Артикуляция и дикция при исполнении вокальных произведений


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Артикуляция и дикция при исполнении вокальных произведений
Автор: елена александровна иванова

План – конспект занятияпо вокалуТема: Музыкально-тренировочный материал для развития артикуляционного аппарата вокалистаАвтор: педагог дополнительного образования Иванова Е.А.Омск2024г.Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.Задачи:Образовательные:1.Обучить правильному произношению скороговорок. 2.Обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.Развивающие:1.Развивать певческий и артикуляционный аппарат. 2.Формировать навык фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.Воспитательные:1.Формировать речевую культуру.2.Воспитывать внимательность и добросовестное отношения к труду.Оздоравливающая: способствовать профилактики и коррекции здоровья учащихся путём обучения методиками: дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, вокальные упражнения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра.Форма занятия: практикум Методы:  
  • наглядные  –  наглядно - иллюстративный,  личностный показ;
  • словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
  • практические  –  упражнения, практические задания;
  • Оборудование: зеркало, носовой платок, аудиоаппаратура, музыкальные произведения современного направления.План занятия:I. Организационный момент.Объявление темы, цели и задач урока через беседу-диалог с учениками: - 3 мин.II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.1.         Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой:  – 3 мин2.        Распевание. Использование вокальных упражнений – скороговорок: - 9 мин.3.  Элементы артикуляционной  гимнастики В. В. Емельянова: - 5 минут.4. Работа   над  исполнением песни:  - контрастные эмоции, аккомпанемент, - 5 мин.5. «- прочтение вокальной фразы, мысленное пропевание   мелодии с активной, хотя и беззвучной артикуляцией, исполнение песни под фонограмму «-»: - 6 мин.6. «Ладошка», муз. и сл. О, Разумовской - пропевание мелодии a kap.,исполнение под фонограмму «-»: - 5 мин.III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия:  – 4 мин.Ход занятия:
  • Объявление темы, цели и задач урока через беседу - диалог с учениками.
  • Друзья мои, вы заметили как много существует в мире музыкальных инструментов? И каждый из них сделан руками человека. А чтобы они звучали чисто и красиво, за ними нужно ухаживать: настраивать, мыть, чистить, лелеять. Но самый удивительный инструмент, оказывается, находится внутри нас.Вопрос ученику: Что же это за инструмент?Человеческий голос.Это самый древний инструмент, возникший в результате появления самого человека.  Голос – это не игрушка.  А сколько труда, здоровья, психологического настроя нужно, чтобы он зазвучал.Интересный момент. Чтобы спортсмен стал чемпионом, ему нужно много и упорно трудиться. Но прежде чем он начнёт свой цикл упражнений ему требуется хорошо разогреть свои мышцы. Иначе, он может получить  физическую травму. То же самое происходит и с человеческим голосом. Прежде, чем мы запоём, нам нужно разогреть голосовые связки. Нам нужна зарядка! Нам нужна распевка! Нам нужна скороговорка! Чтобы включились в работу все органы, из которых состоит наш голосовой аппарат.Вопрос ученику: А какие это органы? – ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань, трахея, лёгкие.  Всё, что мы с вами перечислили это называется?Артикуляционный аппарат.Наши песни состоят из слов, а слова из гласных и согласных звуков. Работа органов артикуляционного аппарата называется артикуляцией. Но эти звуки речи должны быть понятны при общении людей или пении всем окружающим. Для этого существует дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение звуков.Вопрос ученику: - А из чего может состоять зарядка вокалиста? Из вокальных упражнений и скороговорок. Нам нужно подготовить свой музыкальный инструмент, точнее – настроить его.Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой .           Мы начинаем наш урок с дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Сделаем несколько упражнений, необходимых именно для пения, настройки нашего дыхательного аппарата для вокальной работы. Это упражнения «Обними плечи», «Насос».Вопрос ученику: - Объясните,  а зачем мы выполняем этот вид работы? – Мы настраиваем дыхательный аппарат, потому что знаем, что дыхание – это основа пения.2. Распевание. Использование вокальных упражнений:А теперь наш класс превращается в луг. Время года – лето. Друзья по школе, Руслан и Маришка, пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит солнце. И вдруг ваше внимание привлекает странный звук (закрытым ртом низко «мм»). Кто это? – корова, теленок (рука на груди - ощущение грудного резонирования – поем в 3-4 тональностях). По дороге проехала машина («пр-р», в высокой тесситуре -  «машина едет в горку и с горки»). Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук (в низкой тесситуре «ж-ж» - рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования, звук хорошо помогает при кашле. Чистка интонации. Опевание ступеней).Вот и лес. Уже на опушке девочки услышали, как по лесу разносится «ау» (упражнение на широкий интервал  октаву – от грудного резонирования к головному - поем в нескольких тональностях). В лесу звенят комары («з-з» - «большой комар»- смешанное резонирование, «зь-зь» - «маленький комар » - головное резонирование, рука при этом на шее - звук помогает при болезненных ощущениях в горле). Но налетел ветерок, и комары исчезли  («вв»- головное резонирование - поем в нескольких тональностях поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I ступени в очень быстром темпе). Как интересно в лесу! Где-то поет свою песню кукушка («ку-ку» - поем в нескольких тональностях). Вот пробежал ёжик («фу-фу-фу» маркатированное движение по терциям Y-III-I, рука ощущает, как двигается животик). Он так смешно бегает (« дук-дик-дак-дик» - упражнение с ощущением смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение, с опорой на тонику)! Смешной ёжик вызвал смех. (Упр. «Ха-ха-ха», активная работа диафрагмы). Друзья решили его погладить и укололись («о-о-ой» - легато - Y-III-I ст.) Но они быстро успокоились, поели ягод и пошли домой. (Упр. «Там-тики-тики»).3.Работа над дыханием.«Цветок». Обучающиеся представляют в руках цветок и спокойно через нос вдыхают его аромат, при этом учитель следит, чтобы плечи детей не поднимались вверх, а оставались на месте. Выдох через рот.«Блюдце с чаем». Дети спокойно вдыхают через нос, а выдыхают осторожно «на блюдце с горячим чаем». При этом учитель следит за долгим выдыхом обучающихся.4.Блок распевок.
