует отметить, наблюдается позитивные изменения знаний учащихся и более активное участие детей в различных мероприятиях экологического направления на различных уровнях – школьном, муниципальном, республиканском, всероссийском. С особым успехом реолизовали трек орленок-эколог в марте месяце текущего года. Более подробно можно ознакомитьмя по ссылке странице в контакте Мониторинг участия обучающихся 2 «В» класса по творческой теме учителя В 2023-2024 уч.год Муниципальный конкурс рисунков «Эколята-защитники природы!» - сертификаты участниковМуниципальный конкурс скворечников «Птичья столовая»Суразова Ванесса и Акымбеков Джафар – лауреаты конкурсаСертификаты участников: Байбатыров А, Семенова Н, Бухарова З, Джанабеков Д, Мирджакифова Д, Сабикенов Р,Сакитова А, Солтанова А, Желкамбаев Н, Кобдабаев А, Куттубаев В, Кыстаубаев Е.Муниципальный XV Экологический фестиваль «Земля снежного барса» Осатаев Мирас – 1 место Суразова Ванесса-1 место Кумашева Медина – 2 местоМирджакифова Диляра – 2 местоЗахариев Санжар – 3 местоКобдабаев Амир-3 местоСабикенов Рамазан-3 местоЗаключение Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих младшего школьника через выбор методов, средств и форм обучения создает фундамент экологической культуры, бережного отношения к природе. Все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту!