Конспект занятия по ПДД в старшей-подготовительной группе «Правила Дорожного Движения все мы знать должны»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по ПДД в старшей-подготовительной группе «Правила Дорожного Движения все мы знать должны»
Автор: Фарзалиева Алена Зарбалиевна
Конспект занятия по ПДД в старшей-подготовительной группе«Правила Дорожного Движения все мы знать должны»Конспект занятия по ПДД в старшей-подготовительной группе «Правила дорожного движения все мы знать должны»Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий является именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. От воспитателя требуется не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице. Следует уделять приобретению детьми опыта поведения на улицах и дорогах через организацию различных видов деятельности.Цель: Продолжать знакомить с правилами дорожного движения. Формирование у детей основных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.Задачи:Обучающая: Закрепить первоначальные знания о дорожных знаках. Научить их различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар, названия дорожных знаков.Развивающая: Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках. Развивать память, логическое мышление, ориентацию в окружающей детей обстановке, развивать смекалку, речевую активность.Воспитательная: воспитывать общую культуру поведения на дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.Приемы: рассматривание, беседа, художественное слово, загадки, указания, пояснения, самостоятельная деятельность, развитие находчивости и активности, активность детей за счет включения проблемной ситуации, убеждение, поощрение.Ожидаемые результаты:• Воспитать грамотного пешехода и пассажира.• Привитие устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.• Закрепление знаний о работе светофора.Оборудование: Дорожные знаки, макет светофора, шаблоны, мяч, картинки с ситуациями, настольная игра «Дорожные знаки», 4 таблицы с различными группами дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, указательные, предписывающие. Маленькие дорожные знаки по количеству детей. Предварительная работа:- беседа «Дорожные знаки», «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Правила перехода улиц и дорог», «В городском транспорте» «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход»,- дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки»- чтение художественной литературы: Б. Житков «Светофор». С. Михалков «Если свет зажегся красный». В. Семерин «Запрещается-и разрешается»- рассматривание фотографий «Улицы нашего города»- составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ1 часть – организационнаяВоспитатель устанавливает эмоционально- зрительный контакт с детьми.Собирайтесь дети в круг,Ты мой друг и я твой друг.Дружно за руки возьмемся,И друг другу улыбнемся.Дети рассаживаются на стулья.Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо от мальчика Миши, который живет в деревне. Послушайте, что он пишет нам: -Здравствуйте дорогие ребята, совсем скоро я приеду в Казань на зимние каникулы к своим родственникам, дяде и тете. Но дело в том, что я совсем не знаю правила дорожного движения. Прошу вас помочь мне выучить правила дорожного движения. На мой взгляд, в вашем городе транспорта на улице очень много и перейти через дорогу самостоятельно я не смогу. Мне мама рассказала когда-то, что есть дорожные знаки и светофор, которые помогают всем участникам дорожного движения, но как именно – я не знаю. Дорожные знаки, висят на улицах не просто так. Они все такие разные и красивые, я очень мечтаю узнать их назначение, только вот кто бы мне в этом помог?»Я уверен, что вы мне сможете помочь! У вас все получится! Удачи Вам!Воспитатель: - Давайте ребята вместе поможем Мише узнать назначение дорожных знаков. Будем вместе с вами разбираться, какие знаки нужны пешеходам, а какие нужны – водителям. (Да)- А вы запоминайте, затем свои знания передадите своим друзьям, научите малышей и напишем ответ Мише.2 часть – основнаяВоспитатель: - Куда бы вы не шли, всюду на улицах вас встречают дорожные знаки. Они разного цвета разной формы. Это сделано не случайно. Некоторые знаки вам уже хорошо знакомы, а с некоторыми познакомитесь сегодня.- Ребята, а как вы думаете, зачем нужно столько много знаков? Ответы детей (-Чтобы не было аварий.)Воспитатель: - дорожные знаки нужны для того, чтобы улица могла «разговаривать» со всеми водителями и пешеходами. У улиц всех стран мира один общий язык. Во всем мире понимают, что означает тот или иной дорожный знак.Дорожные знаки - это простые треугольники, круги, и прямоугольники разных цветов: красные, голубые, желтые. На каждом знаке что-то нарисовано: бегущие дети, велосипед, автобус и. т. д. Дорожные знаки делятся на: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные.- Ребята, а вы знаете правила дорожного движения? Соблюдаете их? Для чего же они нам нужны?Ответы детей (-Правила дорожного движения нужны для того, чтобы не попасть в беду на дороге, чтобы был порядок на дороге. ПДД нужны для того, чтобы правильно вести себя на улице. Соблюдая правила - мы сохраняем себе жизнь.)Воспитатель:Везде и всюду правила, всегда их соблюдайСреди проезжей части с друзьями не играй!Все выполняют правила: полярник и пилот,Свои имеют правила шофер и пешеход.Являясь пешеходом, будь вежливым всегдаПереходи дорогу по «зебре» и тогдаЛюбой водитель скажет: «Хороший пешеход!Пусть на него равняется весь российский наш народ!»Воспитатель: - Ребята, а давайте мы с вами научимся правильно вести себя на дороге.Сейчас мы с вами вспомним правила дорожного движения для пешеходов.Правило 1.“Дорога только для машин”Вот на улицу выходим,И к дороге мы подходим,По асфальту шуршат шины,Едут разные машины.- Обратите внимание, какое большое количество машин на проезжей части.По дороге не идти, не бежать, не играть не разрешается. Дорогу можно только переходить в указанном месте.Правило 2.“Иди только по тротуару”Тротуар для пешеходов,Здесь машинам нету хода!Чуть повыше, чем дорога,Пешеходные пути,Чтобы все по тротуаруБез забот могли идти!- Ребята, где вы идете с мамой из детского сада? (ответы детей)- Какие правила поведения вы должны соблюдать, когда идете по тротуару? (ответы детей.)Правило 3.“Переход проезжей части”Расскажите, как вы переходите проезжую часть?1. Всегда смотри налево.2. Затем смотри направо.3. Чтоб спокойно перейти, еще налево посмотри и прислушайся.4. А сейчас вперед иди.Правило 4.“Будь внимательным!”Разве можно так, подружки!Где ваши глаза и ушки!От такого поведеньяМожет быть немало бед:Ведь дорога не для чтеньяИ не место для бесед!- Для чего нужно быть внимательным на дороге?Правило 5.“Берегите свою жизнь”Не цепляйтесь к автобусу сзади, ребята,Не катайтесь за ним – рисковать вам не надо!Вдруг сорветесь – и может беда приключиться:Под соседней машиной легко очутиться…Игра с мячом:- Ребята, встаньте по кругу. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.- По дороге кто идет? Пешеход.- Кто машину ведет? Водитель.- Сколько глаз у светофора? Три глаза.-Если красный “глаз” горит, то о чем он говорит? Подожди.- Если зеленый “глаз” горит, то о чем он говорит? Можете идти.- Назовите двух или трехколесное транспортное средство, водителем которого вы можете стать? (велосипед, самокат)- Кого называют пешеходом? (человека без транспортного средства)- Что такое зебра? (пешеходный переход)- Где мы автобус ждем? На остановке.- Скажите, где разрешено детям играть? (в специальных местах, отведенных для игр, на детских площадках)- По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (по правому)- Кого называют пешеходом? (человека без транспортного средства) - А скажите мне, ребята, кто следит на дороге за выполнением правил дорожного движения? (постовой, или инспектор ГИБДД)Молодцы! На все вопросы ответили правильно.Воспитатель:- Кто не знает до сих пор,Что такое светофор?Что его предназначеньеРегулировать движенье?