Г. Ибсен. Пьеса «Кукольный дом» как образец интеллектуальной социально-психологической пьесы-дискуссии.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Г. Ибсен. Пьеса «Кукольный дом» как образец интеллектуальной социально-психологической пьесы-дискуссии.
Автор: Марина Львовна Сиразетдинова
10 класс. Урок внеклассного чтения.Тема: Г. Ибсен. «Кукольный дом» как образец интеллектуальнойсоциально-психологической пьесы-дискуссии.Цель:ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Г. Ибсена, драмой «Кукольный дом» как образцом интеллектуальной социально-психологической пьесы-дискуссии; совершенствовать навыки и умения анализа художественного произведения; расширять и углублять предметную компетенцию; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.Оборудование:текст пьесы «Кукольный дом», раздаточный материал, иллюстративный материал.Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.Прогнозируемые результаты:учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Г. Ибсена; составляют тезисы сообщений; рассматривают драму «Кукольный дом» как образец интеллектуальной социально-психологической пьесы-дискуссии; анализируют и интерпретируют данное художественное произведение, используя сведения из истории и теории литературы; участвуют в беседе; выразительно читают фрагменты пьесы.ХОД УРОКАI. Организационный этапII. Актуализация опорных знанийЗаслушивание нескольких творческих работ(см. домашнее задание предыдущего урока)III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урокаСлово учителя— Вы не найдёте величественных и романтических страниц в биографии выдающегося норвежского драматурга и поэта Генриха Ибсена. Его жизнь скорее напоминает восхождение на горную вершину… Это длинный и трудный путь, путь из душной мещанской среды к всемирной славе и признанию. Оценивая прожитые годы, Ибсен сказал: «Тот, кто хочет понять меня, должен знать Норвегию. Величественная, но суровая природа окружает людей там, на севере. Одинокая и изолированная жизнь — фермы разделены многими милями друг от друга — вынуждает их не обращать внимания на других, думать только о себе. Люди там становятся серьёзными и самосозерцательными. Дома — каждый философ!.. »Генрик Ибсен. Фото 1874 г.Источник: Б. Хеммер. Ибсен. Путь художника. — М: Б.С.Г.- Пресс, 2010 г.Творчество Ибсена связывает века — в буквальном смысле этого слова. Его истоки — в завершающемся, предреволюционном XVIII в. Драматургия зрелого и позднего Ибсена, при всей его глубочайшей связи с современной ему жизнью, намечает и существенные черты искусства XX в. — его экспериментальность, многослойность.Для поэзии XX в., по мнению одного из зарубежных исследователей, весьма характерен, в частности, мотив пилы — с её скрежетом и острыми зубьями. В незаконченных воспоминаниях Ибсен, описывая свои детские годы, подчёркивает то впечатление, которое производил на него непрерывный визг лесопилок, сотни которых с утра до вечера работали в его родном городке Шиене. «Читая впоследствии о гильотине,— пишет Ибсен,— я всегда вспоминал об этих лесопилках». И это обострённое ощущение, которое проявил Ибсен-ребёнок, в зрелом возрасте сказалось в том, что он увидел и запечатлел в своём творчестве кричащие диссонансы там, где другие видели цельность и гармоничность.IV. Работа над темой урока1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Г. Ибсена(Учащиеся составляют тезисы.)2. «В творческой лаборатории драматурга».Ознакомление с отрывком критической статьи1) Особенности развития внешнего и внутреннего действия в драме «Кукольный дом». Карточка-информаторВ «Кукольном доме» противоречие между видимостью и сущностью современной жизни пронизывает и организует всю структуру пьесы, и тот момент, когда это противоречие окончательно выявляется и выступает наружу, становится кульминацией и одновременно развязкой драмы, её финалом. Элементы внешней интриги и случайности, наличествующие в пьесе, получают значение чисто подчинённое. Развитие действия определяется не ими. Криминальная сторона истории Норы имеет второстепенное значение. Она лишь случайный повод, дающий возможность раскрыть ложь и лицемерие, царящие в «Кукольном доме». Подлинная трагедия лежит за этим криминальным происшествием в постоянных жизненных отношениях.Развязка «Кукольного дома» — результат катастрофы, и сама является катастрофой; она лишена всяких элементов компромисса. Но её никак нельзя назвать неблагополучной развязкой. Своим финалом «Кукольный дом» даёт пример очень своеобразного разрешения конфликта драмы, при котором драма непосредственно соприкасается с трагедией; герой здесь не погибает, а, напротив, оказывается победителем, поскольку он как бы находит самого себя. Правда героя, то есть его внутреннее освобождение и избрание им своего подлинного пути не означает окончания завершения его борьбы, вообще всего конфликта.Напротив, подлинный конфликт, подлинная битва разыграется лишь после того, как опустится занавес,— только тогда начнётся настоящая борьба Норы за своё существование в жизни, за познание истинного характера общественных отношений.Незавершённость развязки, возможность (и даже необходимость) возникновения новой драмы как результат изображённых событий — в этом проявляется трудность для Ибсена дать окончательное разрешение рисуемых им конфликтов и вытекающее отсюда стремление Ибсена не давать ответы, а лишь ставить вопросы.Финал «Кукольного дома» показывает наличие в современном обществе настоящего человека — человека, стремящегося к свободе и внутренней независимости и способного для достижения этих целей пойти на любые жертвы, отказаться от всяких компромиссов. Финал «Кукольного дома» утверждает право такого человека на беспощадный разрыв со всем прошлым, со всем, что обезличивает его и мешает свободному проявлению его индивидуальности.(По В. Г. Адмони)2) Самостоятельное ознакомление с информацией о прототипе образа НорыКарточка-информаторО ПРОТОТИПЕ ОБРАЗА НОРЫПрототипом образа Норы в пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом» стала норвежско-датская писательница Лаура Килер, с которой драматурга связывали тёплые дружеские отношения. В жизни Лауры произошла история, в изменённом виде появившаяся на страницах ибсеновской пьесы. У Лауры тяжело заболел муж, и женщина втайне от него взяла денежный кредит в банке на лечение.Лаура, как и Нора, пережила страшное, близкое к безумному, состояние, когда тайна раскрылась. Но между двумя женщинами — реальной и вымышленной — существуют и резкие отличия, связанные с развязкой этой драматической истории. Не Лаура Килер порвала со своим мужем, а её муж настоял на разводе и отобрал у неё детей. Не Лаура бросает вызов обществу, а общество жестоко и несправедливо её наказывает. Нора же сама уходит из дома, сама противопоставляет себя современному обществу — это её сознательный выбор.3. Аналитическая работа с текстом пьесы «Кукольный дом»(с выразительным чтением фрагментов пьесы)Действие первое• Расскажите, где и когда происходит действие пьесы.• Прочитайте авторские ремарки к первому действию. Как вы думаете, какое значение имеет подробное описание комнаты для последующего развития сюжета? Представьте, что вы театральный декоратор. Устно опишите декорации к первому действию пьесы.• В чём заключается счастье Норы? А её супруга?• Проследите, какой предстаёт главная героиня в начале пьесы. С помощью каких художественных приёмов автору удаётся создать впечатление внеш него благополучия семейства Хельмеров?• Расскажите, какую тайну хранит Нора. Как она предполагает раскрыть её Хельмеру?• Выразительно прочитайте в лицах диалог Кристины и Норы. Изменилось ли ваше отношение к Норе Хельмер?• Доктор Ранк называет Крогстада «нравственным калекой». Согласны ли вы с такой оценкой этого персонажа?• Примерами из текста покажите, как возрастает напряжение в пьесе через постепенное раскрытие предыстории персонажей.Действие второе• Проследите рост внутренней борьбы Норы. Какие состояния переживает героиня? Как автору пьесы удаётся передать эти состояния?• Выразительно прочитайте в лицах сцену танца.• Охарактеризуйте образ Кристины. Сравните Кристину и Нору. Что объединяет этих женщин?• Кому адресована реплика Норы: «Некоторых людей любишь больше всего на свете, а с другими как-то больше хочется бывать»! Объясните, как вы понимаете эти слова.• Как вы думаете, какова роль доктора Ранка в пьесе?Действие третье• Как вы думаете, почему события драмы «Кукольный дом» происходят накануне Рождества? Как этот факт связан с развязкой пьесы?• Прочитайте в лицах заключительный диалог Норы и Хельмера. Какова роль этой сцены в развитии сюжета?• Проанализируйте заключительную сцену пьесы. Считаете ли вы её оправданной? Предложите свой вариант финала.• Каково отношение автора к своей героине? А чем вам интересен образ Норы?4. «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия— Современная отечественная исследовательница Кира Шахова считает пьесу Ибсена «Кукольный дом» дискуссионной. «Эта дискуссия,— отмечала Шахова,— происходит не только на уровне супругов, а и опосредованно — как противостояние героев, носителей разных точек зрения. Это не только Нора и Хельмер, но и Нора и её подруга Кристина, Хельмер и доктор Ранк, Хельмер и Крогстад. Личности, которые противостоят друг другу, подчёркнуто разные, правда у них разная. Это создаёт почву не только для сценической внешней или внутренней дискуссии, но и для спора читателя с автором и его героями». Разделяете ли вы эту точку зрения? Что может быть, по-вашему, предметом дискуссии с автором «Кукольного дома» и героями его произведения?5. «Прогулки по местам великих вдохновений…»:сообщение учителя с опорой на фото-иллюстрацию— В современных норвежских городах — Осло и Бергене, Гримстаде и Шиене — существует огромное количество памятных мест, связанных с деятельностью Генрика Ибсена.Так, памятники Генрику Ибсену установлены перед Национальным театром в Осло (рядом с памятником Б. Бьёрнсону) и перед зданием Национальной сцены в Бергене.А в Шиене — родном городке драматурга и столице Норвегии — Осло, где Ибсен провёл последние одиннадцать лет жизни, открыты музеи писателя. В Шиене посетителям могут предложить необычный аттракцион — «Путешествие в голову Ибсена». В отдельном помещении хранится «цилиндр Ибсена» — огромный головной убор 4,5 метра высотой. Попав внутрь, можно посмотреть семиминутный фильм по пьесам драматурга и попытаться понять ход мыслей литературного гения.Как утверждают современники писателя, Ибсен всегда очень трепетно относился ко времени. Драматург был пунктуален до такой степени, что жители Кристиании сверяли по нему часы. Он всегда любил прогуливаться по одному маршруту: от Национального театра до кафе на другой стороне дороги, где обедал ровно в полдень. Причём переходил проезжую часть точно напротив часов в окне университета — от них ровно 286 шагов до кафе. Если присмотреться к памятнику Ибсену у Национального театра, то кажется, будто писатель с высоты сердито поглядывает на опаздывающих горожан.А в том самом кафе за столиком драматурга и сегодня можно выпить чашечку кофе, но бронзовый цилиндр Ибсена на краю всегда будет напоминать, что это место — «зарезервировано»…V. Рефлексия. Подведение итогов урока1. Обобщающая беседа• Назовите самые значительные произведения Г. Ибсена.• В чём состоит вклад Г. Ибсена в создание и развитие национального норвежского театра? Объясните, в чём состоит новаторство Ибсена-драматурга.• Прокомментируйте «Четверостишие» Г. Ибсена:Жить — это значит всё сноваС троллями в сердце бой.Творить — это суд суровый,Суд над самим собой.• Раскройте понятие «новая драма». Объясните, почему период «новой драмы» связывают с появлением Г. Ибсена в литературе.• Об Ибсене говорили, что его пьесы начинались там, где прежде они обычно кончались. Прокомментируйте это высказывание на примере пьесы «Кукольный дом».2. Заключительное слово учителя— Удивительно точно и по-ибсеновски проникновенно сказал о творчестве норвежского драматурга русский философ XX в. Н. А. Бердяев: «Когда читаешь Ибсена, то дышишь совершенно горным воздухом. Норвежское мещанство, в котором он задыхался, составляет фон его творчества. И в атмосфере максимального мещанства происходит максимальное горное восхождение. В творчестве Ибсена есть временное, преходящее и есть вечное».VI. Домашнее заданиеНаписать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем:«Кукла, которая становится Норой»;«В ожидании чуда»;«Каким я вижу будущее Норы?»;«Что такое семейные ценности? (По пьесе Г. Ибсена “Кукольный дом”)».Приложение 1.Лаура Килер (урождённая Петерсен, 1849—1932) — норвежско-датская писательница.Из книги В. Адмони. «Генрик Ибсен: Очерк творчества»:Сразу же после выхода в свет «Кукольного дома» в скандинавской прессе появились заметки, намекавшие, что Ибсен использовал для своей пьесы событие, недавно происшедшее в одном небольшом датском городке. Более подробные сведения о реальном источнике ибсеновской драмы появились лишь после смерти Ибсена. Но только в 1935 году в обширной статье Б.М. Кинка «Генрик Ибсен и Лаура Килер» весь соответствующий материал был сведен воедино.Прототипом ибсеновской Норы оказалась норвежско-датская писательница Лаура Килер. Ее знакомство с Ибсеном завязалось весьма своеобразным путем. Под влиянием ибсеновского «Бранда» девятнадцатилетняя девушка написала книгу «Дочери Бранда», в которой стремилась смягчить и разрешить в религиозном духе проблемы, поднятые в драме. В 1869 году эта книга под псевдонимом вышла в свет, и год спустя Лаура Петерсен послала ее Ибсену с сопроводительным письмом. 11 июня 1870 года Ибсен написал ей ответ, в котором возражал против ее моралистически-религиозных взглядов на искусство, но отмечал ее художественное дарование и рекомендовал заняться литературой. В том же году Лаура Петерсен встретилась с Ибсеном в Копенгагене, а в следующем году в Дрездене, где ежедневно бывала в гостях у Ибсена. После смерти ее отца (1872) она переехала с матерью в Данию, где в 1873 году вышла замуж за адъюнкта Виктора Килера.Виктор Килер, как его рисует Б.М. Кинк, был добрый человек с ярко выраженным эстетическим вкусом, но с расстроенной нервной системой; он был подвержен припадкам ярости. Особенно болезненно переносил он денежные неприятности. Лаура, горячо любившая своего мужа, стремилась скрыть от всех его болезненное состояние и по мере возможности не посвящала его в денежные затруднения, тем более что сама имела время от времени литературный заработок.В 1876 году, переутомленный работой, Виктор Килер заболел туберкулезом и, по мнению врачей, мог излечиться лишь на юге. Просьбы Лауры к мужу, чтобы он обратился за помощью к своему богатому отцу, не увенчались успехом. Тогда она — втайне от всех родных — решила сама спасти мужа и заняла деньги в одном норвежском банке. За нее поручился ее состоятельный друг, которому она, однако, также не рассказала о назначении денег, а сослалась на необходимость поддержать бедного родственника. В том же году Килеры отправились путешествовать — в Швейцарию и Италию, и Виктор Килер действительно излечился там от своей болезни. На обратном пути, в Мюнхене, Килеры посетили Ибсена, который в это время жил там, и Лаура по секрету рассказала Сусанне Ибсен, как она спасла жизнь своего мужа. На ту это произвело большое впечатление, и, очевидно, она позднее рассказала об этом эпизоде Ибсену.После возвращения в Данию начались тревожные дни. Снова понадобились деньги (для переезда в другой город), и Лаура сделала новый заем — в форме векселя на один копенгагенский банк под поручительство ее дальнего родственника, бывшего купцом в Кристиании, и одного крупного датского коммерсанта. К моменту истечения срока векселя Лаура лежала больная после родов, без всяких средств. Ее родственник сам в это время оказался в затруднительном финансовом положении и не мог выкупить вексель. Лаура попыталась выпутаться из создавшегося положения, послав зимой 1877—1878 года рукопись своего нового, наскоро написанного произведения Ибсену с просьбой, чтобы он помог добиться принятия рукописи в издательстве «Гульдендаль», где платились более высокие гонорары, чем в других издательствах. Однако Ибсен в своем ответе (от 26 марта 1878 года) полностью забраковал книгу Лауры как лишенную даже тени «правдивости, достоверности и реальности» и решительно отказался содействовать ее продвижению в печать.В своем письме Ибсен подчеркивал, что он ощущает какую-то внутреннюю озабоченность Лауры, что-то тяготеющее над нею, и требовал, чтобы она поделилась своими трудностями с мужем.Удрученная ответом Ибсена, Лаура сожгла свою рукопись и, придя в совершенное отчаяние, усугубляемое ее болезнью, впала почти в помешательство. В таком крайне неуравновешенном состоянии она совершила попытку выдать подложный вексель — однако сама вовремя одумалась и разорвала его. Все ее поведение в это время было чрезвычайно странным — так, она неожиданно, как раз в этот момент, приобрела новую меблировку стоимостью в три тысячи крон. Наконец произошла катастрофа — все ее действия стали известны мужу. И хотя он сперва выказал ей глубокое сострадание, тем не менее вскоре, под влиянием своей родни, друзей и всего «общественного мнения» маленького городка, в котором они жили, резко изменил отношение к ней и потребовал развода, который и был вскоре оформлен. Дети были у Лауры отобраны, она была объявлена душевнобольной, лгуньей и т. д. (Впоследствии, по просьбе Виктора Килера, Лаура снова вернулась к нему; с 1879 года она вновь приступила к литературной деятельности, постепенно выплатила свои долги. У нее были еще две встречи с Ибсеном — последняя из них, по мнению Кинка, имела существенное значение для более позднего творчества Ибсена — для «Строителя Сольнеса» и особенно для пьесы «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».)Слух о катастрофе, происшедшей с Лаурой, как указывает Кинк, должен был дойти, вероятно в измененном, может быть даже в искаженном виде, до Ибсена, и нетрудно увидеть, что именно он послужил основой для сюжета «Кукольного дома». Здесь совпадает ряд важнейших сюжетных линий, а также ряд мелочей. Тот заем, на который Нора решается для спасения жизни своего мужа, непосредственно восходит к истории Лауры Килер. Мотив «вексельного преступления» также содержится уже в этой истории, — циркулировавшие в то время слухи, кстати, очень преувеличивали «преступность» Лауры. Нора скрывает свои действия от мужа — совершенно так же, как Лаура. Она впадает в последние дни и часы перед тем, как должна разразиться катастрофа, в истерическое, полубезумное состояние — соответственно тому состоянию, в котором находилась Лаура перед раскрытием всех ее тайн. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 10 класс. – М.: АСТ. 2016.