КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПАНЕНТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПАНЕНТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Автор: Агафонцева Марина Витальевна

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПАНЕНТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Агафонцева Марина ВитальевнаРоссия, Кострома, Центр детского творчества города Костромы «Ипатьевская слобода» E-mail: agafoncev-alekcei@mail.ru Краеведческий компонент крайне важен для современного образования. Именно он позволяет, с одной стороны, создать целостную картину мира [3,], дать представление о связях в природе, о взаимосвязях природы и общества, а с другой стороны, - представляет возможность, рассмотреть и узнать детально все составляющие природы, жизни и деятельности населения, их взаимодействия на определенной, конкретной территории. Родной район, город становится для дошкольника великолепной развивающей средой. Обучение становится более наглядным, практически ориентированным, а значит актуальным и полезным для учащегося. Тем самым, краеведческий аспект является очень важным для познавательной мотивации и формирования реальной заинтересованности в проектной деятельности. Кроме того, наличие краеведческого компонента делает любой проект связанным с реальными условиями жизни детей [4].Цель реализации краеведческого компонента - создание условий для развития личности дошкольников, формирование у учащихся системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значения их деятельности в оптимальном соотношении природы и общества.Задачи:1. Развивать устойчивый интерес учащихся к происходящим в природе и обществе явлениям и процессам, происходящим в Костромской области, через знакомство с образом «Русской березки» в различных видах искусств.2. Воспитать чувство патриотизма, любви к Родине, бережного отношения к природе и ее богатствам через изучение особенностей природы родного края и развитие интереса к берестяному промыслу.4. Формировать основы краеведческой культуры и мышления, и связанного с ними умения оценивать природные условия и ресурсы с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности - представление о ценных свойствах березы и их использование в народных промыслах, медицине;5. Развивать у учащихся учебными умениями, позволяющими им самостоятельно обретать новую информацию из различных источников (карты, мнемосхемы, живопись, дополнительная литература, периодическая печать, ресурсы Internet).Наиболее эффективными  из форм для дошкольников являются: беседа-диалог, пешеходные экскурсии, игры, викторины, конкурсы. Установлено, что игровые формы обучения значительно расширяют рамки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы[1].Для реализации познавательной и творческой активности учащихся, в работе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образовательного процесса. В своей работе используем образовательные технологии:Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Например, использование на занятиях пальчиковых игр экологической направленности. ( Гимнастика для глаз «Туесок», подвижная игра «Ах, лапти мои», пальчиковая игра «Люблю березку русскую».)Проблемно-поисковые. Подача материала происходит через создание проблемной ситуации (в данном случае экологической), которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Например, поисково-исследовательская деятельность на тему «Свойства бересты» [7].Информационно-коммуникационные технологии разнообразят процесс образования и воспитания, активизируют познавательную деятельность обучающихся (умение работать с информацией различных источников, исходя из чего, у обучающихся формируется информационная культура).Применение проектной технологии также расширяет рамки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и позволяет ввести в практику работы с дошкольниками новые формы получения информации. Технология проектирования, с одной стороны, делает учащихся активными участниками учебного и воспитательного процессов, с другой стороны, становится инструментом саморазвития детей[4]. Нами разработан и реализуется проект «День рождения Русской березки». Проект рассчитан на детей 6-7 лет и его важной частью является знакомство с ремеслами Костромской области и мастерами-ремесленниками (В.Е.Шантырева) [5]. Реализуя краеведческий компонент в дополнительном образовании, мы столкнулись с тем, что приобщение дошкольников к традициям и обычаям родного края невозможно без приобщения к предметам старины. Поэтому посещение музеев города Костромы, как форма сетевого взаимодействия, является одним из направлений работы с дошкольниками и их семьями по созданию благоприятной познавательной среды и закреплению эмоционального восприятия образа родной природы.