  • Ступени
  • Скачки
  • Педагог: Завершаем блок распевок мы всегда скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки? (ответы воспитанников). Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.Скороговорка "Буду бить я в барабан" (сидя )"Буду бить я в барабан, буду бить я в бубен". Обратить внимание ребенка на сонорные согласные, вспомнить как их правильно произносить.Отмечать хлопком доли. Четко произносим текст на улыбке в заданном ритме. Сначала медленно, затем увеличивая темп.Поём скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».Проговариваем скороговорку «Мышка мыла мишке шишке»Проговариваем скороговорку « Тигрёнок громко рыкнул р-р-р-р.3.Элементы артикуляционной  гимнастики В. В. Емельянова.Идти было скучно. Дорогой друзья придумывали разные игры. «Поцокали» языком (высоко - низко), изображая лошадку, играли в «Зеркало», показывая друг другу разные выражения лица (грустное - нижняя губа вперед, обиженное - верхняя губа вверх, веселое - верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы).Обращение к ученикам: - Ребята, а зачем мы сейчас делаем эти упражнения? –  Развиваем   мышцы лица, артикуляционный  аппарат.А потом друзья стали давать друг другу различные задания на основе скороговорки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» с разным эмоциональным подтекстом: радость, грусть, восхищение, удивление и т.д.Сегодня наше распевание проходило нетрадиционно. Оно вплеталось в музыкальную историю. Вы молодцы! Замечательно справились с поставленной задачей. А теперь, давайте вспомним наши главные правила вокалиста (прочтение – памятка «Наказ вокалисту»).Трактат о пении (XVI в. архимандрит Матфей)Чтоб красиво петь до гробаКупол сделайте из нёба,Станьте полым, как труба,И начните петь со лба.Ощутите точки две:В животе и в голове.Чтобы петь и не давиться,Не забудьте удивиться.Вдох короткий, как испуг,И струной тяните звук.Если вы наверх идете,Надо глубже опираться.Всех тогда перепоете,Хоть и нечем заорать.Если ж вниз идете вы,Не теряйте «головы».Не рычите, словно зверь,«Открывайте» мягко дверь.Что такое звук прикрыть,Очень трудно объяснить.Чтоб прикрытие найти,Надо к «е» прибавить «и»,«А», где «о», а «о», где «у»,Но не в глотке, а во лбу.И со лба до животаЛишь провал и пустота.Пойте мягко, не кричите, молча партии учите.И не слушать никого, кроме Бога одного!4. Работа   над  исполнением песни «(9 Мая» - контрастные эмоции, аккомпанемент.Друзья мои, а сейчас, на примере данной песни, мы попробуем закрепить то, что делали на зарядке, в скороговорках.5.   «Мои детские желания», муз. и сл. В. Колесникова:- ученик вокально выразительно читает текст первого куплета, используя музыкальную фразу;-  мысленно пропевает мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией;-  исполняет  песню под фонограмму « - ».6. «Весна», муз. и сл О.Разумовской:- ученица показывает мелодию песни a kap.;- исполняет  песню под фонограмму «- ».III.        Подведение итогов, выводы. Рефлексия.Подведём итоги нашего занятия. Вопрос ученику: Что мы делали на уроке?... Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными звуками в скороговорках и распевках. Повторили вокальные правила. Вопрос ученику:  Получилось – ли у нас приблизиться к образцу?  В чём были трудности? Как вы оцениваете свою работу на уроке?Мы сегодня хорошо потрудились! Спасибо за плодотворную работу!