Знать его обязан каждый.Он простой, но очень важный.Днем и ночью круглый годУ него полно забот:Днем и ночью круглый годОн сигналы подает. (светофор)Воспитатель:- Давайте скажем, что обозначают сигналы светофора.1. Запомни друг на красный светЧерез дорогу хода нет!И будь внимателен в пути:Всегда на светофор гляди.2. Желтый свет — предупрежденье:Жди сигнала для движенья.3. А за ним зеленый светВспыхнет впереди,Скажет он:“Препятствий нет, смело в путь иди”.Воспитатель:- А сейчас вы будете ездить на своих автомобилях, а я буду показывать вам сигналы светофора. Игра «Дорожная азбука».Дети делятся на водителей и пешеходов. Водители берут в руки руль и становятся на импровизированную проезжую часть, а дети-пешеходы стоят у «зебры» и ходят по тротуарам.Воспитатель поочередно показывает сигналы светофора и следит за исполнением правил.- Ребята, давайте немного отвлечемся от заданий и отправимся на пешеходный переход.Физминутка «Светофор»В светофор мы поиграем, (Дети хлопают в ладоши).Раз, два, три, четыре, пять.Предлагаю всем вам встать. (Дети встают, ходьба на месте маршируя).Красный свет нам «Стой!» кричит, (Дети стоят на месте).Ждать зеленого велит.Вот и желтый загорелся, (Рывки руками под грудью).Приготовиться пораРуки, ноги, разогреемНачинаем детвора! (Приседания).Вот зеленый загорелся, (Руки поднять вверх).Можно нам идти вперед, (Ходьба на месте маршируя).Будь смелее пешеход.Игра «Дорожные знаки – «Лото»Количество игроков 2-6 и ведущий. Для игры понадобятся карточки с изображением дорожных знаков и карточки с изображениями ситуаций на дороге.Воспитатель:- Ребята, как называется дорога для передвижения пешеходов?(тротуар)- Место для передвижения транспортного средства (Проезжая часть) - А какой транспорт ездит по проезжей части?Загадки о транспорте1. Руль, колёса и педали.Транспорт для езды узнали?Тормоз — есть, кабины — нет.Мчит меня. (Велосипед)2. Я важная машина,Есть кузов и кабина.Вожу любые грузыПо ленточкам дорог.И парты, и арбузыЯ вам доставлю в срок.(грузовая машина)3. Что за чудо – длинный дом!Пассажиров много в нем.Носит обувь из резиныИ питается бензином.(Автобус)4. Помогите! горит» –И к дому машина спешит.Она длинный шланг развернетИ пламя водою зальет.За то, что пожар потушили,Спасибо (пожарной машине).5. Он бензин на завтрак пьет,Громко, как медведь, ревет.Есть колеса и мотор,Чтоб лететь во весь опор.Над дорогой вьется пыль –Это мчит (автомобиль).Игра: «Угадай, куда ехать»По команде «направо», «налево», дети поворачивают и продолжают движение. По команде «кругом» крутятся вокруг своей оси. По команде «задний ход», пятятся назад, по команде «обратно» поворачиваются и едут в обратном направлении.3 часть - заключительная 3.1Анализ и самоанализ деятельности детейРебята, что мы с вами делали на занятии? Кому мы помогли? Что было сложным для вас? Что нам удалось? Что мы расскажем друзьям? Вам было не трудно и все понравилось? Воспитатель:- Сегодня мы повторили основные правила, сигналы светофора, дорожные знаки. Вы уже стали большими ребятами, должны уметь быстро находить верные и безопасные для жизни решения в проблемных ситуациях на дорогах, шалости оставлять за порогом дома. Старайтесь быть предельно внимательными, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям. Не забудьте познакомить со знаками своих друзей, малышей. И в свободное время мы нарисуем с вами знакомые знаки, вы расскажите мне значение этих знаков, я запишу, и отправим это письмо нашему Мише.ЗАКЛЮЧЕНИЕГлавная задача педагогов – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.Предложенное занятие – попытка организовать в игровой форме обучение дошкольников основных правил движения, и воспитания у них привычек поведения умелых и осторожных пешеходов.Используя разные игровые приемы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты. Занятие может быть использовано в других ДОУ, а также в начальных классах школы.Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.