Методическая разработка «Играя, развиваем речь»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка «Играя, развиваем речь»
Автор: Федорова Татьяна Петровна

Методическая разработка «Играя, развиваем речь»Воспитатель: Федорова Т.П.Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Правильная, хорошо сформированная речь – это непременное условие готовности к школьному обучению. Следует отметить, что для полноценного развития речи ребёнка необходимо совершенствование и развитие всех компонентов устной речи, таких как: - исправление дефектного звукопроизношения; обогащение словарного запаса; формирование лексико-грамматических категорий языка; развитие связной монологической речи детей. А также некоторых когнетивных компонентов: речевого мышления; воображения; речеслуховой памяти; активного и произвольного внимания. Развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные игры и игровые приемы. Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру». Дидактические игры по развитию речи помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Они дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности. Дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели. Я хочу рассказать о логопедических играх, т. е. играх, направленных на развитие всех компонентов речи, которые можно использовать в совместной деятельности с детьми, как в первой половине дня, так и в вечернее время, как с группой детей, так и индивидуально. Все предложенные игры можно использовать в разных возрастных группах, адаптируя речевой материал и ставя образовательные задачи соответственно возрасту ребёнка. Начнём мы, пожалуй, с самого важного, с того, с чего необходимо начинать развитие речи – это развитие памяти, внимания и мышления. Так как без хорошо развитого слухового внимания невозможен хороший фонематический слух, без хорошо развитых фонематических функций, невозможно иметь хорошо сформированный грамматический строй. Если ребёнок не слышит звуков, он неправильно произносит окончания и поэтому допускает ошибки при согласовании слов в предложении, а также при словоизменении и словообразовании. Таким образом, можно сказать, что все компоненты речи взаимосвязаны, без развития одного невозможно развитие другого. Например, игра «Четвёртый лишний» очень проста и интересна детям, заставляет их концентрировать внимание на предмете, думать и объяснять свой ответ. Можно использовать эту игру для развития как зрительного, так и слухового внимания. В век компьютерных технологий её можно разнообразить, осовременить, озвучить. Для развития мышления, зрительного внимания хорошо использовать логические цепочки или «Продолжи ряд». Их можно применять при изучении любой лексической темы. Можно предложить детям составить свои бусы, цепочку и т. п., при этом развивая ещё и творческое воображение. Нужно использовать лабиринты при изучении любой лексической темы: «Помоги Машеньке добраться до дома» (называем листья, упавшие с деревьев, «Поможем ёжику найти маму» (называем все съедобные грибы, «Помоги гусенице превратиться в бабочку» (называем насекомых) и т. п. Все эти игровые лабиринты помогают закрепить лексический материал. Также игры на развитие внимания, сенсорики и логического мышления: «Найди недостающую фигуру», «Подбери по форме», «Построй по образцу» как и все вышеперечисленные можно использовать и в компьютерном варианте, и с картинками (демонстрационный и раздаточный материал). Их можно также использовать для аппликации. Говоря об игровых упражнениях на развитие просодической стороны речи, т. е. на развитие интонационно-выразительной её окраски необходимо следить за длительностью и плавностью речевого выдоха во время высказываний ребёнка, за тем, чтобы вдох ребёнок делал носом, а выдох ртом, чтобы речь звучала на выдохе. Всё это способствует развитию правильной плавной, спокойной речи ребёнка. При проговаривании и заучивании стихотворений важно соблюдение темпа и ритма речи, интонационной выразительности и чёткости дикции. Логопед занимается коррекцией, а воспитатели контролируют, закрепляют по заданию логопеда те или иные просодические компоненты. Так, например, у детей с ТНР часто нарушено мягкое, напевное произнесение гласных звуков. Для этого хорошо припевать эти звуки, используя упражнения: «Лесенка» с повышением и понижением тона, «Укачиваем куклу», «Поезд», «Поём звук [а], пока летит аист», или «Поём звук [о], пока Оля кружится» и другие. Необходимо использовать игры на развитие дыхания. Например, на развитие длительного плавного выдоха: «Закати мяч в ворота» или «Футбол», «Осенние листочки», «Дождик», «Мыльные пузыри», «Пароходы» и многое другое. На развитие глубокого вдоха: «Узнай по запаху», «Отдохнём» и т. п. Очень важно развивать у детей общую и мелкую моторику, сочетать речь с движением. