Центр помощи детям сегодня...


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Центр помощи детям сегодня...
Автор: Малахова Татьяна Анатольевна

Центр помощи детям сегодня.. «Любой ребенок искренне мечтает,Чтоб в школу его Мама отвела.За всех детей! Давайте пожелаем –Чтоб опустели в мире детдома!»Сегодня, дети оставшиеся без попечения родителей в ситуации серьёзных социально-экономических перемен, оказываются особенно уязвимыми. Все ветви власти – федеральные, местные, педагогические коллективы создают прекрасные условия для успешной жизни и развития каждого ребенка.Проработав много лет в Центре помощи детям ., с такими детьми я вижу очень много положительных результатов. Что мы ждем от наших воспитанников – высокий уровень социальных компетенций. Весь наш коллектив прикладывает огромные усилия в этом направлении. Количество воспитанников постепенно снижается, так как в центре помощи детям активно работает механизм передачи детей на воспитание в приемные семьи. Популярен стал и «гостевой режим», когда ребенка временно передают в семьи на каникулы, на выходные и праздничные дни. Большое внимание уделяется и постинтернатному сопровождению выпускников при вступлении их в самостоятельную жизнь.Сегодня, центр помощи детям – это учреждение призванное максимально заменить семью, которой ребенок лишился. Следовательно, основная функция ЦПД – не образовательная (хотя она очень значима), а функция замены семьи, то есть обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, комфорта, вооружения его такими навыками, которые в дальнейшем позволят ему самостоятельно строить свою семейную жизнь по типу благополучной семьи.Но есть и другая действительность…Большой процент детей, находясь в таких учреждениях, приобретают такие качества как неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, рецептивный тип характера, повышенный уровень отклоняющегося поведения. Специфический социально-психологический облик ребенка, жизнь которого протекает вне семьи, обусловлен сочетанием ограниченных социальных влияний с неблагополучным биологическим фактором развития. Реально широкий круг общения не может восполнить дефицит эмоционального тепла. Опека взрослых в раннем возрасте, а позже – на контроль за ним, не могут иметь положительного значения в формировании личности и ее социальной адаптации.Дети, которые длительное время находятся на полном государственном обеспечении, привыкают к своей роли, а, становясь выпускниками, не дорожат порой даже своей жизнью, часто ведут недостойный образ жизни. Многие оказываются неготовыми к самостоятельной жизни, неспособны принимать самостоятельные ответственные решения и добиваться поставленных целей, часто не имеют элементарных бытовых навыков, не совсем хорошо умеют строить отношения с окружающим миром. К сожалению дети недостаточно приучены к труду, самообслуживанию, готовности заботиться друг о друге…Мы им многое запрещаем… А почему взрослый ребенок не может убрать группу, санузел, помочь на кухне?! Таким образом, вольно или невольно воспитывается иждивенческая позиция…Отсюда, лишившись привычного более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, свободного времени, питания, взаимодействия с социумом, дети, покинув пределы интерната и вступив во взрослю жизнь, не умеют убирать, готовить, бережно относиться к своим вещам, рационально использовать свои деньги…В связи с этим, в настоящее время, актуальным становится осуществление компетентностного подхода в воспитании и обучении воспитанников детских домов. Я думаю, что это обеспечит формирование знаний, навыков, способов их деятельности, готовности и умения действовать в жизненно значимых ситуациях.Основным результатом деятельности нашего учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков самих по себе, а набор компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и информационной сферах, позволяющих использовать усвоенной содержание образовательных стандартов для познавательных и коммуникативных проблем. А что является подспорьем для этого? Это степень сознательности, дисциплинированности, активное отношение к педагогическим воздействиям, знания, умения, самокритика, знания о правах и обязанностях, наличие профессиональных намерений и т.д.Необходимо больше прививать нравственные идеалы и дать хотя бы элементарные понятия о жизни в обществе. Ребенок, выросший без духовно-нравственного стержня, склонен к эгоизму и деградации. Что предложить взамен? Лучший выход – усыновление, так как только семья может дать то, чем ребенок обделен в казенной сфере…И еще… Почему навыки сегодня важнее, чем игрушки? У наших детей много красивой одежды, море игрушек, частые гости, встречи праздники… Но по-настоящему добрым и мудрым поступкам будет не сиюминутная радость дарителя… желая сделать подарок воспитаннику детского дома, нужно в первую очередь задать себе вопрос: для него я это делаю или для себя? Гораздо важнее, например, стать наставником – это старший друг, который делится с ребенком жизненным опытом, подает пример, как поступить в различных ситуациях, помогает выстраивать отношения с людьми и миром в целом. Но, становясь наставником нужно понимать, что это не на один день и даже не на один месяц. Это долговременно и требует большой самоотдачи.Хочу закончить словами:«Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем, если бы он оставил им наследство» (К.Уэйтли)