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль, счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Для развития кисти и пальцев рук подойдут упражнения «Фокус» или «Спрячь пакетик», также пробки, решётки. Для развития силы кистей рук – сжимать различные резиновые кольца с проговариванием четверостиший, а также прищепки, которыми можно захватывать разные мелкие предметы, проводить с ними игры-драматизации (разыгрывание сценок). В упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами, например, игра-соревнование «Наша мамочка устала» (Наша мамочка устала - всю одежду постирала, милой маме помогу, все прищепки соберу). Прищепки хорошо использовать и для самомассажа кончиков пальцев. На каждый ударный слог, держа тремя пальцами прищепку, прикусываем кончик каждого пальца поочерёдно. Кусается сильно котёнок-глупыш. Он думает это не палец, а мышь.Хватит кусаться глупый малыш, А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш! ». На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение. Например, можно поиграть в игру «Чего не хватает у ёжика? ». Детям предлагается посмотреть и подумать, чего не хватает ёжику, который находится перед ними. Нужно помочь ему вспомнить, какого цвета были у него иголки. Педагог подсказывает: две красные, одна жёлтая, одна синяя и две зелёных иголки. Дети запоминают и прикрепляют прищепки. Еще один способ профилактики и активизации речи ребенка – Су Джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики». Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм. На кистях имеются точки, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку,И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму,И другой рукой начну. Шарики используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия, словаря, при обучении счету и т. д. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребёнка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла. Эти нетрадиционные игровые средства и предметы-заместители можно использовать в любой период и в разных возрастных группах. Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка. Например, очень простое игровое задание «Назови, опиши, чего не стало? ». Учим детей составлять предложение по описанию того или иного предмета (предметов). Эту игру можно проводить при изучении любой лексической темы. Воспитателям необходимо следить за тем, как ребёнок произносит окончания в единственном и во множественном числе, в именительном и родительном падежах, при согласовании прилагательных и числительных с существительными. Игра «Узнай овощ» или «Узнай фрукт» (в зависимости от изучаемой лексической темы) с использованием мнемотаблиц. Известная игра «Чудесный мешочек». Её можно разнообразить, придумав различные варианты не только на развитие осязания, но и на совершенствование лексико-грамматических категорий: «Достань и назови ласково», «Чьи покупки? », «Назови и придумай предложение» и т. п. Также, я думаю, знакомая всем игра «Кто, где живёт? » по лексической теме «Дикие животные» на закрепление названий жилищ животных. Игра «Прятки» направлена на практическое употребление предлогов в речи, согласование слов в предложении, а также на развитие мышления и зрительного внимания. Прятать и искать. Можно использовать и другие игры на практическое употребление предлогов в составе простого предложения: «Ваза и цветок», «Кто за забором? », «Куда упал листик? », «Кто за деревом? », «Помоги мухе найти своих друзей», «Найди птичку». Говоря об играх на закрепление звукопроизношения, слогового анализа, фонематических функций и грамоты, хочется отметить, что, конечно же, коррекцию осуществляет логопед, а воспитатели закрепляют, автоматизируют и контролируют. Для развития фонематических функций можно использовать игры: «Хлопни, если услышишь», «Подними сигнал», «Кто из детей произносит АУ, а кто УА? » (анализ и синтез слияний гласных звуков, «Хлопни – топни», «Красный – синий» (игры на дифференциацию звуков, «Светофор», «Назови начальный и конечный согласный» (игры на определение места звука в слове) и т. п. Для закрепления навыка чтения, фонематических функций, а также на развитие мышления и творческого воображения необходимо использовать игры с участием самих детей. Это игра «Превратись в букву», «Буква оживает», «Живые звуки» Используя эти и другие игры в работе по развитию речи, педагогам необходимо помнить о том, что именно через игру ребёнок дошкольного возраста учится, развивается, взрослеет. Чем ярче, красочнее игры и игровые пособия, тем интереснее ребёнку играть и тем лучше будет результат. Но надо помнить, что речевой материл, не должен быть перенасыщен и поставленные задачи должны соответствовать возрасту и возможностям ребёнка!